« Назад

Портрет художника 19 века В.В. Верещагина. Статья А.В. Лиховцевой

 

 

Анастасия Лиховцева 

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

//журнал "Полиция России" №8 2015

 

В.Ю. Желваков

Портрет В.В. Верещагина 1993 г.

Бумага, смешанная техника. 110х80см

 

                                                 В.Ю. Желваков Портрет В.В.Верещагина 1993г. бум.,смеш.техника. 110х80см.

 

Перед нами прекрасный исторический портрет великого русского живописца и литератора, выдающегося художника-баталиста 19 века - Василия Васильевича Верещагина - графический портрет большого формата выполнен народным художником РФ Вячеславом Юрьевичем Желваковым, профессором кафедры живописи, рисунка и композиции Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки.

В.Ю. Желваков: «Художник Василий Верещагин вызывает неподдельный интерес. В нём соединился художник, воин, путешественник. Мне захотелось сделать такой знаковый портрет, который был бы одновременно и парадным и подчёркивал бы военную принадлежность Верещагина. Я читал не только его биографию, но и его воспоминания, подолгу смотрел его картины в Третьяковской галерее, а нарисовав портрет, создал затем целую серию работ по его биографии.» 

В.В. Верещагин - личность действительно уникальная. Имя художника неразрывно связано с историей воинской славы. Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в г. Череповец в семье дворянина. Все дети были определены в военно-учебные заведения. Василий, как и его братья, получил военное образование - его ждала карьера морского офицера. Именно тогда сформировался его принципиальный решительный характер. Затем он поступил в петербургскую Академию Художеств, но оставил её в 1863 г. «неудовлетворённый системой образования» и продолжил обучение в мастерской модного французского художника того времени Ж.Л. Жерома в Школе изящных искусств в Париже. Именно от Ж.Л. Жерома В. Верещагин унаследовал умение работать с тематической картиной и шарм ориентализма (направление в литературе и искусстве 19 века, характерной чертой которого было увлечение экзотическими традициями, свойственными восточному мировоззрению) - тонкое художественное чувство богатства и роскоши красот Востока, сочные яркие краски. Верещагина увлекала история, публицистика, разного рода очерки, заметки, мемуары, ему нравилось путешествовать. При этом он был военным - профессиональные навыки военного, интерес к военной службе и беззаветная любовь к Отчизне соединились в нём с профессиональными навыками живописца.

В течение жизни В. Верещагин как офицер принял участие в разных военных действиях, которые вела русская армия, он посвятил им отдельные циклы своих картин.

Во время службы при генерал-губернаторе К.П. Кауфмане в Средней Азии, Верещагин задумал Туркестанскую серию картин. Он принял личное участие в военных операциях, был награждён Орденом Святого Георгия 4-й степени - за отличие во время обороны цитадели Самарканда (1868 г.). Этой наградой Верещагин гордился всю свою жизнь, хотя отрицал всякие награды. В картинах Туркестанской серии художник рассказывает о зверских нравах кочевых народов, для которых нормой повседневной жизни были невольничьи рынки, жестокие расправы, тюркские племена громили и грабили города Поволжья, продавали русское население в рабство на невольничьи рынки Средней Азии.

Весной 1877 г., в начале русско-турецкой войны, В. Верещагин отправился в действующую армию. Командование причислило его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам без казённого содержания. В 1877-1878 гг. В. Верещагин принял участие в военных операциях на Балканах под руководством генерал-адьютанта М.Д. Скобелева, участвовал в штурме Плевны, жестоких кровопролитных боях при взятии деревни Шейново на Шипкинском перевале, был ранен, входил в состав группы, которая вела переговоры с турецкими парламентёрами в конце войны. В боях под Плевной погиб один из братьев художника, второй брат – был тяжело ранен.

            При императорском дворе картины В. Верещагина воспринимались чуть ли не как открытый бунт, потому что художник говорил правду о войне в своих картинах с позиции рядового, его не интересовали политические стратегии, он видел войну изнутри и прекрасно знал, какова её цена, показывал всю её жестокость и ужас, за что порой его обвиняли даже в антипатриотизме - несколько своих картин он вынужден был уничтожить.

            В 1887 г. Верещагин начал работу над другой серией картин - исторической, посвящённой войне 1812 г. и вторжению войск Наполеона I в Россию. Художнику казалось, что он погрузится в изучение истории и уйдёт от военных реалий. «Больше батальных картин не буду писать – баста. Найду себе другие сюжеты». Изначально серия была задумана как сюита картин о Наполеоне и его русском походе, но в итоге, изучив исторические документы, замысел преобразился – серия превратилась в национальную историческую эпопею, в которой художник остался верен себе и исторической правде. В. Верещагин выразительно показал грабителей-французов, не упустил из своего внимания известные факты осквернения захоронений в Архангельском соборе, устройство конюшен в православных церквях, расстрелы московских жителей в самом Кремле. Картины серии В. Верещагина вызвали острую негативную реакцию среди французов.

В.В. Верещагин трагически погиб 31 марта 1904 г. в ходе русско-японской войны вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

            В. Верещагин был неординарным художником и яркой личностью, его выставки в России и Европе всегда были событием в художественной жизни и производили неизгладимое впечатление на современников. Он остался в истории великим художником-мастером, борцом за мир, выступавшим против жестокости и насилия. В. Верещагин, как одарённый литератор, оставил воспоминания, путевые очерки, статьи об искусстве, книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания», «Наполеон I в России. 1812», особый интерес представляют его «Избранные письма», исторические комментарии к картинам, статьи против войн. Творчество В. Верещагина сочетает в себе профессиональное мастерство художника, красоту, грандиозность, неординарность формулировок, силу и остроту впечатлений. Его работы проникнуты духом событий, очевидцем которых он был сам. География городов и стран, где побывал В. Верещагин обширна: Петербург, Москва, Ташкент, Самарканд, Бухара, Туркестан, Лондон, Париж, Мюнхен, Кавказ, Сибирь, Семиречье, Западный Китай, Киргизия, Индия, Тибет, Сирия, Палестина, Русский Север, Пинега, Северная Двина, Белое море, Соловки, Филиппинские острова, США, Куба, Япония…

Около портрета Василия Верещагина, выполненного художником В. Желваковым можно долго говорить об истории, искусстве, о необыкновенной масштабной личности 19 века. Художник В. Желваков показал превосходное владение историческим образом, выполненный им портрет в смешанной графической технике, тронутый бархатистым чёрным углём, сочетает в себе простоту и парадность, от него веет силой военных событий и духом истории 19 века. Он завораживает своей мощью и красотой неординарной исторической фигуры русского художника Василия Васильевича Верещагина.