« Назад

Особняк— коллекция —ансамбль искусств. Проблема целостности и синтеза. статья А.В.Лиховцевой

 

\\Лиховцева А.В. Особняк - коллекция - ансамбль искусств. Проблема целостности и синтеза. \\ Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. 2\2022. Часть 1. С.98-108.

 

Аннотация: Статья посвящена проблемам художественной целостности ансамблей особняков и вопросам синтеза произведений искусства в коллекциях, интегрированных в состав их комплексов. Особняки, с насыщающими их предметами искусства, выступают цельными художественными системами, внутри которых прослеживается определённая семантика и отчётливые линии-направления взаимодействия искусств. Изначально коллекции были неотделимы от своего дома, но со временем, приобретая самостоятельность, они формируют уже собственный контекст, выстраивая специфичное «пространство культуры» через воспроизведённую структуру среды и сочетание предметов. Художественная целостность комплексов произведений искусства позволяет исследователю через анализ раскрыть специфику взаимосвязей и сочетаний разных видов искусства: архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и проанализировать принципы диалога произведений искусства. В домах-особняках наиболее полно выражен синтез искусств, проявляются национальные и интернациональные черты, общекультурные тенденции времени. Неразрывность этих связей даёт понимание целостности художественных явлений, исторических и художественных контекстов.

Ключевые слова: особняк, дом-музей, коллекция, синтез искусств, художественная система, пространство культуры, инсталляция, художественная среда, диалог искусств.

 

Mansion— collection —art ensemble. The problem of integrity and synthesis.

Essay: The essay is devoted to the problems of artistic integrity of ensembles of mansions and issues of synthesis of works of fine art in collections integrated into their complexes. Mansions, with the objects of art saturating them, act as integral artistic systems, within which certain semantics and distinct lines are traced-the directions of interaction of the arts. Initially, the collections were inseparable from their home, but over time, acquiring independence, they form their own context, building a specific "cultural space" through the reproduced structure of the environment and the combination of objects. The artistic integrity of the complexes of works of art allows the researcher, through analysis, to reveal the specifics of the interrelations and combinations of different types of art: architecture, fine art, sculpture, decorative and applied art and analyze the principles of the dialogue of works of fine art. The synthesis of the arts is most fully expressed in the mansions, national and international features, general cultural trends of the time are manifested. The continuity of these connections gives an understanding of the integrity of artistic phenomena, historical and artistic contexts.

Key words: mansion, house-museum, collection, synthesis of arts, art system, cultural space, installation, artistic environment, dialogue of arts.

 

Произведения искусства разных видов и жанров в истории мировой культуры образовали яркие выразительные комплексы— коллекции, которые стали воплощением и отражением эпох.

Парадные жилые дома, городские особняки, загородные усадьбы и роскошные виллы, украшенные величественными скульптурами, обрамленные садами, скованные лентами декоративных оград, становились выражением художественного стиля и семантики образа времени, квинтэссенцией эстетических предпочтений и значимыми культурными центрами. Они включали обширные коллекции, которые зачастую исчезали, распадались на отдельные предметы и части или становились самостоятельными после смерти их владельцев. Созданные по заказу состоятельных представителей общества, дома-особняки воплощали прогрессивные творческие идеи заказчиков, архитекторов, художников и дизайнеров, соединяя не только внешнее и внутреннее архитектурно-художественное решение, но и сочетая разного рода элементы, которыми выступали в том числе и произведения, органично интегрированные в состав их ансамблей.

Художественная целостность подобных комплексов позволяет исследователю через анализ раскрыть специфику взаимосвязей и сочетаний разных видов искусства: архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Как правило, в большинстве случаев такой синтез переходит в стадию симбиоза, а особняки превращаются в органичные цельные ансамбли-симфонии, по сути, составленные из многих элементов, которые исследователи рассматривают часто по отдельности, в контексте профильных научных задач.

Предметы, насыщающие интерьер, развивают и усиливают ключевые художественные идеи дома-особняка, формируют уникальную предметно-пространственную среду, открывая срез эпохи. Замки французской знати в долине реки Луары, английские родовые поместья, городские дома-особняки и загородные усадьбы представителей русской знати являются отражением образа жизни и выражением художественных стилей, а также характерных черт исторического времени.

Н.К. Соловьёв в работе «Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров (Древний мир, Средние века)» указывает:

«Понятие интерьера имеет довольно широкие рамки толкования». «Интерьер представляет собой ближайшую к человеку, наиболее тесно контактирующую с ним предметно-пространственную среду». «Спецификой интерьера является то, что его эстетический образ воспринимается человеком в единстве всех архитектурно-художественных характеристик» [4].

