искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
(полный текст статьи - Лиховцева А.В. Экспертиза и проблематика внедрения 3D-технологий при создании и копировании произведений искусства. \\Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА 2/2020. Часть 1. С. 144-153. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).
Новые технические средства, технологии, применение современных высокотехнологичных программных комплексов и новых электронных устройств открывают новые возможности в разных отраслях и сферах знания.
Ссылка на изображение https://produto.mercadolivre.com.br/MLB-775942465-digitalizador-scanner-3d-einscan-pro-plus-solid-edge-_JM?quantity=1&variation=23316855839
Применение новых технологий в сфере изобразительного и пластического искусства вносит коррективы в отдельных случаях на стадии воплощения замысла художника и скульптора, изменяет алгоритм процесса работы над произведением, технику и материалы, вместе с тем позволяет использовать новые виды репрезентаций при последующем экспонировании произведений, что обеспечивает новый уровень восприятия объектов искусства зрителем.
Перед исследователем, искусствоведом, экспертом, технологом, в свою очередь, новые технологии также раскрывают новые неизведанные области знаний. Произведение, созданное с применением новых технологий и методов, требует комплексного описания, изучения и исследования – как непосредственно продукта\объекта, созданного посредством применения подобных технологий, так и технологии воплощения, всего спектра её возможностей, комбинаций, прикладных вариаций, тщательного изучения процесса практической реализации.
С появлением каждой новой технологии и нового материала, необходимо комплексно прогнозировать результат, возможности и специфику внедрения. Широкое внедрение и доступность очередной новой технологии кардинально меняет привычный контекст исследования произведений определённого вида. Специалист, с внедрением того или иного технологического новшества, должен быть готов к появлению новых форм произведений искусства и комбинаций техник.
От эксперта, как ни от какого другого специалиста, требуется мобильность ума, восприимчивость к новым знаниям, чуткость и острота реакции на новшества, дальновидность, способность выстраивать концепции, комбинации и модели, ещё только на стадии появления новых технологических возможностей, до момента появления произведений, выполненных с их применением. Таким образом, эксперт должен прогнозировать, предугадывать и видеть вариации использования той или иной технологической возможности и новшества, используя научный и практический опыт в данной сфере.
Технология объёмного изображения или 3D, в действительности, не настолько нова, как кажется на первый взгляд, и уже около 100 лет используется и применяется в разных областях искусства.
Стереофотография, представляющая вид пространственной фотографии, известна ещё с конца XIX в., тогда же широкое распространение получили стереоскопы с наборами объёмных диапозитивов. Стереокино представляет отдельное направление в истории кинематографа и киноиндустрии. Отдельные страницы истории искусства посвящены стереолитографии. В настоящее время, основой принципа работы 3D принтеров послужили технологии стереолитографии (SLA).
Известны подтверждённые в периодической печати факты, что первый в мире показ 3D-фильма состоялся в России в начале марта 1911 года – в Санкт-Петербурге открылся электротеатр «Танагра», в котором демонстрировались объёмные кинокартины, изготовленные по патенту Оскара Местера.
В 1944 году после специального постановления правительства открылась киностудия «Стереокино», на которой были сняты картины «По следам врага» и «Парад молодости», а затем по новой системе «Стерео 35/19» полнометражный игровой фильм «Робинзон Крузо». 29 февраля 1947 года премьерой этой полнометражной картины в Москве открылся кинотеатр, так же названный «Стереокино».
Официальным началом исследований в данной области считается 1984 год, когда Чарльз Халл подал патент на «стереолитографию» - первый аддитивный метод, состоящий в селективном отверждении последующих слоев фотополимерной смолы лазерным лучом. Однако стоит помнить, что концептуальная работа по технологиям 3Д-Печати датируется 1970 гг., а в 1980-х гг., помимо Халла, несколько других учёных в мире (в Японии – Хидео Кодама, во Франции – Ален Ле Меауте) работали над стереолитографией.
Таким образом, 3D, 3D презентация и 3D моделирование имеют богатую предысторию.
Необходимость изучения в настоящее время специфики технологии и продукции 3D преимущественно заключается в том, что она стала широкодоступна, а оборудование 3D – 3D сканеры и 3D принтеры, программное обеспечение, программы модули и т.д. – получили сегодня широкое распространение на рынке и применяются в разных отраслях и сферах.
