искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Космос в представлении древних был идеальной слитной конструкцией. Люди и животные органично входили в эту систему – человек и природа понимались как безраздельная родовая община, где природа выстраивалась как иерархическая система подчинений и семейно-родовых отношений. Первобытная слитность представлений и мифологическое мышление создали идеальные условия для формирования образной наглядно-чувственной картины мира. В истории культуры широкое распространение получили образы животных, которые со времён глубокой древности играли важную символическую роль в системе понимания бытия.
Звери и птицы – реальные, мифические и фантастические, прослеживаются в разных формах и видах в культурах народов мира. Мышление древних народов образно, связано с эмоциональным восприятием и обнаруживает тенденцию к обобщению. Люди в древности не отделяли себя от природы и наблюдая повадки зверей, занимаясь охотой и проживая рядом, отмечали и выделяли у представителей животного мира ряд сильных качеств и способностей, определённый характерный стиль поведения. Человек, признавая преимущество и могущество животных, но в то же время, подтверждая с ними фантастическую родовую связь и вступая с животными в борьбу, возводил их в объект культа и поклонения – тотем.
С каждым животным был связан не только некий комплекс представлений, но и определённый стиль поведения и набор качеств, за каждым животным был закреплен определённый род деятельности. Согласно Демокриту «путём подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки – постройке домов, от певчих птиц – лебедя и соловья – пению» [6, С.60].
В стремлении установить с сильными животными некую связь, в поиске их покровительства, защиты, желании приобретения аналогичных выдающихся качеств, формировалась религиозно-социальная система тотемизм (необходимо оговорить, что объектом в тотемизме также могут выступать природные явления, растения и т.д., в отношении которых установлен и совершается культ). Животные прочно вошли в фольклор, религиозные представления и мифы народов мира, становились культурными героями, им поклонялись, их обожествляли, приписывали сверхъестественные способности. Существует множество научных теорий и изысканий о происхождении и формировании мифов, которые составили тайное, доступное только для посвящённых, духовное сокровище некой общности людей или рода. [4; 6]
Считалось, что именно через культ с тотемным животным (лев, тигр, орёл, медведь, волк, слон, крокодил, змея, ворон, ласточка, муравей, мышь, обезьяна, олень, баран, вол, бык, рыба, собака, кот, скорпион и т.д.) устанавливалась особая связь – фантастические родовые отношения этнической группы с объектом поклонения. В культурах народов распространены разного рода знаки, символы и изображения тотема, существуют характерные обряды, традиции связанные с культом животных, культовые действия, инсценировки, подразумевающие перевоплощение человека – облачение в шкуры тотемных зверей, имитацию и копирование их поведения, принесение им жертвы и т.д. Обожествляемые животные, выступая в качестве покровителя и оберега, изображались на различных предметах культа, быта, утвари, деталях строения жилых построек, одежде, оружии, амуниции, украшениях и т.д., подтверждая связь владельца и тотема. Животные в культурной традиции выступали также зачастую покровителями определённого рода деятельности. Представители той или иной группы через тотем укрепляли социальные связи, подтверждали принадлежность клану. Через тотемический миф формировалась мифологическая символическая модель происхождения некой общности и определённых элементов культуры.
Анималистичный орнаментальный стиль, получивший название «звериного» стиля, широко распространен среди народов древности – животные, птицы и люди, интегрированные в непрерывный узор жизни общей многоуровневой картины мира, воспроизводят мировоззренческую модель народов. Зооморфизм прослеживается и обнаруживается во многих археологических культурах, выступает важным элементом древних политеистических религий (например, древнеегипетской) и отдельных современных религий (например, индуизма).
С развитием мифа и аллегории животные стали выступать атрибутами и символами того или иного божества. Лев понимался как символ высшей божественной силы, мощи, царской власти и величия, солнца и огня. С образом льва связывают такие качества как ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Орёл – самый сильный представитель царства птиц выступает символом небесной солнечной силы, огня, бессмертия, гордыни, верховной власти, могущества, является символом богов (атрибут Зевса\ Юпитера) и шаманов, выступает одной из их ипостасей и посланцем в мифологиях различных народов мира. Медведь – культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, дух-охранитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное, воплощение души, даритель, звериный двойник человека. [9]
Характерными чертами мифологического сознания неизменно выступают символика и образность, что укрепляет и развивает знак-образ – появляются мифологические гибридные синтетические животные, совмещающие в своём существе черты, и соответственно качества, разных представителей мира зверей и птиц, как правило, отвечающих за разные сферы жизни (например, орла – самой сильной птицы и льва – самого мощного животного из мира зверей), а затем и за разные стороны «страны» света.
