искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
История одной картины
Портрет А.Х. Бенкендорфа (холст, масло, 70х62,5 см)
Художник Джордж Доу
Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
В подготовке статьи использованы материалы Государственного Эрмитажа и Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника
Наверное, у каждого, кто впервые оказался в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сердце замирает от восхищения перед таким числом выдающихся военачальников своего времени.
Военная галерея Зимнего дворца, созданная в память Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813 и 1814 годов, - уникальный памятник художественной культуры, исторический ансамбль, который входит в состав коллекции Государственного Эрмитажа.
Г. Г. Чернецов
Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. 1829 г.
Отечественная война 1812 г. одно из наиболее важных и ярких событий в истории русского государства - её победоносное завершение в значительной степени способствовало подъёму национального самосознания русского народа. В галерею вошли 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года, стоявших во главе русских войск. Александр I обратился с заказом на портреты для Военной галереи к известному английскому портретисту Джорджу Доу. В 1819 году художник, пользовавшийся покровительством герцога и герцогини Кентских, отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого и привлёк внимание русского Императора - тогда Александр I и заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. Джордж Доу принял предложение русского Императора и работал над портретами по его приглашению в России в период с 1819 по 1829 гг. Собственноручно Дж. Доу было создано 150 портретов (по одной из версий 237 портретов), и только 100 портретов из них подписаны самим Дж. Доу, остальные портреты были исполнены его русскими помощниками художниками А.В. Поляковым и В.А. Голике под его руководством.
Будучи известным английским живописцем своего времени, Дж. Доу испытал влияние знаменитых английских художников- романтиков - фешенебельного портретиста Сэра Томаса Лоуренса и одного из самых загадочных художников своего времени Уильяма Тёрнера. Эпоха романтизма сменила эпоху Просвещения, на смену культа разума пришла эстетика Дж. Байрона, М. Лермонтова и А. Пушкина. Романтики отвергли «холодную рассудочность» эпохи классицизма и вдохнули дыхание живой жизни в свои произведения. Категория возвышенного остаётся центральной для эпохи романтизма: от философии до музыки, найдя формы воплощения в литературе и изобразительных искусствах, героическая интерпретация образа органично сочетается с естественностью и подвижностью. Это очень важно, потому что, благодаря именно этим качествам, образ героя приобретает совершенно особенный контекст подачи и особое прочтение – понимание для зрителя. Наряду с прославлением героического характера персонажа, показаны удивительные возможности внутренней энергии человека, величие и глубина его души. Работа над столь знаменательным проектом высокой исторической значимости прославила английского живописца и стала самым значительным проектом, воплощённым художником за его жизнь.
Большинство портретов для Военной галереи писалось с натуры, также использовались портреты, написанные ранее, присланные участниками войны, не имевшими возможности приехать позировать или родственниками погибших и уже умерших генералов. В галереи размещены также 13 затянутых зелёным шёлком рам с именами генералов, чьи портреты по разным причинам не были написаны.
Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях. Инспекторским департаментом Главного штаба были составлены предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года списки были предоставлены Главным штабом специальному аттестационному комитету, созданному 18 (30) августа 1814 года для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. В августе 1820 года аттестационный комитет закончил свою работу. Необходимо отметить, что не все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней.
Зал, в котором разместилась галерея, была сооружен по проекту не менее знаменитого талантливого архитектора Карла Росси. Военная галерея Зимнего дворца, созданная в память Отечественной войны 1812 г., была торжественно открыта 25 декабря 1826 года – в день, который ежегодно отмечался как память «о поражении и изгнании неприятеля из пределов России».
17 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар, который уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Благодаря мужеству солдат гвардейских полков все портреты были спасены - ни один из портретов не пострадал - исторически достоверное свидетельство и память были самоотверженно сохранены потомками. В 1838-1839 годах галерея была заново отделана по чертежам архитектора В.П. Стасова. На мраморной доске, размещённой в галерее в 1949 году, вырезаны строки из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец», посвящённому Барклаю-де-Толли:
« У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года...»
Одним из портретов по праву занявших место в Военной галерее Зимнего дворца, созданной в память Отечественной войны 1812 г., является портрет графа Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783-1844) - русского государственного деятеля, военачальника, генерала от кавалерии, шефа жандармов и одновременно Главного начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1826-1844). Портрет А.Х. Бенкендорфа был лично написан английским художником Дж. Доу с натуры в Санкт-Петербурге в 1822 году, о чём свидетельствует памятная надпись на портрете, сделанная рукой живописца и его подпись.
