« Назад

Возможности QR-кодов для учебных пособий нового поколения. Национальный и культурный код. Статья Лиховцевой А.В.

 

 

Лиховцева Анастасия Владимировна

заслуженный работник культуры РФ

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

XI ежегодная научно-практическая конференция

«Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании» 

Гильдия кинотехников Союза кинематографистов Российской Федерации

Международный институт новых образовательных технологий РГГУ

Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта А.А. Леонова

Исследовательская группа «Виртуалистика» сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН

Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова

Лига образования Российской Федерации

Секция «Философские проблемы виртуалистики» Российского философского общества НОТК «Просвещение»

Москва, октябрь, 2024 г.

 

Likhovtseva Anastasia V.

Honored Cultural Worker of Russia,

Art Critic of the Association of Art Critics

 

Возможности QR-кодов для учебных пособий нового поколения

(на примере издания[1] посвящённого национальным и культурным кодам)

 

Статья посвящена анализу применения QR-кодов в учебных пособиях нового поколения на примере издания посвящённого национальным и культурным кодам. Актуализированы вопросы расширения возможностей бумажного носителя, формирования глоссария издания и научного аппарата исследования усовершенствованного формата, путём использования современных актуальных методов предоставления электронной информации. Вместе с тем, автором подчёркнута необходимость сохранения и предоставления информации на двух видах носителей – электронном и бумажном в зависимости от категории и научного статуса исследования. Сделаны выводы об эффективности и возможностях сочетания форматов предоставления информации в учебных пособиях и образовательном процессе.

Ключевые слова: культура, искусство, QR-код, учебное пособие, образование, информация, код, ссылка, национальный код, культурный код, глоссарий.

 

The possibilities of QR codes for a new generation of textbooks

(using the example of a publication dedicated to national and cultural codes)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the use of QR codes in textbooks of a new generation on the example of a publication dedicated to national and cultural codes. The issues of expanding the possibilities of paper media, the formation of a glossary of the publication and the scientific research apparatus of an improved format, through the use of modern relevant methods of providing electronic information, are updated. At the same time, the author emphasizes the need to preserve and provide information on two types of media – electronic and paper, depending on the category and scientific status of the study. Conclusions are drawn about the effectiveness and possibilities of combining formats for providing information in textbooks and the educational process.

Keywords: culture, art, QR code, textbook, education, information, code, link, national code, cultural code, glossary.

 

Quick Response Code – оптическая метка, которая представляет двумерный или матричный штрихкод и содержит информацию об объекте, к которому она привязана. В настоящее время «коды быстрого ответа» стали широко использовать в разных сферах: рекламы и услуг, при оформлении онлайн покупок, в финансовой сфере и экономике (работа банковских терминалов), в сфере авиа и железнодорожных перевозок (информация о билетах и грузоперевозках), в медицине (доступ к актуальной информации медицинских карт, организация записи на приём к врачу и т.д.), фармацевтике (информация о лекарственных препаратах и производителях), промышленности. QR-коды также используются для шифра разных видов документов и как ссылки на расписания, объявления о мероприятиях и т.д.

Quick Response Code применяется для:

- перехода по ссылкам,

- скачивания файлов,

- шифровки адресов веб-сайтов в целях описания потребительских услуг,

- получения электронных билетов и скидок,

- осуществление платежей,

- кодирование продукции и т.д.

Генераторы штрих-кодов позволяют легко создавать QR-код, используя в качестве исходного материала любую интернет-ссылку. QR-код доступен к расшифровке – он легко считывается посредством телефона или смартфона.

В ходе подготовки учебных пособий для нового поколения учащихся актуален вопрос о внедрении новых инструментов и возможностей усовершенствования методов подачи информации посредством использования новых достижений электронных современных технологий, при соблюдении требований к структуре учебного пособия (регламентированных ГОСТ), его содержанию (определённому ФГОС) и соответствии рабочим программам учебных дисциплин учебного заведения. Эффективность учебного процесса с использованием электроннообучающей системы на базе QR-кодов была подтверждена статистическими данными, изложенными в статье, посвящённой основным направлениям по совершенствованию, разработке и проведению занятий с курсантами и слушателями Михайловской военной артиллерийской академии [3].

Опыт использования QR-кодов, в целях расширения дидактических возможностей, был реализован в издании [4], посвящённом анализу и изучению национальных кодов разных культурных традиций. В состав материалов книги, помимо ссылок на электронные ресурсы, профильные сайты и библиотеки, были включены сгенерированные коды, которые позволили представить дополнительный объём информации, сведений и иллюстраций по разным историческим периодам и культурам.

В сфере культуры и образования использование QR-кодов в настоящее время уже получило распространение как универсальный формат предоставления расширенных экспликаций для выставочных экспонатов – обыкновенно, код содержит информацию адресной интернет ссылки и направляет зрителя к изучению необходимого интернет ресурса или специально созданного сайта-сателлита, делая вспомогательную информацию своевременно и легко доступной в расширенном объёме в ходе ознакомления зрителя с экспозицией выставки.