«Миф и есть повествование о живых существ, превращение всего в живые существа. Но чтобы получился миф, необходимо, чтобы это живое существо ещё и было выражено как наглядная картина, как смысловым образом построенная жизнь живого существа, как некоторого рода сказание или повествование» [6, C.376].
Переосмысление трансформации сил природы воплотились в фантастических образных мифологических формах. Мифологическая образность и символическое понимание мифа, содержательность и смысловая наполненность мифа, отсылка к мифу как к преданию и авторитетному источнику позволили соединить воедино разные выдающиеся качества в образе фантастического всесильного зверя. Распространение получили фантастические зооморфные существа, наделённые исполинской мощью – Левиафан, Химера, Тритон, Гидра, Пегас, Единорог, Грифон, Феникс, Сфинкс, Дракон, Макара, Шеду, Сирруш, Кербер, Цилинь, Жар-птица и т.д. Отдельную группу представляют мифические зооантропоморфные синтезированные существа – Минотавр, Циклоп, Медуза, Кентавр, Сирин, Алконост, Русалка и т.д. Высшим проявлением синтеза сильных качеств выступают вымышленные фантастические гибридные звери объединяющие 4 силы, 4 стихии, 4 ипостаси. В данном контексте важна и любопытна тенденция к соединению высших качеств и сверхъестественных сил в одном обожествлённом зооморфном существе.
Таблицы [9, с.441]
В Китае, Корее, Японии |
Чёрная черепаха |
Белый тигр |
Красная птица |
Зелёный дракон |
север |
запад |
юг |
восток |
|
зима |
осень |
лето |
весна |
|
вода |
металл |
огонь |
дерево |
Ассирия |
орёл |
вол |
лев |
человек |
Древний Египет |
ястреб |
шакал |
обезьяна |
человек |
американские индейцы |
медведь |
пантера |
молодой олень |
лось |
|
север |
запад |
юг |
восток |
Ветхий Завет |
орёл |
вол |
лев |
человек |
Древняя Греция |
орёл |
слон |
дракон |
рыба |
|
воздух |
земля |
огонь |
вода |
Задолго до доказательств законов Галилея, Ньютона, Лапласа люди проследили зависимость взаимного расположения небесных тел в системе Земля – Луна – Солнце и установили логику цикла существования мира и действия стихий природы согласно космическим законам. Человек прослеживал связь между верхним и нижним мирами, высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом ещё на начальных этапах развития астрономии и астрологии. Верхний небесный божественный мир неразрывно связан в представлениях древних народов с земным миром и жизнью человека – выстраивается целостная система мироздания, в которой небесный и земной миры соотносятся, а созвездия, олицетворяющие животных и богов-героев, выступают мифологическими существами верхнего мира. Взаимное расположение звёзд оформлялось в систему. Каждому из созвездий был присвоен астрономический символ. Божественный мир, размещённый на небесах, изменял свою структуру в течение времени – в ходе открытий новых земель и морских маршрутов в эпоху великих географических открытий созвездия уточнялись в соответствии с приобретёнными знаниями и представлениями.
Наблюдениями древних народов установлена система закономерностей, связь и зависимость природных процессов, состояния здоровья и особенностей характера человека от расположения Солнца, Луны, звёзд. В Древнем Вавилоне было выделено 12 созвездий – человек рождённый при особом положении и сочетании звёзд на небосклоне, связанный датой рождения с определённым созвездием, наделялся конкретными качествами и обнаруживал связь с звёздным мифологическим персонажем. Люди верили, что после смерти человек перемещается на небо. Примечательно, что астральные мифы содержат также и повествования об охоте в верхнем мире.
С развитием религиозных представлений и оформлением религиозных концепций роль зооморфных существ не утратила своей значимости. В Откровении Иоанна четыре апокалиптических существа – стражи четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов Рая в последующем выступят в качестве четырёх символов Евангелистов – орёл, лев, телец и ангел. «… первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя …» (Откр. 4:6-8)
В изложении евангелистов их символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя. Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю обосновал эти атрибуты: «Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку – лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке – бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл – за возвышенный полёт его веры» (Иез.1:4-11)
Примечательно, что в данном контексте получает развитие модель Единого – соединяются и развиваются понятия силы физической и силы духовной. Немаловажное значение приобретает и категория знания – священная книга у каждого из четырёх символов Евангелистов.