Вместе с тем, развиваются возможности искусственного интеллекта, которые уже не одно десятилетие привлекают внимание учёных, разработчиков и инвесторов во всём мире. С помощью искусственного интеллекта уровень распознавания объектов и поверхностей приобрёл компьютерную точность, а обработка полученных данных занимает считанные секунды. С появлением устройств и инновационных технологий для получения моделей в трехмерном изображении появилась возможность воспроизведения объектов в цифровом формате с высокой степенью детализации их формы, поверхности, структуры и др.
3D моделирование, 3D сканирование, 3D воспроизведение и 3D печать радикально изменили процесс воплощения произведения и представление об объекте.
Различные компании (например, компания «Sprint 3D» https://sprint3d.ru/) на сегодняшний день предлагают широкий спектр технологических возможностей по воспроизведению 3D объектов.
\3D моделирование
3D моделирование позволяет сегодня создавать модели любой сложности на основе существующих набросков, эскизов, фотографий, с соблюдением стопроцентной точности относительно оригинала; а также является важной стадией для последующей визуализации и анимации каждого отдельного объекта.
Существует несколько видов моделирования:
Полигональное моделирование (polygonal modeling) — это самая первая разновидность трёхмерного моделирования, которая появилась, когда для определения точек в трёхмерном пространстве приходилось вводить вручную с клавиатуры координаты X, Y и Z. Если три или более точек координат заданы в качестве вершин и соединены рёбрами, то они формируют многоугольник (полигон), который может иметь цвет и текстуру. Соединение группы таких полигонов позволяет смоделировать практически любой объект. Недостаток полигонального моделирования состоит в том, что все объекты должны состоять из крошечных плоских поверхностей, а полигоны должны иметь очень малый размер, иначе края объекта будут иметь огранённый вид. Это означает, что если для объекта предполагается увеличение, его необходимо моделировать с большим количеством полигонов (плотностью) даже, несмотря на то, что большинство из них будут лишними при удалении от объекта. Low-poly (от англ. low — низко и polygon — полигон) называется трёхмерная модель с малым количеством полигонов – это модели, которые состоят из минимального числа полигонов. При этом их достаточное количество для визуального восприятия получаемого объекта. Широкое распространение имеют на мобильных платформах в игровой индустрии в связи с ограничением производительности.
Благодаря росту мощности процессоров и графических адаптеров, в графических программах наблюдается переход с полигонов на сплайны, и на данный момент уже существуют программы не поддерживающие полигональное моделирование. Тем не менее, благодаря огромной популярности трёхмерных игр реального времени, полигональное моделирование получило широкое применение, поэтому многофункциональные средства редактирования полигонов постепенно преобразовываются в инструменты для работы со сплайнами.
http://intro4u.ru/urok-po-modelirovaniyu-mashiny-v-cinema-4d-low-poly/
Сплайновое моделирование – это вид 3D моделирования, при котором модель создается при помощи сплайнов (Сплайн − от англ. spline – гибкое лекало, в 3D – это трехмерная кривая). Линии сплайнов задаются трехмерным набором контрольных точек в пространстве, которые и определяют гладкость кривой. Все сплайны сводятся к сплайновому каркасу, на основе которого уже будет создаваться огибающая трехмерная геометрическая поверхность. В сплайновом моделировании используются сплайновые примитивы (параметрические объекты, используемые для моделирования объекта). Базовыми сплайновыми примитивами являются: Линия (Line); Дуга (Arc); Спираль (Helix); Окружность Circle (Circle); Кольцо (Donut); Эллипс (Ellipse); Прямоугольник (Rectangle); Многоугольник (NGon); Многоугольник в виде звезды (Star); Сечение (Section); Сплайновый текст (Text).
Сплайновое моделирование более точное – при масштабировании (приближении) качество объекта не меняется. При сплайновом моделировании форма кувшина описывается множеством кривых по экватору шара. Поверхность, построенную с помощью сплайнов, можно масштабировать и изготавливать с такой точностью, которая необходима и которую можно задать на этапе прототипирования. Формы кувшина, созданные с помощью полигонов, имеют различную степень детализации между плоскостями. Изделие с 260 полигонами имеет степень детализации 35 градусов, с 520 полигонами – 25 градусов, с 1280 полигонами – 10 градусов между гранями. Несмотря на то, что издалека изделие кажется гладким, а количество полигонов более 1000, при изготовлении такого объекта будут небольшие шероховатости, поскольку даже на маленьком объекте заметен угол в 10 градусов между плоскостями.
Полигональное и сплайновое моделирование можно сравнить с помощью растрового и векторного изображений: векторное изображение можно масштабировать в любых пределах и его качество не будет теряться, а при увеличении растрового изображения будет теряться качество линий.
NURBS моделирование или технология Non-Uniform Rational B-Spline – это технология неоднородных рациональных В-сплайнов, создание плавных форм и моделей, у которых нет острых краев, как у полигональных моделей. Именно из-за этой отличительной черты технологию NURBS применяют для построения органических моделей и объектов (растений, животных, людей). NURBS-кривые, используемые в данном моделировании, бывают двух видов: Р (Point) кривые и CV (Control Vertex) кривые. Point кривые управляются вершинами, находящимися непосредственно на самой линии или объекте, а Control Vertex кривые управляются точками, лежащими за пределами линии или объекта.
Для различных задач применяются соответственно разные методы и программы 3D моделирования.
https://koloro.ua/blog/3d-tekhnologii/vidy-3d-modelirovaniya-poligonalnoe-splajnovoe-i-nurbs-modelirovanie.html
3D моделированию часто предшествует этап 3D сканирования, которое осуществляется посредством использования 3D сканеров.
\3D сканер
Разработчики следующим образом поясняют принцип работы 3D сканеров: многие модели работают на основе белого света, который гарантирует высокую точность при захвате геометрии и текстуры предмета даже очень сложной формы. На объект излучают направленные пассивные волны и обнаруживают его отражение для анализа. Используют светодиодный или лазерный луч реже рентгеновский луч, инфракрасное излучение или ультразвук. Обработка информации осуществляется средствами САПР.
Каждый этап завершается автоматическим созданием файла, готового к дальнейшей обработке и совместимого с любой моделью 3D принтера. При желании полученное изображение одним кликом можно экспортировать в онлайн-хранилище. Возможно использовать фиксированный или автоматический режим для работы с любыми объектами, в том числе с захватом цвета или с целью воспроизведения физических свойств исходной модели. Калибровка и выравнивание сетки полностью автоматизированы. Отдельные модели рассчитаны на сканирование негабаритных и средних объектов любого уровня сложности. Благодаря высокому качеству детализации мельчайшие детали будут воспроизведены с максимальной точностью. Отличные показатели захвата текстур, гарантируют лучшие результаты при восстановлении визуальной составляющей предметов. Данный вид устройств с легкостью и без малейших усилий со стороны пользователя автоматически выстраивают сетку сканирования.
Кроме того, 3D сканер позволяет создание трёхмерной модели посредством использования технологии выращивание рельефа. Чем светлее оттенок серого – тем тоньше рельеф, чем темнее оттенок серого – рельеф будет выше. Таким образом, 3D сканер позволяет воспроизвести и рельеф с точностью до 1 мм. При желании, технология позволяет изменять масштаб у произведения и толщину красочного слоя.
Технологии 3D - моделирования, - сканирования, - печати позволили сегодня не только создать новое произведение, но и точно воспроизвести существующее, с учётом его текстуры и фактуры. В образовательных программах музеев широко стали использоваться специально созданные картины и скульптуры тактильного восприятия искусства.
После этапов 3D сканирования и моделирования, обычно на 3D принтере печатается трехмерная модель – так называемая мастер-модель. Мастер-модель это прототип изделия, который в дальнейшем может быть растиражирован нужным числом.
Таким образом, 3D технологии позволяют получить точную форму для дальнейшего отлива фигуры, скульптуры, либо рельефа и подготовить ее к использованию.
\3D принтер
3D Systems – первая компания, выпускающая и продающая 3D-принтеры в мире, была основана в 1986 г. В настоящее время существует множество разных компаний, а также новые методы 3D производства. Изначально широкое распространение получила трёхмерная печать термопластов в виде моноволокна. Компания Stratasys является создателем технологии FDM. Materialize - одна из крупнейших сервисных компаний в области 3D печати, которая появилась в 1991 году. В настоящее время широко используют печать 3D-принтеров из металла, порошковых пластмасс, светоотверждающихся смол, гипса и т.д. Настольные FDM 3D-принтеры используются для создания предварительных прототипов.
В основе принципа работы 3D принтера технологии стереолитографии (SLA). Благодаря надёжности и превосходному качеству печати 3D принтер Formlabs Form 2 является лидером в сфере настольных фотополимерных 3D принтеров. Особенность характеристик позволяет реализовать следующие возможности:
- печать объектов очень сложной геометрии;
- ювелирная точность печати с толщиной слоя 25мкм.
Такие 3D принтеры используют, когда требуется высочайшая точность изделий. В частности, его используют: в стоматологической сфере для создания моделей протезов, имплантатов, капп, элайнеров, хирургических шаблонов и т.д.; в ювелирном деле – для создания мастер-моделей ювелирных украшений и создания бижутерии самой тонкой работы.
Производители (например, компания «Sprint 3D») указывают следующие существующие методы трехмерной печати:
- применение последующих слоев полужидкого пластика (FDM/FFF) – трехмерная печать термопластов в виде мононити;
- отверждение светочувствительных смол с использованием лазерного луча (SLA), света от излучаемого проектором (DLP) или УФ-лампой (PolyJet / MJP);
- селективная адгезия гипсового порошка (CJP) или песка (Binder Jetting);
- селективная адгезия пластмассовых порошков и их сварка (MJF);
- селективное спекание порошковых пластмасс (SLS);
- селективное плавление порошкообразных металлов (SLM, DMLS, EBM).
Разные виды 3D принтеров осуществляют печать из разных материалов, создающих разные эффекты. Для данных методов изготовления не существует геометрических ограничений.
Воск
3D-печать воском — это удобная и выгодная технология по созданию высокоточных выплавляемых восковых мастер-моделей, которые применяются в разных сферах производства ювелирных украшений.
3D-принтер печатает восковые модели с мельчайшей детализацией и ювелирной точностью, то есть конечное изделие будет иметь гладкую поверхностью и полностью соответствовать созданной цифровой 3D-модели.
Фотополимер — это технология быстрого прототипирования высокодетализированных изделий с гладкой поверхностью из прочного полимерного пластика с толщиной слоя до 16 микрон. Материал отлично подходит для создания мастер-моделей под формы отливки пластиком или металлами и прототипов высокого качества. Компания «Sprint 3D» изготавливает изделия из прозрачного, белого и черного фотополимера. Изделия передают все точные размеры и сложные геометрические формы, служат качественным прототипом. 3D-печать из фотополимера позволяет достигать толщины стенки менее 1 мм, что делает данный материал уникальным в линейке пластиков. 3D-печать фотополимером проходит по технологии SLA (лазерная стереолитографии), где после нанесения мягкого полимерного материала на платформу 3D-принтера на него происходит воздействии ультрафиолетового света и каждый слой будущей модели затвердевает, делая ее прочной и устойчивой к различным факторам окружающей среды, позволяя получать изделия с точностью от 0,05 до 0,15 мм. По сравнению с 3D-печатью воском технология печати фотополимером значительно дешевле.
Металл
3D печать металлом – аддитивное производство металлических изделий, которое по праву является одним из наиболее перспективных и стремительно развивающихся направлений в трехмерной печати как таковой. Технология берет свое начало еще с обычного спекания материалов, применяемого в порошковой металлургии, которая стала более совершенной, точной и быстрой при технологии селективного лазерного сплавления.
SLM или технология селективного сплавления – это тип прямой печати металлом, при котором достигается плотность 99,5%. Разница особенно ощутима, если сравнивать с моделями, полученными обычным литьем. Достигается такой показатель благодаря внедрению новейших технологий именно в аппаратной части:
- Применение специальных роликов для утрамбовки порошков и, как следствие, возможность использования порошков с размером частиц от 5 мкм.
- Повышение насыпной плотности, способствующее уплотнению конечных изделий.
- Создание разреженной атмосферы инертных газов, при которой достигается максимальная чистота материала, отсутствует окисление и исключаются риски попадания сторонних химических соединений в состав.
Современный 3D принтер для печати металлом позволяет легко подобрать индивидуальную конфигурацию для печати конкретным металлическим порошком. В производстве мы используются следующие материалы:
- Нержавеющая сталь (отечественная 07Х18Н12М2 (Полема) и импортная 316L).
- Инструментальная сталь (импортная 1.2709).
- Жаропрочные сплавы 08ХН53БМТЮ (аналог Inconel 718, про-во Полема) и ЭП 741 (производства ВИЛС).
- Кобальт-Хром (COCR)
3D-принтер SLM 280HL может использоваться для создания разного рода металлических компонентов, прототипов и конечных изделий. При необходимости возможно обеспечить мелкосерийное производство.
