« Назад

Статья А.В.Лиховцевой о художнике К.В.Петрове

 

Художник Константин Витальевич Петров

Заслуженный художник Российской Федерации

Действительный член Российской Академии художеств

Вице-президент Творческого Союза художников России

Советник Президента Российской Академии Художеств

 07.11.1964 – родился в г. Смоленске

1976 – 1983 – учеба в МСХШ (МАХЛ РАХ)

1983 – 1991 – учеба в МГАХИ им. В.И. Сурикова (проф. Н.А. Пономарев, Б.А. Успенский, А.Б. Якушин)

Из окна мастерской художника открывается необыкновенной красоты панорамный вид. Умытый Чистопрудный бульвар предстаёт взору через потёртые крыши в ярких оранжево-алых лучах закатного солнца. Отзвуки света длинными дорожками пробиваются сквозь многогранные призмы выстроенных в ряд узких горизонтальных окон чердака и  пронизывают глубоко насквозь мастерскую, скользя по тонким акварельным пейзажам, рассыпаясь волшебными отзвуками света в работах художника. Знакомство с творчеством Константина Витальевича Петрова оставляет тонкое прозрачное впечатление, наполненное лёгкостью и чистотой нежных цветовых сочетаний, окутанное поэтичностью, спокойствием и светом.

Культура восприятия окружающего мира, эстетизированное мироощущение художника Константина Петрова были изначально заложены в нём природой и оттачивались на ранних этапах воспитания в творческой среде семьи. Отец художника Константина Витальевича Петрова - Виталий Натанович Петров (Камчатский) (1936-1993гг.) художник, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ, профессор, мама - Галина Сергеевна Подбересская (1936-1997гг.) искусствовед.

Константин Витальевич Петров работает в разных техниках и жанрах, но акварель и именно пейзаж в его творчестве представляет собой отдельное направление пристрастий и предпочтений художника.

В творчестве К.В. Петрова нашёл отражение колорит разных стран, образы разных городов. Петров постоянно совершает творческие командировки, имеет плотный график выставок. Пытливый зритель откроет для себя в многообразии пейзажей, созданных художником за десятилетия творчества, графические произведения посвящённые России, Испании, Греции, Словакии, Турции и др. Отдельный блок работ представляют пейзажи Москвы, Новосибирска, Сочи, Дербента и др. Отрадно, что большая часть пейзажей К.В. Петрова посвящена красоте русской земли и малым русским городам: Переславль-Залесский, Боровск, Ярославль, Воронеж и др. Художник замечает, что именно в таких местах сохраняется, словно дыхание души, тонкий поэтичный образ места, который нетронут суетой повседневной жизни. В пейзажах Петрова отсутствует стаффаж – его пейзажи это, скорее, именно «образы» тех мест, где побывал художник. Им свойственна лёгкость, прозрачность и некая эфемерность, они проникнуты тишиной, спокойствием и как говорит сам К.В. Петров «любованием Божьего мира». Удивительно, что такой характер произведений сочетается с присущими картинам Петрова свойствами обобщения, динамичными ракурсами, неожиданными цветовыми сочетаниями. Часто Петров прибегает к приёму передачи впечатления через ощущение цвета – например, впечатление свежести сильного дождя. У каждого художника всегда своя цветовая палитра – для К.В. Петрова свойственна холодная гамма оттенков. Художник предпочитает звонкую холодноватую гамму чистых цветов, сочетает нежно голубые и сиреневые, бирюзовые, розовые, жёлтые, охристые, голубые и зелёные оттенки. Среди произведений Константина Петрова есть работы решённые только оттенками прозрачных серых тонов. Виртуозно подобранная художником партитура цветовых отношений выстраивает произведения, от которых веет строгостью и нежностью, они наполнены свежестью и звонкостью. Петров сознательно отказывается от камерных акварелей малого формата – ему не хватает в них места, чтобы выразить своё впечатление от увиденного и всецело завладеть эмоцией зрителя. Акварельные пейзажи Константина Петрова всегда выполнены на основе пленэрных зарисовок, в которых художник находит композиционное решение и отношения цветов. Колоссальный опыт работы и многолетней преподавательской деятельности позволяет художнику К.В. Петрову работать легко и непринуждённо. У Петрова свой характерный принцип обобщения пейзажа – ему всегда удаётся сохранить чёткую чистую линию повествования, которую художник оживляет острым ракурсом и озвучивает цветом. Работы художника К.В. Петрова своими свойствами чем-то напоминают свойства стекла, когда видимая прозрачность сочетается с присущей твёрдостью и остротой.

Путешествуя, художник К.В. Петров чутко реагирует на образ. «Писать цветным красками» - так сам художник лукаво определяет процесс создания произведения. Правильнее всего сказать, что это его образ жизни и соответственно жизненная необходимость - некая потребность, когда отзвук личного впечатления схватывается и переносится на поверхность листа или холста.

Конечно, исследователю, да и зрителю, всегда интересно проникнуть в творческий мир художника: мы щепетильно ищем ответ на вопрос, как формируется образ, как делается именно такое обобщение, есть ли какая-то система в творческом поиске. И несмотря на то, что прекрасно осознаёшь отсутствие всякой системы творческого порыва, и понимаешь, что творчество это процесс восприятия, а произведение – отражение тайного внутреннего мира и сугубо индивидуальное мироощущение автора, всё равно, в попытке, приоткрыть завесу творчества и тайну человеческой души, задаёшь художнику сакраментальный вопрос: как же создаются такие произведения, что вызывает импульс и как материализуется тонкое неведомое переживание красоты окружающего мира.