Необходимо обратить внимание, что эстетический образ и всего дома-произведения воспринимается в единстве составляющих его комплекс элементов. Виллы Медичи, Боргезе, Сфорца, Д’Эсте, особняки квартала Мазарини, поместья Икворт и Боутон Хаус, замок Бэльвуар в Лестершире, дома Юсуповых, Демидовых, Строгановых, Шереметьевых, особняки А.А. Половцова, П.И. Щукина, И.Е. Цветкова, братьев Рябушинских и многие другие сохраняли живую богатую ткань культуры своего времени именно в комплексах, во многом благодаря выразительности сочетаний конкретных элементов, приемов художественного построения пространства и произведений искусства, которые вступали в диалоги и диссонанс, гармонично сочетались, оттеняли или затмевали друг друга, доминировали, выстраивали повествование и создавали общую художественную полифонию, а иногда и контексты или повествования символичных идей и смыслов.

Проблема синтеза видов искусств сложна. Вместе с тем, постановка подобной задачи и построение алгоритма ее решения позволяют понять принцип связи и взаимосвязи, природу сочетаний деталей и элементов как на макроуровне, раскрывая непосредственно глобальную проблему синтеза видов искусства, так и на микроуровне, раскрывая вопрос синтеза произведений. Именно в сложности и красоте причудливых связей и сочетаний видов и произведений искусства, обусловленных разными факторами, проявляется многомерность и многогранность каждой эпохи. Неразрывность этих связей дает понимание целостности художественных явлений, исторических и художественных контекстов в каждом конкретном случае. Анализ, в свою очередь, позволяет проследить и выявить ключевые характерные черты и признаки, элементы художественного стиля и общие закономерности строения подобных «ансамблей искусств».

Дом-произведение с насыщающими его предметами искусства, представляет своего рода тематическую сформированную коллекцию, которой, по сути, он и является. Архитектура, интерьеры, изобразительное и декоративно-прикладное искусство соединяются воедино в цельном ансамбле. Внутри такой «тематической коллекции» всегда прослеживается определенная семантика и отчетливые линии-направления взаимодействия искусств в контексте конкретной темы. В каждую историческую эпоху этот процесс обусловлен разными факторами. Проблемы художественного стиля, психология восприятия, философия времени и социология оказывают влияние на природу и специфику этих связей произведений в комплексах. Таким образом формируются своего рода шифры и культурные коды, которые спустя время считываются и распознаются исследователем и зрителем. Комплексный анализ домов-произведений позволяет выявить не только принципы функциональной и эстетической организации жизни и деятельности людей, но исторические и художественные контексты. Существует не только «отсутствие чётких границ между внешним и внутренним пространством» [5], но и прослеживается очевидная связь всех произведений в особняке-коллекции.

Н.К. Соловьёв замечает: «Жёсткое деление сооружений на внешнюю оболочку и интерьеры бывает невозможным, особенно в тех случаях, когда создание архитектурных объектов осуществляется по единым формообразующим принципам и целостному композиционному сценарию. В подобном сценарии взаимосвязь “внутреннего” и “внешнего” может играть одну из главных ролей и быть основным моментом эстетического переживания». «При взаимопроникающем единстве компоненты синтеза, как правило, становятся на путь взаимного структурного сближения»[4].

Архитектура особняка сохраняет пространственную среду, отражает масштаб представлений, образ жизни и деятельность владельца. Технические возможности времени, устремления и социальные потребности хозяина проявляются через планировку, типы и виды помещений, которые обыкновенно сохраняют соответствие с общими стилевыми тенденциями эпох и эстетическими воззрениями как заказчика, так и архитектора. Зачастую необычные дома воспринимались современниками как выражение эксцентризма — например, дома А. Морозова, И. Цветкова, В. Васнецова, З. Перцовой, С. Перлова, К. Мельникова, Ж. Кокто, А. Гауди, С. Дали и т.д., но именно они по прошествии времени стали примерами яркого воплощения творческого замысла и выразительными образцами проявления художественного стиля.

Интерьер создает среду, сочетая разные виды художественных средств и выражая определенные эстетические предпочтения, используя все богатство видов декоративных отделок и материалов. Особняки, декорированные зачастую также и специально созданными для них произведениями изобразительного искусства, скульптурами, фресками, мозаиками, гобеленами, предметами мебели, украшенные привнесенными в них коллекциями картин, фарфора, декоративно-прикладного искусства, с одной стороны отвечали потребностям хозяев, с другой — выступали метафорами времени, например, дома Уоллеса, Жакмар-Андре, Ниссим-де-Камондо, З. Юсуповой, фон Дервизов и т.д.

