Статья «Манифест. Куда идти русскому художнику-реалисту» 20.11.2012
А.В. Лиховцева искусствовед, член Ассоциации Искусствоведов (АИС),
Директор компании «AVRORA»
Русский реализм с его исторической картиной, портретом и пейзажем не имеет никакого отношения к тому, что мы называем contemporary-art. Это самостоятельная тенденция и традиционное художественное направление в искусстве, которое, тем не менее, имеет современные формы. Героический эпос и лирическая ветвь русской вековой истории берёт свои истоки ещё до В.Сурикова и В.Васнецова, И.Шишкина и Ф.Васильева и продолжает себя в творчестве И.Репина и М.Врубеля, И.Левитана, К.Юона и И.Билибина. Носители русской традиции- безусловно гордость нации. Сейчас, сознательно стираются национальные черты всех стран и народов и мы наблюдаем во всём мире пропаганду социума смешанного типа с сомнительным призывом сделать что-нибудь вместе. Рефлексия проявляет себя в очень разных областях, казалось бы не связанных между собой. В наш век, пропитанная традиционностью Европа отказалась от национальных валют, мировая индустрия, идущая в ногу со временем, быстро подоспела со всеми вариациями «общей культуры общих черт», которая нашла себя от архитектуры до повседневного платья. Сегодня это «время универсальности», и мир имеет универсальную архитектуру, повседневную культуру, общий соntemporary-art и общую моду в костюме и интерьере. Надо отдать должное, что страны и народы стремятся сохранять своё национальное наследие. Однако, поддерживать традицию в национальном ключе удаётся далеко немногим и это действительно сложная задача, которая требует от художников серьёзной работы. Я хочу говорить о разумных формах проявления нации в культуре и искусстве. Мой возглас не является призывом к теремам в архитектуре, когда город модернизирован, и кокошникам в костюме, когда уже даже самые далёкие от цивилизации районы знают синтетические ткани и новые красители. В век, когда эволюционировал даже тюбик губной помады, очевидно, что менять современный диван на лавку было бы глупо. Надо признать, что сегодня хороший реализм редкость. Путь реализма 21 века подсказывает история. В архитектуре и живописи мировой культуры вполне различимы французский и русский классицизм, итальянское и испанское барокко, северный и русский символизм, французский, немецкий и русский модерн. Различны языки разных стран. Язык, пожалуй, единственный явный национальный признак, который ещё удаётся сохранять без исключения всем народам и культурам. Именно в языке заключаются черты индивидуальности и харАктерности каждой нации, её ритм, темперамент и образ. Сохранять национальные черты целесообразно. Кроме творческой индивидуальности, почерка и манеры есть индивидуальность национальная, которая даёт всегда особую колоритную выразительность. Это очевидно ещё на примере немецких портретов Г.Гольбейна и итальянских-В.Тициана, испанских-Д.Веласкеса, английских-Д.Уистлера, русских-В.Боровиковского (список можно с успехом продолжать). Форма подачи материала может быть самой разной и совсем неважно говорим мы сейчас о реализме или о произведениях искусства авангарда. Эта «русскость», о которой идёт речь, и должна быть в типах и вкусах, в понимании среды. Если речь идёт о реалистическом портрете, то правильно понимать портрет ещё и как историю, только историю в лицах великих современников, которые представляют сегодня страну и составляют её сложный портрет.Что касается исторической картины, то она всегда будет актуальна. Каждый день жизни это история, а художник- сам часть этой истории, который даёт свою выборку исторических событий, созвучных сегодняшнему дню. Особо интересно это делать сейчас и в России, когда ощущение истории преломляется в трактовке давних событий и по-другому интерпретируется. Я говорю об ощущении, потому что, зритель сначала чувствует произведение искусства, а потом останавливается и думает около него. В пейзаже художнику надо подобрать не только соответствующий цвет, но и найти особые ритмы его красоты и гармонии, найти состояние среды, сформировать образ пейзажа, который и даст дыхание «русского духа», будет вызывать в душе зрителя соответствующие ассоциативные ряды. Только тогда мы сможем достойно встать следом за К.Коровиным, В.Серовым, С.Жуковским, К.Горбатовым… В реалистической скульптуре ситуация несколько сложнее, здесь нет типологии русского пейзажа, но есть пластические законы, есть трактовка, стиль, вкус, есть традиция и понимание образа, его подача. Современный скульптор должен искать драматургию, выразительность, фактуру образов, знать их вариации и подчинять некой благородной высокой идее, фабуле. Настоящее высокое искусство умное, оно состоит из множества: идеи и вариаций смыслов - и может ответить на вопрос «о чём?». Именно эти мембраны(!) смыслов и ощущений делают шедевром произведение и вызывают трепет в душе зрителя, вдохновляют его. Человек, с его сложной, богатой гаммой чувствований даёт бесконечное множество вариаций темы. Проблему самого сложного поиска- поиска содержания, каждый автор безусловно решает по- своему и определяет свой путь и его направление. В стремлении быть современным и индивидуальным нужно расставлять идеологические приоритеты и иметь подлинные ценности. Нужно формировать и воспитывать вкус- это сложная работа. Настоящий новатор- личность, он ищет выразительные формы созвучные времени, имеет собственный стиль, манеру. Только при соблюдении этих условий мы сможем быть достойными преемниками наших великих предшественников. Высокое искусство высоких идей и массовый продукт надо различать. При всём множестве возможностей, есть всего два пути: путь развития, поиска и новых высот- путь к совершенству и тот, который великие философы называли "хаос" -деструктурный, разрушающий изнутри или из вне гармонию, дух, форму, содержание. Мир искусства это тоже борьба идей добра и зла, где красота, гармония, высокие идеи, совершенные формы всегда побеждают. Искусство сильнее волнует зрителя, когда глубже и сложнее затронуты вечные темы и обнажены эмоциональные и духовные ценности человека. Интеллигентный человеческий ум обладает замечательным качеством- полифонией. Самое интересное, что условия быть современным у каждого художника есть сами по себе- это новые материалы и технологии, условия нового дня, новый темп жизни, новая среда и новый он сам в быстро меняющемся мире. Русская культура имеет, как и любая другая культура, мир своей- русской идеи, русской души. Перед художником и скульптором стоит задача искать такие пути, чтобы раскрывать эту тему. Мы не можем быть достойными представителями своей культуры, не являясь её носителями. Художник должен осознавать своё значение, понимать, что именно он представляет Россию в мировой культуре 21 века, создаёт сегодняшний портрет нашей страны и нашей культуры в своих картинах и скульптурах. «Каким будет этот портрет?!»- вот в чём вопрос. Не надо говорить, что зритель или покупатель не хочет подобных картин- он хочет и ищет такие картины сегодня на выставках, ярмарках и аукционах, но далеко не все современные произведения искусства, даже реалистические, обладают такой магией, чтобы остановиться и почувствовать неповторимый русский флёр, который на генетическом уровне отзовётся в русской душе.
© AVRORAart.ru,2012