Производственная установка ProX 100 – компактная установка для 3D печати металлом, разработанная американской компанией 3D Systems, которая работает по технологии прямого лазерного спекания, благодаря чему обеспечивает высокую скорость и точность производства.
3D печать алюминием – относительно новая технология в производстве металлических изделий повышенной прочности. Используя сплавы алюминия, можно создавать практически любые изделия – от домашнего декора и сувениров до деталей производственного оборудования или даже самолетов.
Компания SPRINT3D применяет технологии 3D печати алюминием для своих клиентов, используя новейшее оборудование – 3D принтер для печати из алюминия Renishaw AM400 (SLM), позволяющий выращивать изделия практически любой сложности на основе металлических порошков.
Применяется не просто порошковый алюминий. Сам по себе материал достаточно податливый. Но при смешивании наночастиц с сырьем происходит кристаллизация, сильно повышающая прочность готовых изделий и препятствующая образованию трещин при их затвердевании.
Впервые технология была успешно применена именно в сегменте авиакосмической промышленности. Широкому потребителю она была практически недоступна. Коммерческий/промышленный 3D принтер для печати из алюминия решает самые сложные задачи:
- Позволяет выполнять мелкосерийное производство металлических изделий. Основное преимущество – высокая геометрическая точность, которая ранее была недоступна.
- Подходит для мелкосерийного производства и печати опытных образцов. Например, для проверки эргономики изделия и проведения необходимых проверок.
- Это оптимальный вариант для изготовления различных видов заготовок индивидуальных по сложности, размерам, геометрии.
Используется наиболее подходящий производственный материал – сплав на основе алюминия AlSi10Mg-0403. В его составе алюминий, легированный кремнием (не более 10%), магний, прочие компоненты в небольшом количестве. Благодаря кремнию сплав становится гораздо прочнее, чем чистый алюминий. Кроме того, на поверхности напечатанных изделий формируется оксидный слой, обладающий повышенной коррозийной стойкостью. Ее даже можно усилить, используя технологию химического анодирования.
Математические модели, которые использовались для трехмерной печати на другом оборудовании, можно быстро и недорого оптимизировать для 3D печати алюминием на новом оборудовании. На всех этапах производства обеспечивается контроль изделий. Для этого используется компьютерная томография.
Полиметилметакрилат
(ПММА, PMMA) – полимер в виде порошка на синтетической основе, более известен как органическое или акриловое стекло. 3D-печать из этого материала является бюджетной, но при этом конечные изделия обладают целым спектром полезных качеств. Изделия такого рода популярны в прототипировании, дизайне, макетировании и визуализации. Точное литье или литье по выплавляемым моделям — это процесс производства изделий из металла, благодаря введению расплавов в полую форму с пост-охлаждением и извлечению готовой модели. 3D-печать из ПММА создает выплавляемую мастер-модель, которая отлично подходит для точного литья металлических деталей и изделий. Процесс литья по выплавляемым моделям в Sprint 3D проходит через выжигание модели внутри керамической формы с получением конечных изделий с максимальной точностью, соблюдением габаритов и сохранением сложной геометрии объекта. постобработки, исполняя желания заказчика по шлифовке, монотонной или художественной покраске изделий.
Гипсополимер
Цветная 3D-печать из гипса применяется для визуализации изделий и используется для создания кубков и наград, сувенирной продукции, а также строительных и рекламных макетов различной направленности по эскизам. Большой популярностью пользуется направление, позволяющее передавать в 3D-фигуре образ реального человека, персонажа из игры, животного. Гипсополимер позволяет воплотить любую фантазию в физическом полноцветном виде. 3D-принтер послойно склеивает гипсовый композит, одновременно окрашивая в требуемый цвет. После 3D-печати на фигуры равномерно наносится воск, который делает конечный продукт прочным и устойчивым к внешней среде. Практика показывает, что изделия из гипсополимера сохраняются более 10 лет, не теряя при этом своего цвета.