Картины ведут неспешное повествование через сюжеты, привносят красочность, определяют драматургию и степень торжественности интерьера. Скульптура сообщает пространству фактурность и осязаемость, весомость, выступая камертоном эстетических предпочтений владельца и расставляя пластические акценты, определяя ритмы и динамику интерьера.  Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, выполняя функциональную и практическую задачу, формируют личное индивидуальное пространство, сохраняя сведения о потребностях и укладе жизни владельцев. Кабинеты и гостиные, столовые и комнаты отдыха, замкнутые будуары и пафосные торжественные залы, рассчитанные на определенное число гостей, также дополняют представление об образе жизни, потребностях и предпочтениях владельцев— дома Юсуповых, Строгановых, Демидовых, Шереметьевых и т.д. Предметы декоративно-прикладного искусства насыщают и развивают ключевые художественные идеи интерьера, дома, задают паузы и ритмы, расставляют визуальные акценты, обогащают вариациями модифицированных форм, раскрывая быт, потребности, предпочтения, специфику художественного образа эпохи,—дворец Коттедж, Красный дом Морриса, особняк С. Мамонтова в Абрамцево, особняк П.И. Харитоненко в Москве и др.

Следует помнить, что в некоторых случаях, отдельные произведения искусства подчиняли себе весь интерьер и выступали в итоге смысловым центром художественной концепции и отправным импульсом для развития художественной линии пространства, например, «Павлинья комната», «доработанная» до шедевра истории искусства Джеймсом Уистлером, в которой была размещена коллекция китайского фарфора Ф. Лейланда. Вариативность формы и материалов, при сохранении единства образа, цветового решения и художественного стиля, проявленных во множестве элементов, которыми выступали уже отдельные произведения, позволяли формировать цельные органичные самостоятельные ансамбли вокруг смыслового и образного центра.

В одних случаях в особняках размещались коллекции, в других — дома были специально для них созданы, в-третьих— коллекции последовательно формировались, встраиваясь в структуру дома. Будучи интегрированными в ансамбль, коллекции становились продолжением общего художественного замысла, развивая и усиливая ключевые темы и идеи в малых формах, например, дома баронессы Б.-Э. де Ротшильд, С. Мамонтова в Абрамцево и др. Эта тенденция, в первую очередь, объясняется эстетическими пристрастиями владельцев, но, вместе с тем, необходимо принять во внимание, что порой архитектура и интерьер дома обуславливали появление и необходимость приобретения отдельных предметов, развивая творческую мысль хозяев или приглашенных художников. Эти привнесенные предметы и произведения вступали в диалог с автором первоначального замысла и предметами, ранее интегрированными в комплекс. Кроме того, произведения искусства могли продолжать и модифицировать, развивать базовую концепцию — примером могут послужить особняки Демидовых, Юсуповых, дома С. Мамонтова и М. Тенишевой, М. Шагала. Изначально эти коллекции были неотделимы от своего дома, составляя с ним синтез и цельный ансамбль, но со временем они приобретали самостоятельность, формируя уже собственный контекст и аутентичную среду, приобретая способность воспроизводить пространство через структурно-образное построение, например, «Павлинья комната» Ф. Лейланда, коллекции баронессы Б.-Э. де Ротшильд, Жакмар-Андре, Польди-Пеццоло. Коллекция соединяет предметы, формируя предметно-пространственную среду, которая позволяет передать и воспроизвести образ, метафору, сохранить или воссоздать ощущение эпохи. В случаях, когда коллекция имеет собственный дом, архитектура и интерьер, органично соединяясь с предметами прошлого, привнесенными их владельцами, и формируют подобное специфичное пространство, в котором разворачиваются парафразы времени, подкрепленные, дополненные и развитые историческими фактами. В результате выстраивается «пространство культуры», которое воспроизведено через определенную структуру и сочетание предметов, — такое пространство сохраняет умозрительные концепции, передает состояния, смыслы, образы через предметы и их сочетания — возникает диалог произведений искусства.

При анализе коллекций выделяются не только смысловые линии концепций, но обнаруживается преобладание определенных тем и сегментов изобразительного материала, прослеживаются закономерности, в сравнении с другими конгломератами произведений. Произведения искусства, объединенные владельцем дома, соединены ходом его мысли и представляют уникальное умозрительно-образное повествование. Интерьер и коллекции, словно живая «душа» особняка, приоткрывают частную жизнь владельца, скрытую от широкой общественности и доступную только для определенного круга лиц, посвященных хозяином.

