« Назад

Советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич

Евгений Викторович Вучетич - скульптор-монументалист, народный художник СССР - уникальный человек и легендарная фигура в области культуры и искусства советского времени.

Е.В. Вучетич  (1908—1974) - участник Великой Отечественной войны, ополченец Ленинграда, подполковник в отставке, герой Социалистического Труда (1967), лауреат Ленинской премии (1970) и пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950), в 1970-1974 гг. занимал пост вице-президента Академии художеств СССР.

Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель».

Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель».

Более чем титулы, о незаурядности личности Е.В. Вучетича говорят созданные им всемирно-известные мемориальные комплексы и монументы, которые не только узнаваемы, но и стали знаковыми символами: «Воин-освободитель» в Трептов-парке (Берлин), «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане (Волгоград), статуя «Перекуём мечи на орала» - установленная у здания ООН в Нью-Йорке (США). Хочется упомянуть и некоторые другие его работы, чтобы очертить творческий диапазон мастера: монумент «Соединение фронтов» канал Волго-Дон, пос. Пятиморск (1953); памятники: генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946), генералу армии Н.Ф. Ватутину в Киеве (1948), генерал-лейтенанту Л.Н. Гуртьеву в Орле (1954), А.М. Матросову в Великих Луках Псковской области (1954) и в Днепропетровске, памятники-бюсты: дважды Героя Советского Союза А.М. Василевского в Кинешме Ивановской области (1949), дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской обл. (1949), дважды Героя Советского Союза В.И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949), дважды Героя Советского Союза И.С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950), дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950), четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953). Среди известных его проектов памятник Ф.Э. Дзержинскому перед зданием КГБ СССР на Лубянской площади в Москве (1958) (демонтирован 22 августа 1991 г.). У Вучетича остались и неосуществлённые проекты монументов, посвящённые Великой Отечественной войне, один из которых памятник «Танковому сражению под Курском». Е.В. Вучетич воссоздаёт важнейшие события истории нашей страны. Созданные им образы приобрели значение героических символов. «У меня столько замыслов, что их хватило бы на десятки жизней» говорил Вучетич.

Советское искусство во многом обращено к классике мирового художественного наследия. Оно проникнуто эпохой великих свершений и заряжено жизнеутверждающим решительным духом, которые создали условия для становления и развития таланта этого мастера. Творчество Е.В. Вучетича насквозь пропитано советским временем, отсюда  свойственный ему грандиозный размах, торжественность и в тоже время лаконичность, чёткая идейная выразительность.

В 1931-1933 гг. Е.В. Вучетич обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 г. - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры). Одним из переломных моментов в творчестве молодого скульптора стало его знакомство и совместная работа в 1930-1936 гг. с одним из архитекторов новаторов своего времени В.А. Щуко над необычным проектом Драматического театра им. М. Горького - здания в виде трактора в Ростове-на-Дону. Именно по совету В.А. Щуко, Вучетич в 1935 г. переехал в Москву, где принял участие в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. В 1940 г. Е.В. Вучетича назначили руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства центрального советского архитектурного проекта - Дворца Советов в Москве с гигантской статуей Ленина. Дворец Советов позиционировался и изначально был задуман как «здание-символ торжества социализма и высшее выражение всего архитектурного опыта, накопленного мировыми цивилизациями».

 Вучетича отличал яркий импульсивный характер и способность глобально мыслить в масштабе городов – качества исключительно важные для реализации таланта скульптора. Для его художественных образов характерны несокрушимая сила и мощь, сила духа, решительность и внутренняя энергия. Они грандиозны и величественны. Во всей истории мирового искусства ХХ века, пожалуй, нет более яркого примера художественных решений, которые бы органично соединяли в себе историческую значимость, эмоциональную напряжённость и пронзительность образов.

Созданию масштабных проектов предшествовала отдельная страница жизни. С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич ушёл добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика, в 1943 г. был контужен и откомиссован обратно в Москву. Указом Президиума ВС СССР №: 204/80 от: 06.08.1946 года капитан интендантской службы Вучетич Е.В. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

В 1944 г., фактически за год до окончания изнурительной войны, И.В. Сталиным был поднят вопрос об увековечивании подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Тогда и начались поиски лаконичного образа, который бы давал чёткие исторические и эмоциональные ассоциации, воплощал бы не только силу и мощь советского народа, но и подчёркивал его освободительную миссию. Поколение, которому принадлежит скульптор, было совершенно особым - закаленное в Великой Отечественной войне, чрезмерно-многое пережившее по человеческим меркам. Эти люди соединили в себе несокрушимую волю к победе и волевой дух.

В произведениях созданных Вучетичем соединились прошлое и настоящее, слились пласты русской истории и культуры, в них, как в призме - буквально преломилось время. В данном контексте хотелось бы привести такие всеобще-известные факты. В 1938 г. на широкий экран вышел художественный фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, ставший впоследствии классикой советского и мирового кино. На второй год войны с немецко-фашистскими оккупантами, в 1942 г., художник П. Корин создал живописный триптих, посвященный Александру Невскому. Центральная часть живописного цикла изображает прославленного русского полководца, одетого в рыцарские латы, шлем, с огромным мечом в руках. В 1943 г. триптих П. Корина был представлен на Всесоюзной художественной выставке «Героический фронт и тыл». В автобиографии художник рассказывает: «В 1942-1943 годах мною был написан триптих «Александр Невский». Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный дух нашего народа, который встал во весь свой гигантский рост». Эти факты представляют интерес для анализа формирования творческого замысла. Русский героический эпос древней истории страны обладал вневременной значимостью и силой воздействия - был созвучен историческим событиям того времени.

