искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
А.В. Лиховцева
Искусствовед, член Ассоциации Искусствоведов (АИС)
Визуальная информация обладает уникальной возможностью воздействия. Во многом это обусловлено лёгкостью её восприятия и сложностью её обработки человеческим мозгом. Воздействие посредством визуальной информации используется для достижения самых разных целей и конкретно поставленных задач.
Повседневно мы находимся в широком поле самой разнообразной визуальной информации. Каждый день наш глаз и мозг фиксирует невероятный объём визуальной информации, который даже не успевает осознанно восприниматься и обрабатываться человеком, но принимает непосредственное участие в формировании его взглядов, настроений, внедряется в сознание и оказывает влияние на его психоэмоциональное состояние. Современные методы представления информации, средства массовой информации и коммуникаций имеют достаточно широкие возможности и их значение нельзя недооценивать. На сегодняшний день существенно изменился темп жизни, ритм времени, скорость и формы передачи информации в целом. Гораздо быстрее и эффективнее воспринимается именно визуальная информация - она влечёт за собой более пристальное изучение вопроса и вызывает уже целенаправленный предметный интерес. Визуальная информация это не только художественные выставки, фотовыставки и кинофильмы, но и сам город, с его структурой, средой, улицами и домами, витринами, магазинами. Визуальной информацией наполнено личное пространство человека, она выступает как форма коммуникации между людьми, более того, каждый отдельный человек является носителем своей визуальной информации. Безусловно, в сферу визуальной информации попадает огромный пласт печатной продукции, телепередачи, все виды видео и различного рода реклама.
Процесс усвоения и влияния визуальной информации на человека представляет собой сложный механизм. У каждого человека есть система образов и изображений (система визуальных рядов), зафиксированных в его сознании. Важно понять механизм выстраивания этой системы, для этого условно разделим её на три блока. Первый блок образов и изображений бесконтрольно фиксируется извне, формированием второго блока визуальной информации человек занимается сознательно сам и делает это на своё усмотрение, в соответствии со своими индивидуальными желаниями и потребностями, третий блок - бесконтрольно формируется в его сознании, как производная этих двух групп. Психоэмоциональное состояние человека, а следовательно, и формирование его представлений и мнений, во многом зависит от этой системы. Систему визуальных рядов каждого человека, при желании, можно проанализировать. Но интерес вызывает другой вопрос – в чём заключается принцип воздействия на формирование этих визуальных рядов. Механизм внедрения образа, идеи предполагает участие в формировании набора первичной визуальной информации. Такие первично заданные образы принимают базовое участие в формировании последующей визуальной информации.
Визуальная информация и в частности искусство - это одна из форм взаимодействия и взаимодействие посредством визуальных образов - крайне нестандартный и очень действенный метод. Искусство с продуманной идеологией, направленной на популяризацию необходимых идей, не единожды выступает в истории мирового искусства как один из инструментов диалога государства и общества. Зачастую язык изобразительного искусства использовался с целью продвижения каких-либо взглядов и популяризации неких идей. Особенно широко этот метод применён в мировом религиозном искусстве, когда каждая из конфессий выстраивает концепцию своего искусства в соответствии со своим учением. Причём, в этом случае, оказывается комплексное воздействие на человека - одновременно, через архитектуру, скульптуру и изобразительное искусство. Играет роль принцип освещения, среда, зачастую звуки и запахи. Более того, человеку, попадающему в сакральное пространство, задаётся определённый алгоритм движения: шествие - в католическом соборе, предстояние - в православном храме, объединение - в мечети, вовлечение в среду - в буддистском монастыре. Искусство разных религий использует разные методы воздействия и говорит о разном, открывает разные возможности для человека. Использование изобразительного языка в религиозном искусстве и воздействие на человека через среду и образ – это одна из величайших тайн, в которой заключена мудрость веков.
В повседневной жизни, с помощью визуальной информации возможно принимать непосредственное участие в формировании мнений. Если соединить изобразительное искусство и принцип маркетинговых коммуникаций, продумать набор символов и образов, которые могли бы стать отправными в сознании человека и заниматься последовательной популяризацией и внедрением этих символов и образов, то подобный комплекс может эффективно работать как средство пропаганды определённой идеологии. Для визуальной информации, которая используется в подобном качестве, должен быть выбран созвучный времени понятный доступный язык визуальных образов, а если речь идёт об искусстве, то оно должно иметь современные естественные формы и актуальную тематику, отражающую реальные события.
Хотелось бы, чтобы цели воздействия посредством визуальной информации были благородны и сыграли роль в борьбе с утратой моральных ценностей и безнравственности, были направлены на пропаганду здоровых нравственных идеалов, воспитание в человеке лучших человеческих качеств и формирования верных приоритетов.
©AVRORAart.ru