искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК//НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 01.11.2000
Автор: Анастасия Лиховцева, искусствовед
Один из важнейших источников доходов в Великобритании - это отнюдь не банковские вклады, а гораздо более стабильная отрасль торговли антиквариатом. Тем более что английский рынок антиквариата зарекомендовал себя во всем мире как высокоорганизованная развивающаяся структура, которая существует с 1744 года. Ко всем разделам каждого из торгов аукционный дом выпускает по отдельному каталогу, в подготовке которого принимают участие около 300 экспертов. Sotheby's вполне серьезно называет такие каталоги, которые дают исчерпывающую информацию о продаваемых предметах, иллюстрированными путеводителями по продажам. Самое важное условие благополучного процветания английского антикварного рынка заключается в том, что он ориентирован на товары импорта. Итак, доходы аукционов стабильно возрастают, а государство стремится их регулировать действующим налоговым законодательством. Конечно, подобные меры высших структур негативно оцениваются как организаторами аукциона и продавцами, так и покупателями произведений искусства. Английская газета "Antiques Trade Gazette" (# 1397 от 17 июля 1999), посвященная торговле антиквариатом, сообщает, что 1 июля 1999 года истек срок специального постановления о действии налога в размере 2,5% на предметы антиквариата, импортируемые в Великобританию с коммерческой целью. Новое постановление утвердило налог в размере 5%. Композитор Эндрю Ллойд Веббер, известный по совместной работе с Тимом Райсом над мюзиклом "Иисус Христос суперзвезда", дал эксклюзивное интервью английской газете, в котором он высказывает свое мнение по поводу введения 5% ставки на ввоз антиквариата. Веббер и его сторонники указывают на опасность сужения рынка в результате введенного налога и предлагают сбалансировать его отменой налога на вывоз. Дело все в том, что неанглийские покупатели будут не заинтересованы платить налог в размере 5% фактически только за то, что произведение приобретено на территории Великобритании. По мнению ведущих специалистов, предметы антиквариата должны свободно циркулировать на мировом рынке. Очень важно помнить, что ситуация на рынке любого типа определяется количеством его покупателей и продавцов. Однако кроме этих факторов государством тонко учитывается еще одно немаловажное специфическое свойство (все же мы говорим об антикварном рынке) - это зарекомендовавший себя высокий качественный уровень циркулируемого товара. Несмотря на проявленные недовольства и негативные оценки сложившейся ситуации, налог, возросший в два раза, был утвержден. С момента введения нового налога прошел уже почти год, и самое удивительное, что ни структура антикварного рынка Sotheby's не изменилась в худшую сторону, ни количество продавцов и покупателей не уменьшилось, доходы от продаж только растут, авторитет аукционного дома приобретает все большую значимость. В результате не остается сомнений, что отрасль торговли антиквариатом в Великобритании действительно один из важнейших источников доходов государства. Нас очень интересовал вопрос установленных ограничений на вывоз антиквариата из Великобритании. Вывоз предметов антиквариата из страны регламентируется в Великобритании действующей системой разрешений на определенные группы предметов (например, предметы археологии и британский портрет). Право на свободный вывоз предоставляется предметам антиквариата стоимостью до 30 тыс. фунтов. Предметы, стоимость которых превышает определенную правилами сумму, должны получить специальное разрешение. Если же предмету музейной ценности будет присвоен статус национального достояния, то, выкупленный у владельца государственным музеем, он останется в стране. Таким образом, предметы английского искусства, привозимые в страну с целью продажи, тщательно отфильтровываются. Причем государство заботится не только о сохранении художественных произведений в пределах страны, но и об их приобретении маленькими государственными музеями для пополнения коллекций. Какова же ситуация на антикварном рынке в России, и имеем ли мы право говорить о таковом? В первую очередь нас заинтересовали условия вывоза антиквариата из России. Как оказалось в действительности, они могли нас не более чем заинтересовать. 