Титан
Титан – активно используемый металл для трехмерной печати – один из самых практичных, является одновременно очень износоустойчивым и легким. Используется 3D-печать титаном в разных отраслях промышленности: медицинской (в частности индивидуальное протезирование), аэровоздушной, космической, машиностроительной и прочих. Единственный существенный недостаток титана – его повышенная реакционная способность в порошковой форме. Поэтому печать титаном на 3D-принтере должна выполняться квалифицированными специалистами и в среде инертного газа Аргона. Благодаря своей низкой плотности и высокой устойчивости к механическим и температурным воздействиям титан стал одним из оптимальных материалов для печати изделий в разных сферах промышленности. Печать титаном на 3D-принтере позволяет печатать конструкции для аэрокосмической, автомобильной, военной, ювелирной и множества других важных отраслей. То есть, даже там, где важна особенно высокая точность в производстве.
3D-печать титаном по классической технологии происходит следующим образом:
1. Металл в форме порошка обрабатывается методом электронно-лучевой плавки. Эта технология позволяет создавать тончайший слой – менее 0.2 мм.
2. Плавка происходит в специальной камере посредством направленного воздействия электронных излучателей.
3. В камере формируются последовательные слои до того момента, пока не будут достигнуты нужные размеры и форма изделия.
В некоторых случаях изделия из титана проходят фрезерную обработку, но современные технологии и программное обеспечение позволяют создавать продукцию высокой сложности без необходимости в последующей обработке. Это сокращает сроки производства и делает его более рентабельным в силу отсутствия добавочных технологий.
Печать титаном на 3D-принтере предусматривает применение технологии аддитивного производства – прямое лазерное спекание. Кратко его можно разделить на два этапа:
1. Тонкий слой порошка титана подается на нагревательный стол.
2. Углекислый лазер спекает порошковые титановые частицы друг с другом и с предыдущим слоем.
При трехмерной печати титаном отсутствует привычный многим традиционный блеск – детали получаются несколько тусклыми и шероховатыми. Однако если характерный титановый отблеск важен, его можно достичь с помощью ручной обработки. Полировка позволяет легко и быстро добиться нужного визуального вида с ярким и привлекательным блеском.
компания «Sprint 3D» https://sprint3d.ru/
Внедрение трёхмерных технологий и искусственного интеллекта обусловило проблематику в некоторых сферах экспертизы произведений искусства.
Современные возможности 3D моделирования, 3D сканирования и 3D печати давно превзошли пунктировальную машину скульптора и эпидиаскоп горе-художника и в настоящее время стали широкодоступными, позволяя осуществлять печать не только разными видами пластика, но и гипсом, а также металлами, кроме того, позволяют осуществлять печать на разных поверхностях и материалах. Трёхмерная технология точно воспроизводит не только само произведение искусства при создании реплик и повторений с оригинала, но и позволяет сканировать оригинальное произведение, моделировать отдельные фрагменты скульптуры, выполнять гипсовые формы, которые могут быть зачищены, доработаны, и с которых в последующем могут быть выполнены отдельные образцы.
Трёхмерные технологии сегодня позволяют уже также выращивать красочный рельеф по образцу на заданной поверхности.
Безусловно, технологические экспертизы по-прежнему определят возраст материалов и их состав, внимательный эксперт зафиксирует признаки старения, выявит естественность поверхности, но обратить внимание на факт, что внедрение новых технологий создаёт определённые нюансы в работе исследователя важно и необходимо.
Вопросы внедрения новых технологий 3D и использования искусственного интеллекта обозначили для исследователей соответствующую проблематику, но, вместе с тем, открыли и новые возможности для искусствоведов и экспертов.
Стереомикроскопы совершенствуются каждый год, но уже используются в работе специалистами музеев и экспертных центров. Внедрение же прочих форм 3D технологий, новшества 3D сканирования, 3D моделирования, 3D печати, использование возможностей искусственного интеллекта позволят музеям в будущем не только развивать образовательные программы, но и совершенствовать работу эксперта посредством:
- создания электронных банков фактур произведений художников,
- проведения электронного сравнительного анализа рентгенограмм произведений,
- фиксация специфики движения руки художника, при анализе индивидуальных опорно-двигательных особенностей.
\\При подготовке статьи использована информация с сайтов:
http://intro4u.ru/urok-po-modelirovaniyu-mashiny-v-cinema-4d-low-poly/
http://bim4u.ru/?yclid=6443840118447431114
https://robot-ik.ru/obzory/kak-rabotaet-ustroystvo-3d-skanerov-tehnologii-i-printsipy-skanirovaniya/
https://can-touch.ru/blog/vse-o-3d-skanerax/
https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-skaner-i-kak-on-rabotaet/
дата обращения 07.11.19.