« Назад

Синтез видов искусств и специфика принципов обобщения материала при формировании коллекций произведений искусства. Статья Лиховцевой А.В.

 

 

Конференция РАХ

«СОДРУЖЕСТВО МУЗ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА ИСКУССТВ»

16–17 октября 2024 г.

Белый зал Российской академии художеств

Москва, Пречистенка, 21

Конференция РАХ 16-17 октября 2024 г.

 

Синтез видов искусств и специфика принципов обобщения материала при формировании коллекций произведений искусства

 

А.В. Лиховцева

Синтез видов искусств и специфика принципов обобщения материала при формировании художественных коллекций представляет одну из сложных научных проблем. Вопросы обобщения, классификации, идентификации и дифференциации произведений, выявление критериев отбора и их сочетаний, в свою очередь, входят в комплекс научных вопросов искусствознания. Обобщение и сочетание предметов в разных коллекциях происходит по разному принципу, что обусловлено рядом факторов.

Коллекции произведений искусства образуют ансамбли – аутентичные художественные комплексы, которые объединяют произведения разных видов и форм. В этом процессе возможны разные варианты, когда в сочетания и диалоги вступают произведения одного художественного направления (коллекции П. Щукина, Г. Костаки, М. Тенишевой, Вяземских, Ниссим-де-Камондо и др.) или произведения разных эпох и художественных стилей (коллекция Польди-Пеццоло, баронессы Б.-Э. де Ротшильд и др.). Коллекции также могут органично соединять разные виды искусства (архитектура, скульптура, изобразительное и декоративное искусство) в художественные комплексы (дома и коллекции Боргезе, Барберини, семейств Колонна, Юсуповых, Рябушинских и др.). В разные периоды истории пространственные и временные представления различались [8], что влекло за собой различие принципов отбора и обобщения материала, которые имели свои особенности и специфику (сокровищницы, кунсткамеры, студиоло и систематизированные коллекции). Коллекции разных исторических периодов отвечали разным целям и задачам (коллекции Франциска I, Рудольфа II или коллекции М. Шагала, В. Поленова).

Предметы коллекции, объединяются по принципу классификации, будучи обобщенными в группы при совпадении характерных черт и признаков:

- тема произведения;

- вид искусства;

- тип предмета, функция, форма;

- жанр;

- стиль;

- художественный приём;

- материал;

- автор \ мастер \ производство;

- страна создания;

- период создания.

Существует несколько подходов при систематизации материала, которые выступают основой синтеза в коллекциях:

- научный метод (например, коллекция А.Л. Штиглица);

- творческая концепция (павильон коллекционера Ж.-Э. Рульмана, церковь Нотр-Дам-де-Тут-Грас-дю-Плато-д’Асси в Шамони Мари-Алена Кутюрье);

 - принцип выстраивания предметно-пространственной среды (коллекция д’Эсте, коллекция Жакмар Андре, коллекция баронессы Б.-Э. де Ротшильд в Кап-Ферра, вилла Вальроз П. фон Дервиза).

Необходимо заметить, что при анализе составов коллекций прослеживается очевидное влияние на процесс формирования собраний таких факторов как национальные черты, религиозные представления и род деятельности коллекционера.

Виды искусств по-разному взаимодействуют в коллекции. Принципы синтеза видов искусств (преобладание, сочетание, слияние, подчинение видов искусства одного другому) различались в разные эпохи и периоды (Древний мир, Средние века, Возрождение, барокко, рококо, классицизм, романтизм и т. д.), что можно проследить на примерах ансамблей, которые стали эталонами в истории искусства. Анализ коллекций произведений искусства показывает аналогичное взаимодействие предметов в собрании. Коллекция – это совокупность и комплекс произведений, которые объединены представителем определённой культуры в некой исторической точке. Этот комплекс становится квинтэссенцией мировоззренческих взглядов и эстетических представлений, сохраняет и выявляет характерные формы и линии времени.

Итак, коллекции объединяют виды искусств (по историческому, хронологическому, видовому, стилистическому, тематическому, биографическому принципу) и позволяют проводить наблюдения за вариациями образов, форм, их трансформацией, взаимодействием искусств в исторической ретроспективе, а также при формировании и развитии тематических групп предметов. Кроме того, коллекции образуют собственную предметно-пространственную среду, насыщенную художественными связями.