24 сентября 1999 года мы обратились в отдел таможни "Шереметьево-2" с подобным вопросом в надежде получить инструкцию условий вывоза и ввоза предметов антиквариата. Выяснилось, что инструкции как таковой нет, точнее, она есть, но знакомство с ней невозможно. Вас могут проконсультировать исключительно по поводу конкретного предмета, предназначенного для вывоза из страны. За более подробной информацией мы обратились в Министерство культуры, где в знакомстве с инструкцией нам было также отказано. Нашей закономерной реакцией в сложившейся ситуации стало то, что на сегодняшний день нас интересует уже целый спектр вопросов. Для нас любопытно: и какой юридический акт регулирует ввоз и вывоз предметов антиквариата, и зарегистрирован ли он Министерством юстиции (в противном случае его применение невозможно), и почему отсутствует свободный доступ к этой информации? Самым важным последствием отсутствия легального вывоза из России предметов антиквариата является невозможность их полноценного участия на мировом антикварном рынке. В Англии в течение года проводится всего два аукциона русского антиквариата и несколько отдельных аукционов советского искусства 60-70-х гг. Для сравнения: в год проводится до 25 аукционов восточного искусства. Как это ни печально, но не возникает сомнения в том, что такие аукционы имеют место для поддержания формального разнообразия в общей системе планирования аукционов и как достоверный факт разнонаправленной деятельности аукционного дома Sotheby's. Возникает закономерный вопрос о пользе и необходимости участия русского антиквариата на мировом рынке. Дело в том, что то небольшое количество предметов русского антиквариата, которые представлены на английских аукционах, не позволяет составить достойного и вполне развернутого представления о русском искусстве и вписать его в общую совокупность ценностей мирового искусства. Текущий европейский рейтинг русского антиквариата сложился на основе оценки очень небольшой по количеству и очень неразнообразной группы предметов, которые фигурируют на английских аукционах. На сегодняшний день мы можем говорить о циркуляции русского антиквариата только на внутреннем рынке, в существовании которого мы имеем полное право усомниться, поскольку нет ни его структуры как таковой, ни соответствующей организации, ни качественного уровня циркулируемого товара. Как следствие неучастия в рынке мирового масштаба стоимость "русских" произведений, их рейтинг в системе продаж даже на внутреннем рынке у нас в России складываются из совокупности взаимодействия небольшого количества предметов (по сравнению с европейскими аукционами) только одной исторической подгруппы (соответственно русской). Эти цены, складываясь относительно друг друга в условиях узкой группы и "вращаясь" в культуре только одного национального менталитета, не являются соразмерными с ценами произведений антиквариата на европейских аукционах. Более того, важна оценка русского антиквариата и определение его места на мировом рынке в зависимости от совокупной точки зрения представителей разных национальных культур. Участие предметов антиквариата на мировом рынке позволило бы утвердить и отрегулировать рейтинг однозначных приоритетов, открыло бы возможность соразмерить цены на произведения русского и европейского антиквариата. Жесткие законы экономики все равно регулировали бы циркуляцию русского антиквариата, и, безусловно, параллельно с классификацией цен начался бы процесс поступления на аукционы большего количества произведений искусства, находящихся на сегодняшний день в частных коллекциях за рубежом. В любом случае предметы антиквариата определенной культуры пользуются большим спросом у ее носителей, которые предлагают за них большие суммы денег. Предметы возвращаются на родину и оседают в исторической среде своей культуры. Может быть, купленные на аукционе произведения русских художников при условии создания рынка таковых получили бы возможность вернуться в Россию. Наше своевременное желание участия в мировой экономической системе должно заставить пересмотреть занимаемые позиции и задуматься о перспективах русского антиквариата при различных возможностях и условиях дальнейшего развития на внешнем и внутреннем рынках.
Источник: collection.ng.ru/short/2000-11-01/1_market.html