Портрет А.Х. Бенкендорфа
Джордж Доу
Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
Историческая справка: Александр Христофорович Бенкендорф родился в Петербурге, окончил там же пансион и являлся первым среди лучших учеников пансиона. В 1802 году А.Х. Бенкендорф по приказу императора Александра I отправился в секретную экспедицию, возглавляемую Спренгтпортеном, которая должна была «объехать с целью военно-стратегического осмотра Азиатскую и Европейскую Россию». В войне 1805-1806 гг. он состоял при дежурном генерале графе Толстом и участвовал во многих сражениях. В 1807-1808 гг. состоял при русском посольстве в Париже. В 1809 году отправился добровольцем в армию, действовавшую против турок, и часто находился в авангарде или командовал отдельными отрядами; за выдающиеся отличия в сражении под Рущуком 20 июня 1811 был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Во время Отечественной войны 1812 года А.Х. Бенкендорф сначала был флигель-адъютантом при императоре Александре I и осуществлял связь главного командования с армией Багратиона, затем командовал авангардом летучего (армейского партизанского) отряда генерала Винцингероде; 27 июля произвёл атаку в деле при Велиже, а по уходе Наполеона из Москвы и занятии её русскими войсками был назначен комендантом города. При преследовании неприятеля он находился под командованием генерал-лейтенанта Кутузова (не путать с фельдмаршалом Кутузовым), заместившего попавшего в плен к французам Винцингероде, был в разных делах и взял в плен трёх генералов и более 6000 нижних чинов. В войне 1812 г. А.Х. Бенкендорф отличался необыкновенной храбростью: лично уничтожил большое количество французов, один взял в плен несколько французских генералов, командовал партизанским отрядом, а когда Наполеон оставил Москву, был военным комендантом города. Находясь при Кутузове, Бенкендорф исполнял его специальные — особо опасные — поручения, чем прославился в заграничных походах, особенно отличился в битве при Лейпциге. Во главе военного отряда освободил от французов Амстердам, столицу Нидерландов, к слову сказать, сами голландцы не оказывали сколь-нибудь действенной помощи русским, выступая при них только в качестве дружинников. Этот же отряд освободил Бельгию. Однополчане говорили и о доброте, присущей А.Х. Бенкендорфу, о полном отсутствии в нем какого-либо ожесточения, а Государь Император Александр I называл службу А.Х. Бенкендорфа безупречной.
В кампанию 1813 года А.Х. Бенкендорф начальствовал летучим отрядом, нанёс поражение французам при Темпельберге (за что получил орден Святого Георгия 3-й ст.), принудил неприятеля сдать город Фюрстенвальд и вместе с отрядом Чернышёва и Теттенборна занял Берлин. Переправясь через Эльбу, А.Х. Бенкендорф взял г. Ворбен, и, состоя под начальством генерала Дорнберга, способствовал поражению дивизии Морана в Люнебурге. Участвовал в сражениях при Грос-Верене и при Денневице, состоя с своим отрядом в Северной армии. Поступив под начальство графа Воронцова, он 3 дня сряду с одним своим отрядом прикрывал движение армии к Дессау и Рослау и награждён был за это золотою саблею, украшенною алмазами. В битве под Лейпцигом Бенкендорф командовал левым крылом кавалерии генерала Винцингероде, а при движении этого генерала на Кассель был начальником его авангарда. С отдельным отрядом был отправлен в Голландию и очистил её от неприятеля. Сменённый прусскими и английскими войсками, Бенкендорф двинулся в Бельгию, взял города Лувен и Мехелен и отбил у французов 24 орудия и 600 пленных англичан. В кампанию 1814 года Бенкендорф особенно отличился в деле под Люттихом; в сражении под Краоном командовал всею конницею графа Воронцова, и прикрывал движение Силезской армии к Лаону; при Сен-Дизье начальствовал сперва левым крылом, а потом арьергардом.
12 апреля 1826 года Бенкендорфом была подана записка Его Императорскому Величеству, содержавшая проект учреждения высшей полиции под начальством особого министра и инспектора корпуса жандармов. Император Николай I, весьма расположенный к Бенкендорфу после его активного участия в следствии по делу декабристов, назначил его 25 июня 1826 года шефом жандармов, а 3 июля 1826 года - главным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое наряду с рядом функций ведало контрразведкой, также Бенкендорф являлся командующим Главной Его Императорского Величества квартирой. В 1828 году, при отъезде государя к действующей армии для военных действий против Османской империи, Бенкендорф сопровождал его; был при осаде Браилова, переправе русской армии через Дунай, покорении Исакчи, в сражении при Шумле и при осаде Варны; 21 апреля 1829 года он произведён в генералы от кавалерии. Николай I дружески относился к Бенкендорфу, необыкновенно доверял ему, и говорил о нем в 1838 г., когда Александр Христофорович уже проявил себя на государственной службе: «В течение 11 лет он ни с кем меня не поссорил, а примирил со многими» Бенкендорф выполнял массу секретных поручений императора, часто, как разведчик, бывал за границей. Его жизнь отчасти была покрыта тайной, и смерть свершилась при загадочных обстоятельствах. Предполагается, что он погиб, от руки шпионки, сумевшей пробраться на корабль, на котором Бенкендорф возвращался из-за границы. Он был похоронен в 1844 г. в имении Бенкендорфов - Фалль - близ Таллина (тогда г. Ревеля).
На протяжении всей службы Государю Императору Бенкендорф правильно и тактично подсказывал Николаю I пути к решению внутригосударственных проблем, например, создать сеть железной дороги, улучшить здравоохранение и отменить крепостное право.
А.Х. Бенкендорф оставил потомкам серьёзные исторические документы «Записки. 1812 год Отечественная война. 1813 год Освобождение Нидерландов» и книгу - «Воспоминания (1802-1837)», которая на сегодняшний день издана и включает уникальную переписку А.Х. Бенкендорфа и его друга Михаила Семёновича Воронцова (1782-1856) - русского государственного деятеля, генерала-фельдмаршала (1856), героя войны 1812 года, командира русского оккупационного корпуса во Франции (1815-1818), новороссийского и бессарабского генерал-губернатора (1823-1854 гг.), блестящего дипломата своего времени. В экспозиции Алупкинского дворца (Воронцовский дворец) представлены портреты военных героев – друзей М.С. Воронцова, которые являются авторскими повторениями художника Джорджа Доу. Между портретами Л.А. Нарышкина и Ф.П. Уварова более крупными размерами выделяется портрет А.Ф. Бенкендорфа – лучшего друга М.С. Воронцова. Портрет Бенкендорфа вызывал зависть у его врагов, которые тщетно старались очернить имя Бенкендорфа, пользовавшегося любовью и доверием не только Государя Императора, но и многих людей. Свою воинскую службу Бенкендорф начинал с низшего офицерского звания поручика, также как и его друг М.С. Воронцов. Судьба их свела и познакомила, когда они, юными молодыми людьми в возрасте двадцати лет, отправились добровольно служить на Кавказ. Бенкендорф и Воронцов крепко подружились и трогательно сохранили дружбу на всю жизнь. Их закалила суровая служба на Кавказе и участие в русско-персидской войне.
Портрет А.Х. Бенкендорфа
Джордж Доу
Алупкинский дворец (Воронцовский дворец)
Как человек, возглавлявший органы контрразведки, А.Х. Бенкендорф был причастен к делу декабристов. Однако, среди документов, относящихся к восстанию декабристов в декабре 1825 г. в Петербурге и некоторых местах России, не найдено хоть каких-либо материалов, содержащих жалобы декабристов на Бенкендорфа или на его хоть сколько-нибудь грубое отношение к ним, поскольку сами декабристы хорошо относились к Бенкендорфу и тепло отзывались о нем. Бенкендорф даже тщетно хлопотал перед императором об отмене смертной казни восставшим.
Имя А.Х. Бенкендорфа для нас также неразрывно связано с именами легендарных русских поэтов М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, которые отличались вспыльчивостью характера и либеральностью своих политических взглядов. Открытая в настоящее время для исследователей переписка свидетельствует о весьма тёплых и корректных взаимоотношениях А.Х. Бенкендорфа с поэтами, которые в своё время были излишне драматизированы литературоведами. Например, 24 марта 1830 г. А.С. Пушкин пишет (по франц.) в своём письме А.Х. Бенкендорфу: «Несмотря на четыре года уравновешенного поведения, я не приобрёл доверия власти… Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанию своих прав и обязанностей, но единственно вашей личной ко мне благосклонности. Но если вы завтра не будете больше министром, меня упрячут». Специалистам также хорошо известно письмо, которое А.С. Пушкин направляет А.Х. Бенкендорфу перед своей дуэлью. К слову сказать, дуэли, будучи неотъемлемой частью русской дворянской культуры, были запрещены законом и рассматривались как уголовные преступления.
Сегодня, когда оказываешься в Государственном Эрмитаже, и проходишь через залы Военной галереи Зимнего дворца, понимаешь, что портреты действительно скрывают тайны - за каждым из них человеческая личность и историческая судьба.
А.Х. Бенкендорф это яркий представитель своего времени, профессионал высочайшего класса, человек наделённый решительностью характера и сильной волей, которого отличала интеллигентность и эрудиция. Фигура А.Х. Бенкендорфа соединила качества блестящего военачальника, который принял участие в нескольких военных кампаниях и человека искренне преданного своему Отечеству и государственной службе, который внёс свой гражданский вклад, защищая свою страну и способствуя развитию своей страны - продвижению России на первую роль в международной жизни.
А.В. Лиховцева
искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС
Литература:
1. В подготовке исторической справки использованы материалы свободной энциклопедии Википедия.
2. Елена Дорошенко, старший научный сотрудник КРУ «АДПМЗ». К 230-летию со дня рождения А.Х. Бенкендорфа.