В отдельных случаях в истории искусства сохранился дом, но по разным причинам было утрачено его наполнение, как произошло со многими особняками—дома А. Меншикова и К. Фаберже в Санкт-Петербурге и его окрестностях, вилла Вальроз фон Дервиза в Ницце, прославленный замок Кериоле Зинаиды Юсуповой и др. Иногда коллекция теряла свой дом, наоборот, обособленно сохраняясь и приобретая самостоятельность, как произошло с коллекциями П.И. Щукина, И.А. Морозова, Г.Д. Костаки и др. Отдельные дома известных людей были реконструированы, осуществляются попытки воссоздать их интерьер и среду, как произошло в случаях домов П. Рубенса, Рембрандта, братьев Третьяковых и т.д.

Дом-особняк соединяет разные произведения и виды изобразительного искусства. Все они, в совокупности и по отдельности, в большей или меньшей степени выражают и отражают общую и частную историю, внутренний и внешний мир владельца, историю модификации замысла архитекторов и художников проекта в художественных формах и образах. Искусство и создает образы, оно вызывает ассоциации, ощущения, переживания и чувства, передает тонкие эмоциональные состояния, которые становятся основой, структурой и средой особняка-ансамбля, выражением духовной культуры как отдельно взятого человека-владельца-хозяина дома, так и общественного сознания в конкретном историческом контексте, результатом творческой художественной деятельности плеяды мастеров. История дома переплетается с историей страны, историей сменявших его владельцев, историей перестроек и перепланировок.

Тема органичной целостности дома-особняка реализована в разных художественных формах, направленных на развитие как внутреннего, так и внешнего пространства, например, особняки З. Морозовой и «Чёрный лебедь» Н. Рябушинского, которые характеризует яркий художественный образ, проявленный в множестве элементов и их сочетаний, и цельная замкнутая пространственная система, или дом А. Гауди в парке Гуэль—фактически, целостный арт-объект, формирующий пространства и внутри, и вовне, будучи интегрированным в природную среду.

В ХХ веке архитекторы и дизайнеры достигли практически абсолютного слияния видов искусств в домах-произведениях — дом дизайнера Пьера Кардена «Palais Bulles» в Каннах.  Прогресс и эволюция изменили человека, но не изменили законы произведения искусства. Художественный процесс, отличием которого стали противоречивость и принципиально другая образность, оторванная от буквальной символики, сохранил целостность, при сочетании разных видов искусств. Дом по-прежнему представляет единый художественный сплав — организм в его органичной целостности. «Стеклянный дом» Эдит Фарнсуорт, построенный по проекту архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, буквально повис и растворился в природе, соединяясь с внешним миром. В подобных случаях художественная интерпретация синтеза уходит от буквального понимания соединения некогда естественно разделенных видов искусства и внешней среды: по замыслу архитектора, в этом доме-произведении отражено стремление «придать природе, домам и людям высшее единство» [6]. Вопросы взаимодействия искусств актуальны. Этот процесс зависит от многих факторов.

Особняк — дом-произведение — комплекс, ансамбль произведений искусств, выступает цельной тематической коллекцией, системой и самостоятельным целостным органичным произведением искусства, арт-объектом, составленным из многих его элементов, раскрывающих и развивающих концепцию в смыслах, образах, интерпретациях, вариациях художественного стиля. Именно в домах-особняках наиболее полно выражен синтез искусств, проявляются национальные и интернациональные черты, общекультурные тенденции времени.

Сформированная среда не только отражает эстетические вкусы, но и выражает и сохраняет специфическое мироощущение. Среда имеет структуру, определенные параметры, характеристики. Решения объема, пространства и освещения, цвета и материалы, использованные для отделки и оформления интерьера, предметы-элементы, введенные в среду, ритмичность их размещения и степень насыщенности ими пространства играют важную роль. Каждый особняк имеет свой художественный образ и свой «портрет». Каждая коллекция также имеет свой «портрет». Во все времена архитекторы, художники и дизайнеры для создания некой среды следуют определенным правилам, принципам построения, приемам, используют визуальные инструменты художественно-пластического языка и предметы-реквизит, введенные в среду. Необходимо отметить, что эти же принципы и инструменты используют в своей работе художники-декораторы и художники инсталляций при создании сред и декораций.