Константин Витальевич, немного задумавшись, поделился своим видением творческого процесса: «Сидишь на берегу реки Трубеж. Видишь домик, клонятся ивы, блестят и переливаются отражения на поверхности реки, покачиваются старые деревянные лодки. Чувствуешь такое умиротворение, восторгаешься этой красотой – и невольно тянешься за листом, и уже набрасываешь общие планы, что-то обобщаешь, берёшь цвет, а дальше, уже не отдаёшь себе отчёт как это происходит - кисть сама меня ведёт». 

Первое впечатление от работ художника К.В. Петрова переносит зрителя в волшебный мир эфемерной красоты. Для картин Петрова характерно свойство какой-то неуловимой призрачности, в них потеряно чувство приближенной реальности. Понимание и ощущение цвета при анализе творчества любого художника становится камертоном к разгадке его мировосприятия. Цвет, свет, пространственный ритм - основные категории, которыми оперирует художник К. Петров и своего рода это его музыкальный инструмент при создании художественного произведения.

Работы Петрова насквозь пронизаны светом. Этот особый, тонко найденный художественный приём, с помощью которого стало возможным создание особой светоносной среды в его картинах, которая исходит изнутри и наполняет пространство зрителя, чаруя своей чистотой и нежностью. Для работ Петрова характерна поэтичность и в тоже время статика объёмов, которая выражается через их наполненность и каркасность.

В работах Петрова нет тщательно выписанных деталей – художник ставит перед собой задачу передать общее впечатление, дать почувствовать общее состояние среды и тонкие нюансы настроения через обобщенный образ. Нужно заметить, что это сложная творческая задача, когда, используя средства передачи цвета, света и ритмических построений, автор произведения создаёт симфонию, которая вызывает чуткую реакцию зрителя, формирует тонкую эмоцию и оставляет длительное впечатление. Надо сказать, что Петров очень индивидуален в отношении пространственных построений, что проявляет художника в выборе ракурса, высоты точки зрения, характерного широкого угла восприятия. Формат листа играет важную роль. Петрову не свойственна камерность малых форматов, он отдаёт предпочтение большим листам, которые позволяют ему выразить всеобъемлюще его впечатления. В процессе работы художник погружается сам в свой замысел, и формат, в какой-то степени, способствует этому – затем, по окончании создания произведения, зритель тоже получает возможность погрузиться в эмоциональную среду энергетически наполненную автором.

Ритм играет в работах Петрова важную роль. Свойство почерка художника - экспрессивное движение кистью и едва уловимая деформация форм предметов, приёмы которые добавляют импульсивность и оживляют работы. К.В. Петрову свойственна некая угловатость ракурсов. Художник выбирает для своих акварелей тонкую бумагу с гладкой поверхностью – его работы не нуждаются в фактурах – для них свойственна либо легкость, либо графичная монументальность (акварель «Храм Сергия Радонежского на Таганке»). Художник использует фактурные пасты, когда возникает необходимость расставить акценты в картине или подчеркнуть ключевые объёмы.

Художник К.В. Петров работает в разных жанрах. Обращают на себя внимание его вдумчивые портреты деда Н.С. Подбересского, портрет отца В.Н. Петрова, портрет Николая, фактурный образ инока или старого дербентца.

Натюрморты Константина Петрова оставляют впечатление некой заброшенности - жестяные чайники и пилы на пыльных нетронутых полутёмных полках – «тихая жизнь предметов» наполненная полумраком. Для своих натюрмортов Петров выбрал нестандартный формат и оригинальную технику сочетающую темперу и фактурные пасты, которые создают живописное впечатление матовых поверхностей.

Видимо, потому тайна творчества и есть тайна, что познать до конца этот процесс, поэтапно описать и систематизировать, написать рецепт как почувствовать вдохновение – невозможно, да и не нужно, чтобы сохранить свежесть восприятия, радость встречи с произведением искусства, эмоциональную отдачу. История мирового искусства казалось бы отразила уже все возможные стили и вариации. Не перестаёт удивлять тот факт, что несмотря на сложную и многообразную полифонию художественных языков, исключительные мастера находят свой ни на кого не похожий изобразительный язык. Творчество художника всегда беспощадно обнажает его внутренний человеческий мир, отвечает уровню его интеллекта и культуры. Мир художника Константина Петрова наполнен чистой красотой, добром и радостью, он широко раскрыт зрителю в его произведениях. Искусство Петрова окутано тонкой аурой трепетного и жизнерадостного восприятия окружающего мира. Творчество художника Константина Петрова очень индивидуально и виртуозно, пронизано искренностью, нежной поэтичностью, сохраняет свежесть восприятия и чистоту, и в тоже время, его стиль обладает такими качествами как порывистость, эмоциональность и импульсивность.

Художник Константин Витальевич Петров это неординарное явление художественной жизни, его творчество является безусловным вкладом в историю изобразительного искусства 20-21 вв.

 

А.В.Лиховцева                                                                                                                                                     искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС