« Назад

Пространство и время в виртуальной реальности художественных произведений. А.В. Лиховцева

XII ежегодная научно-практическая конференция

«Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии

и образовании»

Круглый стол «Изображения и образы в виртуальной реальности» — «Философские проблемы виртуалистики»). 

Место проведения: Институт философии Российской академии наук

27 октября 2025 г.

Доклад: Лиховцева Анастасия Владимировна - заслуженный работник культуры РФ, искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

Пространство и время

в виртуальной реальности художественных произведений

Статья посвящена анализу пространства в художественном произведении. Понимание пространства в разные исторические периоды различается в зависимости от систем представлений и мировоззренческих концепций – оно имеет множество форм и видов. Пространства передают информацию, обеспечивают различные формы коммуникаций людей, в том числе вневременные. Принцип организации и освоения пространства в художественном произведении исключительно важен и оказывает ключевое влияние на всю его концепцию, причём как в изобразительных, так и в неизобразительных видах искусства. Творческий художественный процесс подразумевает создание образа, генерирование и воплощение виртуальных реальностей. Пространство и время возможно изменять художественными средствами. Образные художественные миры проходят творческий путь воплощения от замысла до реальности.

Ключевые слова: пространство, время, виртуальная реальность, художественное произведение, художественные средства, образ

Space and time

in the virtual reality of artworks

Abstract. The essay is devoted to the analysis of space in artworks. The understanding of space in different historical periods varies depending on the systems of ideas and worldview concepts – it has many forms and types. Spaces transmit information and provide various forms of human communication, including timeless ones. The principle of organizing and mastering space in artworks is extremely important and has a key influence on its entire concept, both in visual and non-visual forms of art. The creative artistic process involves creating an image, generating and embodying virtual realities. Space and time can be changed by artistic means. Imaginative art worlds go through a creative path of embodiment from conception to reality.

Keywords: space, time, virtual reality, artworks, artistic means, image

 

Пространство. Космическое пространство едино, однако наука разграничила пространства на идеальное и абсолютное, художественно осмысленное, виртуальное и реальное. Понимание пространства в разные исторические периоды различается в зависимости от систем представлений и мировоззренческих концепций. Принцип организации и освоения пространства в художественном произведении исключительно важен и оказывает ключевое влияние на всю его концепцию, причём как в изобразительных, так и в неизобразительных видах искусства. К вопросу степени изученности проблемы, необходимо отметить, что художественному пространству как языку моделирования в ракурсе исследования литературных произведений посвящены научные работы Ю.М. Лотмана, идея хронотропа обстоятельно изучалась А.А. Ухтомским и М.М. Бахтиным, П.А. Флоренский анализировал «мнимое пространство» художественных произведений. Среди задач данного исследования анализ в исторической ретроспективе видов пространств как форм вневременной коммуникации людей, установить художественные средства, которые используются в ходе творческого процесса при воплощении и материализации замысла.

В космогонической системе пространство понимается безграничным и бесконечным – может быть физическим, метафизическим, сакральным, астрономическим. Границы пространства объекта в реальной жизни определены физическими параметрами и представлениями человека. Пространство, в котором самоопределяется художественный образ, имеет также вполне обозримые границы, но достаточно размытые с точки зрения физики – эти границы очерчены замыслом автора, фабулой произведения и зоной его восприятия. Вместе с тем, зафиксированный в сознании зрителя художественный образ многократно переосмысляется и таким образом приобретает качество безграничности и вневременной характер.

Каждое пространство безусловно имеет характеристики и параметры – среди которых перспективное строение, глубина и количество планов, форма, внутренние ритмы, отношения объёмов и плоскостей. Пространство обладает такими свойствами как активность, пассивность, лаконичность и декоративность. Необходимо подчеркнуть, что также существуют пространства звука, аромата, света, цвета и т.д. Пространства наполнены идеями и смыслами, которые в свою очередь формируют некую среду.

Понимание пространства развивалось от пугающей пустоты Древности и пространств стихий до вместилища и местонахождения, от звёздной бесконечности до космической Вечности и сферы. В периоды Древности, Античности, в эпоху Возрождения, в XVIII-XXI вв. пространство имеет разные формы и глубину, интенсивность и степень насыщенности, по-разному осмыслено. Во времена Античности понятие и образ были едины и неделимы, а пространство переосмыслялось через миф и определялось как сакральная реальность (в качестве примера приведём шедевры древнегреческой чернофигурной вазописи и обратим внимание на атараксию – состояние гармонии и невозмутимости античных героев). В Средние века пространство понималось через апелляцию к духовным воззрениям. Духовно-религиозные представления христианства играли важную роль в понимании пространства – Божественная неограниченность приобретала разные формы художественного выражения, а церковный канон подчинил себе живописную систему, выстраивая иконографию (новгородская икона XII века «Спас Нерукотворный» из собрания Государственной Третьяковской галереи, ансамбль фресок Дионисия в Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в Ферапонтово). Византия определила пространство как сакральное – неделимое единое целое, пронизанное божественным (Собор Святой Софии в Константинополе, мозаичный комплекс монастыря Дафни). В эпоху Возрождения пространство приобрело динамику развития, многослойность, объёмность, увеличилось число планов и связей объектов (Джотто, Леонардо да Винчи), стало связано с пониманием архитектурно-художественной среды и соединило комплекс философских воззрений (Станцы Рафаэля Папского дворца в Ватикане). Эпоха барокко буквально разрушила оболочки, «раздвинула стены» и создала пространственные иллюзии уже внутри художественных пространств (фреска «Аллегория Божественного провидения и власти Барберини» Пьетро да Кортоны в парадном зале Палаццо Барберини в Риме). В последующем художественное пространство вбирало опыт научных знаний и преломило открытия оптики (К. Хухтамо, Ф. Инфантэ). Вопросы взаимодействия произведения с зрителем, его отстранённость или напротив – вовлечённость, также изменялись по мере развития философии, психологии, технических и художественных средств – пространственные формы преобразовывались.

Пространства с точки зрения анализа художественного образа различны, но структурно обнаруживают единство – пространства города и архитектуры (Рим, Санкт-Петербург, Венеция, Кострома), пространства музыки (С. Бах) и цвета (В. Кандинский, М. Ротко), станковой картины (Г. Семирадский, М. Шагал) и театральной постановки (Ф. Дзеффирелли, Б. Эйфман), художественного фильма (Ф. Феллини, И. Бергман, А. Тарковский), пространства сада и дворцово-паркового ансамбля (Версаль), компьютерной игры и арт-объекта (В. Татлин, В. Колейчук). Не только изобразительные, но и неизобразительные искусства (фольклор, музыка, литература) также выступают пространственными формами и выстраивают художественные образы.

Эстетические и эмоциональные свойства художественного произведения изменялись с развитием времени, технологий и психологии. Если тест Люшера выступает психодиагностическим методом, в ходе которого анализируется цветовые предпочтения и делается вывод о текущем психологическом состоянии человека, то вместе с тем, логична и обратная закономерность, а именно, использование средств художественного языка с целью формирования неких пространств, вызывающих определённые настроения и состояния людей. Важно, обратить внимание, что пространство может быть создано как природой, так и человеком – контент вызывает ассоциации, ощущения, апеллирует к чувствам и к опыту.

Пространство можно изменять физически разными средствами, в том числе художественными. Преобладание какой-либо из характеристик – свет, цвет, текстура, фактура может выступить условием его органичности, так же как и звук, контент, аромат и т.д. Символ, размещённый в пространстве, организует его ритмически и идеологически (символ любой из конфессий, иероглиф). Пространство характеризуется смысловой и образной наполненностью. Результатом его освоения становится создание среды. Такую наполненность может обеспечивать не только объект или физическое явление, но и идея, эмоция, личность, энергия или стихия. Для пространственно-временных искусств (театр, кино, танец и т.д.) характерны качества телесности, интенсивности, динамичности, длительности. Пространственно-изобразительные искусства (архитектура, скульптура и живопись) фактически остановили и зафиксировали время.