На всесоюзный конкурс «памятника-символа Победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне и освобождения народов Европы от нацизма» было представлено множество проектов, большинство которых интерпретировали образ И.В. Сталина. У Е.В. Вучетича было два проекта – один запечатлевший верховного главнокомандующего страны и другой проект - советский воин-победитель с немецкой девочкой на руках. И.В. Сталин остановил свой выбор именно на втором варианте.

В 1946 г. Е.В. Вучетич, совместно с архитектором Я.Б. Белопольским, стал руководителем художественного проекта по созданию ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находится в восточной зоне оккупации (1946-1949). Монументальное произведение по замыслу авторов «должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны». Ключевая фигура композиции работы Вучетича - бронзовая скульптура «Воин-освободитель», меч которого разрубает фашистскую свастику (установлена 8 мая 1949 г.). Надпись на памятной плите в мемориальном комплексе Трептов-парк гласит: «Родина не забудет своих героев».

Тему меча Вучетич пронёс через всё своё творчество, его держит в руках и Воин-освободитель и Родина-мать, меч получает символичную интерпретацию в работе скульптора «Перекуём мечи на орала». В данном контексте меч это не только исконно русское оружие - меч это символ. «(Все) взявшие меч, мечом погибнут» - слова Иисуса Христа, которые стали крылатым выражением. Будучи советским гражданином до мозга костей, Е.В. Вучетич неоднократно цитирует Библию в своей книге «Художник и жизнь». Так фраза из Книги пророка Исаии «Наступит время, когда народы перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» тоже приведена им из Библии.

В 1953 г. Вучетич создаёт монумент «Соединение фронтов» (архитектор Л.М. Поляков) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 г. было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

В 1957 г. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США).

В 1958-1967 гг. по проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль «Родина-мать зовет», посвящённый героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в г. Волгограде (совместно со скульпторами: М.С. Алешенко, В.Е. Матросовым, Л.М. Майстренко, А.Н. Мельником, В.А. Маруновым, В.С. Новиковым, А.А. Тюренковым; архитекторами: Я.Б. Белопольским, В.А. Дёминым, Ф.М. Лысовым и др.; руководитель группы инженеров — Н.В. Никитин), звуковые композиции Мамаева кургана (совместно с диктором Ю.Б. Левитаном, звукорежиссёром А.И. Гераськиным, режиссёром В.К. Магатаевым). На возвышении кургана установлен уникальный и один из самых величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами. Именно здесь во время Второй Мировой войны состоялась самая кровопролитная битва в истории человечества. В июле 1942 г. 40 тыс. человек погибло только в первый день сражения и более 2 млн. советских солдат и жителей за семь месяцев сражений. При работе над проектом, Вучетича консультировал командующий 62 армией Василий Чуйков, образ которого навсегда запечатлён в одном из монументов ансамбля «Стоять насмерть».

Главная фигура композиции ансамбля Родина-мать - в образе кричащей женщины с мечом в руках, с призывом защитить родную землю от врага-захватчика искренне и пронзительно воплотился призыв Отечества. Принято считать, что прототипом Родины-матери на Мамаевом кургане послужил знаменитый греческий мрамор эпохи Эллинизма древнегреческая богиня победы Ника Самофракийская и знаменитая «Марсельеза» монументального рельефа Ф. Рюда «Выступление добровольцев в 1792 году» (1833-1836) Триумфальной арки на площади Шарля де Голля (Звезды) в Париже. Образы созданные Вучетичем гораздо более многогранны по своему замыслу. В качестве парафраз необходимо назвать шедевр советского агитационного плаката времен Великой Отечественной войны – знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!», созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 г. Среди картин, посвящённых событиям Великой Отечественной Войны, нельзя не вспомнить работы советских художников: А. Дейнеки - «Оборона Севастополя» 1942 г., А. Пластова - «Фашист пролетел» 1942 г., картину С. Герасимова «Мать партизана» 1943 г. и др. С 15 октября 1941 г., когда фашистами были захвачены Калуга, Ржев, Калинин, песня А.В. Александрова «Священная война», известная по первым строкам стихов как «Вставай, страна огромная», стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро – после боя Кремлёвских курантов и приобрела массовую популярность, стала своего рода «гимном Великой Отечественной войны», поддерживала боевой дух народа.

Эмоционально и драматично скульптор раскрывает в своих работах тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Вучетичем найдено много оригинальных пронзительных художественных решений. «Память поколений», «Стоять насмерть», Стены-руины, «Площадь Героев», шесть двухфигурных изваяний, Зал Воинской славы - с рукой, держащей горящий факел, Площадь Скорби с памятником «Скорбящей матери», в котором скульптор закрывает лицо погибшего солдата знаменем: «Имя твоё - неизвестно. Подвиг твой – бессмертен».

Е.В. Вучетич был убеждён, что такие мемориальные комплексы как Трептов-парк и Мамаев курган «будут с людьми на всю жизнь».

Грандиозные ансамбли навеки сохраняют горечь и боль невосполнимых утрат, всенародную дань памяти миллионам советских воинов, отдавшим свои жизни в Великой Отечественной войне в борьбе с угрозой всемирного порабощения и уничтожения. Они отражают вселенский масштаб войны, запечатлели одержимость и непоколебимую волю к победе советского народа, который одержал её силой своих духовных и нравственных качеств. Эти монументы по праву стали символами Великой Победы, радость которой наполняет наши сердца чувством гордости и глубокого уважения к людям, чья самоотверженность и преданность достойный пример для всех нас, чьи подвиги навсегда останутся воплощением истинной любви к своей Родине.

Память поколений никогда не прервётся «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

А.В. Лиховцева

искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС

 

Литература:

«Эпоха в камне. Евгений Вучетич» Документальный фильм (Россия, 2008).

Е.В. Вучетич «Художник и жизнь» М. 1963.