Вопрос целостности дома-произведения исключительно важен и актуален не только при разработке проекта на стадии создания ансамбля, но и при его анализе исследователем в историческом и художественном аспектах, при его восприятии зрителем, а также при последующей его презентации. Сочетание разных видов искусства составляет не только многогранный эстетический образ, но и оказывает сложное по восприятию разностороннее эстетическое воздействие. Единство элементов подобного синтеза изобразительных искусств определяется единством идейно-смыслового замысла. Из более простых компонентов в результате соединения в системы образуются сложные, неразрывно связанные ансамбли. Природа этих связей, помимо прочих причин, объяснима развитием художественных процессов, в которых важна функция и роль каждого вида и жанра произведений искусства.

Полнота и уравновешенность элементов особняка, которыми выступают отдельные, зачастую самостоятельные произведения искусства, создает уникальные синтезирующие формы культуры и среды, которые могут быть декоративными, синтетическими, рафинированными или естественными и органичными. Произведения искусства объединяет некая творческая идея, концепция проекта, сутью которого может послужить как единая тема или сюжетная линия, так и проявление художественного стиля, эстетического вкуса, фигура мастера или некая мастерская, владелец или коллекционер, этнические или географические характеристики, историческая эпоха, ракурс представлений и множество прочих факторов. Вместе с тем, не следует забывать, что предметы и произведения искусства могут быть объединены своего рода некой «сценографией» и непосредственно самим пространством —местом —«домом». «Гений места» «genius loci» (лат.)— фактор особенный, многогранный, специфику которого стремились постичь и объяснить еще древние римляне, осознавая неповторимость атмосферы и среды конкретного места.

Дома выступают цельными художественными системами —это ансамбли произведений искусства, наиболее ярко воплотившие вкусы времени, отразившие художественные стили и исторические эпохи. Эти комплексы произведений искусства, в свою очередь, могут воспроизводить среду в определенных сочетаниях. Целостность мировоззрения, в множестве её вариаций, обнаруживает в домах-произведениях художественное единство и слитность, способствуя формированию его яркого эмоционально-художественного образа.

Н.К. Соловьёв в своей работе «Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров (Древний мир, Средние века)» выделяет «три основные формы структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры:

—взаимопроникающее структурное единство;

—интеграция пластических искусств и архитектуры при сохранении их структурной специфики;

—взаимосвязь на основе структурной независимости пластических искусств и архитектуры» [4].

Указанные ученым формы универсальны, они определяют принцип не только связи архитектуры и интерьера, но и верны при анализе принципа взаимной связи всех элементов ансамбля, включая произведения комплекса.

Коллекция особняка, таким образом, представляет целостную структуру и систему взаимосвязанных элементов, отражающих не только мировоззренческие аспекты, но и сохраняющих едва уловимый образ эпохи, сотканный из тонких вибраций времени и форм искусства, выраженный в предметах материальной культуры.

Научная проблема целостности и синтеза, проявленная в философско-мировоззренческих и историко-художественных аспектах, напоминает азы диалектики, по мере анализа раскрывая структуру и морфологию художественных образов, выступая инструментом культурной идентификации и выражением национальной художественной традиции. Подобный путь в научной работе, в круге обозначенных проблем и вопросов, позволяет открывать новые перспективы исследований.

 

Список литературы:

  1. Всеобщая история интерьера / Н.К. Соловьев, М.Т. Майстровская, В.С. Турчин, В.Д. Дажина.— Москва: Эксмо, 2013.
  2. Лиховцева А.В. Иконология коллекций произведений искусства //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. — 2020. —№ 3. — Часть 1. — С. 210–223.
  3. Лиховцева А.В. Коллекции произведений искусства — к вопросу анализа феномена //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. — 2021. — № 4. — Часть 1. — С.200–206.
  4. Соловьев Н.К. Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров (Древний мир, Средние века): диссертация доктора искусствоведения: 17.00.04. — Москва, 1998.
  5. Соловьёв Н.К. История русского интерьера. Развитие интерьера в России с Х до первой трети ХХ века. —Москва: Русскiй Мiр, 2021.

Электронные ресурсы:

  1. Мис ван дер Роэ Людвиг. Рабочие тезисы https://opentextnn.ru/man/mis-van-der-roje-ljudvig-rabochie-tezisy/ (дата обращения 24.05.2022). Людвиг Мис ван дер Роэ // Мастера архитектуры об архитектуре / под общ. ред. А. В. Иконникова, И. Л. Маца, Г. М. Орлова. М., 1972. С. 371–383.