Национальный код – объёмное структурное понятие, кроме того, понятия национальный код и культурный код тесно связаны между собой. Целесообразность системного подхода при подготовке справочного глоссария подобного издания была обусловлена его задачей. Разные формы проявления культуры составляют и выражают национальную идентичность. Богатый наглядный, иллюстративный материал и электронные ссылки на узкоспециализированные книги и профильные исследования, в сочетании с традиционным подходом предоставления списков справочной литературы, позволили раскрыть суть развитого понятия и сформировать комплексное представление у обучаемого. Культурное наследие, материальное и нематериальное – важная составляющая национального кода, образующая единую национальную систему традиционных представлений, которая в свою очередь отражена и выражена в материальной и нематериальной форме. Таким образом, национальный код образован системой, элементы которой составляют ценностную основу нации:

  • герб, флаг, гимн, конституция
  • государственный строй, право
  • язык
  • культурное наследие (материальное, нематериальное)
  • исторические личности
  • правители и политические лидеры
  • дни воинской славы
  • деятели науки
  • деятели культуры и искусства
  • духовные символы
  • ментальность и психология народа
  • географические, природные, климатические особенности

Важную роль при формировании национального кода играют факторы:

  • социум, семья
  • образовательная среда
  • массовая культура

У каждой нации и культуры свой национальный код – специфика каждой из традиций очевидна – русский, итальянский, греческий, испанский, китайский, японский, арабский и др. национальные коды выразительны и неповторимы фактурой своих специфичных характерных черт. Язык, культурные традиции и культы, жизненный и бытовой уклад, танец и песни, музыка, кухня и ароматы, костюм и промыслы, поверья и сказания входят прочно в основу ментальности человека. Исторические, культурные, духовные связи сохраняют и отражают национальную идентичность, проходят сквозь века и поколения – именно в них и зашифрованы основы национального и культурного кода.

         Использование QR-кодов в данном издании позволило составить комплексное впечатление по заданной тематике, всесторонне раскрыть тему, создать универсальное справочное издание, которое открыло богатство и многогранность материала, позволило обучаемому ощутить его фактуру и полифонию.

Выводы:

Учебные пособия и издания нового поколения позволяют повысить эффективность информирования и развить образовательный учебный процесс, соответствуя новым методам предоставления информации, включая не только ссылки на книги и электронные ссылки, но также и QR-коды, которые могут содержать закодированные ссылки на статьи, сайты, книги, тесты, задачи, изображения, схемы, видео, фактически внедряя интерактивные методы в процесс взаимодействия обучаемого с учебным материалом. Такой подход позволяет сделать процесс изучения материала для обучающегося комплексным и всесторонним, задействовать разные формы восприятия человека, стимулируя к знакомству с вспомогательной информацией по ходу изучения базового материала, не откладывая эту необходимость, при соответствии требованию расширения и углубления изложенных в учебниках знаний, а также сжатого объёма.

Сочетание подходов предоставления информации на бумажном носителе с развитым ссылочным аппаратом (построенным на материале официальных авторитетных сайтов и электронных библиотек), позволяет разработать оригинальную педагогическую методику, основанную на системном научном подходе, обогащённом методами предоставления электронной информации. В зависимости от категории информации и научного статуса издания, а также ценности авторского вклада используются разные форматы предоставления и хранения информации. В частности, относительно отдельных категорий данных даны рекомендации (принципы) содержания, архивирования, хранения цифровой документации в приказе Министерства культуры РФ №526 от 31 марта 2015 г.

Подобные издания отвечают требованиям новизны дидактического материала и сохраняют качество лаконичной подачи сведений, сочетают традиционный и инновационный форматы предоставления информации. Таким образом, учебное пособие в настоящее время имеет перспективу качественно измениться и приблизиться к изданию, которое содержит не только справочный материал по дисциплине, но и видео контент. QR-код расширяет возможности предоставления информации и её объёмов в учебных пособиях, а справочные материалы приобретают свойства электронной тематической библиотеки, обогащаясь зрелищным иллюстративным и видео материалом, что значительно повышает качество образовательного процесса.

 

Нормативные правовые акты:

Приказ Министерства культуры РФ №526 от 31 марта 2015 г. «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».

Литература:

  1. Акопян В.Г. Взаимодействие культурных кодов с кодом естественного языка // Поволжский педагогический вестник. 2015. №2 (7), с.71-75

https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-kulturnyh-kodov-s-kodom-estestvennogo-yazyka?ysclid=m1078vao96263551994

  1. Акушевич А.А. QR-коды в учебных изданиях: редакторский аспект // Труды БГТУ. 2022, серия 4. № 1, с. 151–158

https://cyberleninka.ru/article/n/qr-kody-v-uchebnyh-izdaniyah-redaktorskiy-aspekt?ysclid=m10782q11k992779956

  1. Габитов А.Ф., Стрельников Е.А. АРМИЯ-2022 Электронно-обучающий комплекс на базе QR-кодов // Вестник военного образования. июль-август 2022. №4 (37)

https://cyberleninka.ru/article/n/elektronno-obuchayuschiy-kompleks-na-baze-qr-kodov?ysclid=m107724cjl831885545

  1. Лиховцева А.В. Коллекции и коллекционеры произведений декоративно-прикладного искусства - М.: AVRORA, 2024. 208 с.
  1. Никулина Н.В., Третьякова О.С. Использование QR-кодов на уроках гуманитарного цикла // Проблемы педагогики. 2019. с. 55-56

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokah-gumanitarnogo-tsikla?ysclid=m0qn55yk23877560835

  1. https://www.kp.ru/expert/elektronika/iskusstvennyj-intellekt/?ysclid=m0kxp2s3ee175650391 (дата обращения 01.09.2024)
 

[1] Лиховцева А.В. Коллекции и коллекционеры произведений декоративно-прикладного искусства - М.: AVRORA, 2024. 208 с.