Пространство имеет множество форм и видов, оно ориентировано на ощущения и представления людей, коррелируется с чувственным опытом человека, выстраивает в его сознании и представлении образные художественные миры. Информационное поле насыщает пространство и делает его более интенсивным вовне, а в отдельных случаях ускоряет внутренние и внешние процессы. Обратим внимание, что сакральное пространство и пространство медитации выстраивают аутентичные системы координат, формируя особую форму реальности.

Время неотделимо от пространства и выступает одним из его параметров. Эйнштейн подчёркивал неразрывную связь пространства и времени. Категория времени гораздо более сложна, нежели чем весьма условная градация на настоящее, будущее и прошлое. Исторически время понимается как отношение событий и выступает как мера, ускоряет и насыщает пространство. Возможности художественного произведения позволяют произвольно соединять события настоящего, прошлого и будущего, памяти и вымысла в свободной последовательности (кинокартины И. Бергмана, М. Антониони, А. Куросавы); изменять реальное время, в том числе влиять на его скорость – посредством фиксации событий или заданной интенсивности их смены.

Следует заметить, что в космологии объединяют пространство и время в одну абстрактную Вселенную, которая является многообразием, состоящим из «событий», описанных системой координат [1, с. 28]. В художественном произведении скорость течения времени также зависит от числа акцентов и ритмов – изменение этих параметров позволяет ускорять и замедлять время, удлинять его или искусственно останавливать.

Творческий художественный процесс подразумевает создание образа, генерирование и воплощение виртуальных реальностей. Богатые возможности средств художественного языка, которые изменялись в ретроспективе истории мировой культуры, развили потенциал и строение образа. Пространство, созданное в художественной системе представлений, становится не только воплощённой виртуальной реальностью, но и измерением – его порталом для зрителя выступает художественное произведение. В пространстве существует смысловой центр и акцентные точки. На формирование образа и художественного пространства оказывают влияние средства:

  • объёмы, формы и плоскости
  • структура и система координат
  • композиция и ракурсы
  • границы и контуры
  • цвета и фактуры
  • освещение, яркость и контрасты
  • перспективное построение и ритмическая картина
  • пропорции и симметрия
  • движения, вращения, векторы
  • фокусы и отражения
  • связи предметов
  • интервалы и паузы
  • баланс и отношения
  • цельность
  • пластичность
  • декоративность
  • смысловой и сюжетный контент

Отношения этих параметров в произведениях искусства в шедеврах мировой истории культуры как правило определяют законы гармонии.

Выводы

Проблема воплощения объективного и субъективного пространства актуальна со времен Древнего Египта. В V в. до н.э. Геродот ввёл понятие «ойкумена» – освоенная человечеством часть мира. «Секе» у древние инков представляло развитую систему ритуальных путей и воображаемых векторов, исходивших из храма Кориканча (Храм Солнца) в Куско в разные стороны их империи. По мере развития представлений развилось понятие «культурная ойкумена».

Человек может трансформировать реальность и создавать не только вымышленные действительности и реальные пространства, которые становятся фактически новыми мирами и измерениями. Существуют разные виды пространств, через которые возможна передача информации, различные формы коммуникаций людей, в том числе вневременные. Развитый арсенал художественных и технических средств позволяет воплощать замысел. Пространство, созданное средствами художественного языка, выступает средой, которая в свою очередь способствует появлению новых идей, художественных форм и уже других пространств.

Таким образом, мы можем говорить о нескольких существующих измерениях и утверждать, что пространство и время подвластны человеку. Вместе с тем, вышесказанное позволяет сделать вывод, что самая уникальная форма реальности – это пространство человеческой мысли.

 

Литература:

  1. Королёв В.С. Удивительные деформации абстрактной Вселенной //Инновации в науке. №6 (55). СибАК, 2016. С. 26-36.