В любом художественном произведении прослеживаются линии, акценты, колористические и композиционные решения (музыка, поэзия, архитектура, скульптура, живопись, театр, танец, кино и даже в таких камерных синтетических формах – как духи, икэбана, костюм, предмет декоративно-прикладного искусства). Те же самые характерные черты проявляются в и коллекциях при взаимодействии и связи видов искусств. Кроме того, любая из перечисленных характерных черт может выступить и основанием для сочетания предметов в собрании. Безусловно, каждая коллекция составляет цельный художественный образ, который имеет многогранное художественно-пластическое выражение через предметы коллекции. Коллекции – это концептуальные ансамбли и выразительные с художественной точки зрения выстроенные композиции.

Образы коллекций отвечают мировоззрению эпохи, их линии прочерчены историческими стилями, акценты этих композиций расставлены предметами коллекции. Коллекция, понимается как концепция, а коллекционирование выступает разновидностью концептуального художественного языка. Коллекционеры предвосхитили кураторов, выстраивая сложные художественные парадигмы, объединяя в одной коллекции не только разные формы и виды искусства, но и произведения разных стилей и исторических периодов.

Таким образом, коллекционирование открывает не только историю художественных процессов, показывает формы развития художественного языка, но и выступает, в том числе, как один из специальных методов обобщения памятников в тематические группы. Коллекции – это совокупности и подсистемы в истории искусства. Они составляют, выстраивают и сохраняют развитую картину фактов, предметов, логических связей художественных процессов, формируют яркие концептуальные сочетания и выразительные художественные образы исторических эпох, культурных явлений. Коллекционирование позволяет изучать отношения и взаимодействия общего и частного, связи и диалоги предметов искусства, решает задачи открытия, изучения, атрибуции, накопления и классификации произведений. Коллекция выступает также и неким модулем исторического времени, представляя художественные комплексы произведений, сформированные в определённых исторических и культурных условиях, которые образуют сложный синтез видов, форм, образов, жанров и даже стилей искусства. В ходе составления коллекции также неизменно решаются вопросы составления хронологии и периодизации произведений.

При анализе составов собраний проводится анализ художественных отношений произведений, соотношения общей концепции коллекции и каждого отдельного предмета, проблема его интеграции в контекст собрания. В процессе формирования коллекции коллекционер, безусловно, прибегает к применению источниковедческого и информационно-статистического анализа, решает задачи выявления памятника, изучения, распознавания и атрибуции произведений, идентификации, вопросы выбора принципа накопления материала, классификации и систематизации, что выступает формой практического применения теоретического опыта искусствознания.

Таким образом, коллекция представляет уникальную совокупность произведений и выступает ярким примером синтеза искусств (например, музыкальный салон в особняке И. Морозова на Пречистенке в Москве). Каждая коллекция имеет художественный образ, отвечая концептуальным задачам, созвучным историческим процессам, культурным тенденциям и эстетическим потребностям эпохи. Примечательно, что синтез произведений в коллекции выступает главным связующим звеном и условием её целостности, а коллекционирование является практической формой и инструментом теоретических методов искусствознания. Изучение коллекций как подсистем истории искусства, позволяет проводить комплексный анализ многих художественных процессов.

 

Литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М. 1985.
  2. Лиховцева А.В. Коллекционирование – «инструмент» и синтез культур – «метод» в творчестве А.П. Остроумовой-Лебедевой. // Научно-теоретическая конференция, посвящённая 150-летию со дня рождения действительного члена АХ СССР А.П. Остроумовой-Лебедевой. Российская академия художеств. 10 июня 2021 г.
  3. Лиховцева А.В. Частные коллекции произведений искусства. Теоретические основы. М.: AVRORA, 2022. С. 368.
  4. Лиховцева А.В. Методология коллекционирования. Синтез видов искусств и специфика принципов обобщения материала при формировании коллекций произведений искусства. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ. Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова. 4\2023. Часть 1. С.149-163.
  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. М.: Искусство, 1994.
  6.  Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
  7. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996
  8. XVIII век: Ассамблея искусств: Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века: Сб. статей // Ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. М.: Пинакотека, 2000.
  9. XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сб. статей // Государственный институт искусствознания МК РФ, Государственная Третьяковская галерея. М.: «Пинакотека», 2002.