Средневековый сборник Бестиарий повествовал в прозе и стихах о различных животных как о нравоучительных аллегориях, таким образом, животные продолжали оставаться воплощением, олицетворением и символом определённых качеств и моделей поведения. В восточной традиции (особенно в китайской культуре) пантеон животных имел важное значение в системе символов верховной власти и использовался также как иносказательный образ воплощения качеств в комплексах духовных практик.
Масонство, заимствовавшее символику христианства, иудаизма, восточных культур, выстроило нравственно-этическую систему морали, скрытую в аллегориях и иллюстрированную символами, что наглядно отражено в масонских табелях. Указывая на необходимость нравственного самосовершенствования и духовного роста, была разработана символика, в которой также прослеживаются образы животных, олицетворяющие определённые качества. Истинный масон должен стремиться быть сильным как лев, ловким как обезьяна, хитрым как лисица, мирным как голубь, жертвенным как пеликан.
С течением веков родовые тотемные знаки преобразовались в гербовые фигуры. В геральдических системах широко распространены так называемые мифические и естественные животные. В геральдике лев символизирует стойкость, твёрдость, спокойствие, благоразумие, медведь является распространённой гербовой фигурой и символизирует силу, храбрость при защите Отечества, изображение орла используется в качестве геральдического символа с древних времён – Шумер, Древний Рим, Византия, Российская Империя и т.д.
В эпоху Ренессанса развитие получила эмблема, иносказательный язык которой обратился к пантеону образов зверей и птиц. В XVI в. выпускаются первые «эмблематические книги», получившие широкую популярность в XVI-XVII веках. Примером эмблемы геральдического символа может послужить эмблема короля Франции Людовика XII – «телом» эмблемы выступал дикобраз в короне с иголками, выстреливающими во всех направлениях, изображение сопровождал девиз – так называемая «душа» эмблемы «Cominus et eminus» (лат. «Вблизи и вдали»), что указывало на имеющуюся силу короля сокрушить его врагов, где бы они не находились – поблизости или вдали [14, С.25-26]. Таким образом, эмблема, и соответственно выбранный образ, выступает важным и неотъемлемым элементом самоидентификации и позиционирования в обществе, что представляется также важным этапом социального становления. Если во времена древности через тотем разрешалась проблема отождествления некой общности с определённым родом и культурной традицией, то со временем символически выбранный образ стал служить как одна из форм идентификации национальной, социальной, религиозной, политической, профессиональной, этнической, этической, сословной и т.д.
Универсальные категории и представления всегда имели образные воплощения. Мифология неразрывно связана с жизнью и связана с логосом. Миф воплощает в конкретной форме философские идеи [15, C. 355] Программы личностного роста, выстроенные через системы образов, прослеживаются и сохраняют актуальность для разных культур. История культуры и мирового искусства позволяет проследить общее стремление разных культур найти формы выражения неких понятий и представлений об отдельных личностных качествах через зооморфные образы. Базовые идеалы и элементы представлений нашли воплощение в зооморфных образах, которые приобрели универсальное значение. Пантеон животных в этой связи выступает важной составляющей архаичной формы мировоззрения. Несмотря на смену эпох, развитие человека и общества, научных представлений эта образная форма подтверждает устойчивость в значениях – она универсальна, понятна, легко считывается представителями разных культур, не теряет актуальности и востребованности. В разных традициях и культурах разного времени, начиная со времён глубокой древности, отчётливо прослеживается использование образов животных и зооморфных существ при очевидных аналогиях и совпадениях трактовок и значений. Зооморфные образы на протяжении веков в разных культурах выступали олицетворением сильных качеств, причём как физических качеств, так и специфических характерных черт поведения, отражая определённую модель и стиль поведения, а также социальные ценности и идеалы данной общности людей.
На протяжении всей истории человечества Мир – Вселенная понимался как единая целостная органично существующая система: космос – природа – человек. Параллели и связи, которые прослеживаются в комплексе тотемических, космогонических, астральных и др. мифов свидетельствуют о становлении, развитии и оформлении онтологических представлений. Образы животных, которые сохраняют актуальность на протяжении веков в разных культурах, представляют устойчивую древнюю символическую форму, практически не подверженную изменениям во времени. С одной стороны, это наиболее архаическая форма представлений и образных систем нравственного самосовершенствования и духовного роста, с другой – некий универсальный символический и культурный код, который подтверждает, что образные системы разных культур и народов обнаруживают не только совпадения, но и структурные аналогии.
Литература:
права защищены ©AVRORAart ©Лиховцева А.В.