« Назад

Матрица национального самосознания. Статья А.В.Лиховцевой

 

Россия – страна великой культуры, богатого духовного и культурного наследия, многовековых культурных традиций. В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия обладает уникальной культурой – материальной и нематериальной, которая представляет такое же ее достояние, как и природные богатства. Базис культуры сформирован из её культурного наследия, которое является не только материальным подтверждением фактов истории, но и определяет статус страны в мировом сообществе. Сотни лет все страны мира борются между собой за обладание разными артефактами – объектами культурного наследия, в стремлении иметь на своих территориях культурные центры всемирного значения. В ходе борьбы за политическое преимущество стратегически перемещаются и уничтожаются артефакты, памятники культуры и искусства и, как следствие исчезают культуры, народы и государства. Культурное наследие выступает проекцией ещё более сложного по своей структуре духовного наследия.

На протяжении всей отечественной истории со времён глубокой древности и до настоящего времени прослеживаются факты проявленной агрессии разных народов и государств направленные на уничтожение русской культуры – духовной и материальной, попытки поработить Россию и её народы. Русскую культуру, сотканную из множества традиций, за сотни лет истории не единожды пытались уничтожить, лишить её памятников и наследия, документов, архивов, исторических фактов и т.д. Россию неоднократно разоряли, грабили и сжигали, уничтожали её население – достаточно вспомнить страницы нашей истории, связанные с героическим противостоянием русского народа рыцарям-крестоносцам, тюркским, польским, литовским захватчикам, шведам, французам, туркам, англичанам, немцам и т.д. На удивление и к негодованию врагов нашей страны русский народ всегда возрождался словно сказочная птица Феникс – из пепла поднимались города, продолжали жить традиции, сохранялись Священные книги и сказания, пелись прежние и новые песни, писались заново тексты, воссоздавались и создавались произведения искусства. Русские всегда проявляли силу и демонстрировали беспрецендентное мужество, природа и истоки которого зачастую оставались непонятны для других народов – так было во времена Ильи Муромца, А. Невского и Д. Донского, К. Минина и Д. Пожарского, в борьбе с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г., во времена А. Суворова и М. Скобелева, в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в борьбе с фашизмом. Откуда брались у людей силы – духовные и физические, когда по всем законам здравого смысла и логики их не должно было уже оставаться? Что же выступает для России уникальным живительным источником силы её народов и воодушевления, позволявшим людям вновь жить, любить, работать, творить, растить детей, воссоздавать уничтоженное, возрождать города и храмы? На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувство патриотизма и национальной гордости, сохраняла память и, безусловно, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Россия – хранительница многовековой созидательной духовной традиции, внесшей свой весомый вклад в мировую культуру, науку, искусство, а также в решение глобальных общечеловеческих проблем: гармонизации социальных отношений, сохранении мира на планете Земля. Россия на протяжении многовековой истории выступает культурной сокровищницей, собирателем традиций и объединителем земель, представляя кладезь духовных и материальных богатств, которые стали источником её исполинской силы и неисчерпаемого потенциала. История отечественной культуры соединяет материальное и нематериальное наследие, уникальные памятники фольклора, литературы, архитектуры, скульптуры, икону, живопись, декоративно-прикладное искусство, поэзию, театр, музыку, кино, объединяя уникальные стилевые тенденции и генерируя художественные явления, которые могли появиться только в определённых исторических условиях и только в России. Ещё в X-XVII веках русская культура создала уникальные духовные ценности, которые стали её фундаментом и национальным кодом.

Историю культуры народа позволяют изучить язык, опыт духовного становления, проявленный в памятниках искусства и сопряжённый с исторической ситуацией, многовековые традиции, которые в свою очередь соединяют накопленный опыт, знания, историю, мифологию, фольклор, предания и сказания. Вместе со всем перечисленным раскрываются  исторически заложенные идеалы, стереотипы, приоритеты, ориентиры, ценности, мироощущения конкретной культуры. Необходимо заметить, что в разных культурах изначально заложены разные стереотипы и ориентиры, разные ценности и идеалы, разные мироощущения. Неразрывная связь прослеживается между языком, культурой, философией, религией, искусством, литературой. «С нами Бог, никто нас не сможет одолеть» – написано на каждом кольце кольчатого доспеха Бориса Годунова. Духовные ценности и ориентиры всегда позволяли русскому человеку мыслить глобальными категориями, быть выше мелкого, бытового и материального, давали ему единение с внешним миром и высшими силами, придавали стойкость и ту самую необъяснимую уверенность и неимоверную силу.

Русская культура имеет свои характерные черты. Отечественная культура и искусство занимают значительное место в контексте мировой художественной культуры и привнесли уникальные неординарные художественные явления. Национальная специфика и характерные черты материала способствовали появлению памятников отечественной культуры и произведений русского искусства мирового значения. Вместе с тем, русская культура, будучи всегда открытой для коммуникации с другими народами, легко воспринимающая новое и неизведанное, не единожды выступала первооткрывателем новых форм и органично принимала новаторство времени, достижения в разных сферах, творчески трансформируя их и перерабатывая согласно своим духовным традициям и принципам. Россия имеет древнюю и великую славную историю, великую национальную культуру, которая индивидуальна, узнаваема, богата ярким сочетанием традиций и несёт в себе то типическое и тонко уловимое, что отвечает непоколебимому широкому русскому духу и струнам нежной доброй и открытой русской души.   

Показательное проявление национальной культуры – это её духовные истоки и национальная философия. Важно обратить внимание, что русская философия сочетает множество идейных направлений – то обнаруживает связь с религией, то показывает пример крайнего атеизма в отдельные исторические периоды, но она всегда органично связана с культурой и сферой чувствования, ориентирована на человека. В русской культуре и философии проявлен целомудренный дух, характерно свойство морализации, гармония веры и разума, общего и единичного (понятия соборности и всеединства), нравственность выступает как критерий человеческой жизни, охвачены темы смысла жизни и поиска нравственных основ существования. Согласно второй статьи Конституции Российской Федерации – человек, его права и свободы являются высшей ценностью – и необходимо подчеркнуть, что эта правовая норма абсолютно совпадает с двухтысячелетним христианским пониманием ценности личности.

Силу и незаурядность России составляет её сложное культурное и конфессиональное многообразие, сплетение культурных традиций народов страны, которые составили богатую культурную мозаику. В достижении общей цели развития и укрепления нашей страны – России сыграло важную роль сочетание разных традиций и культур, когда выверенные веками лучшие качества каждого из народов и исторический опыт соединились благодаря проявленной мудрости поколений.  

Под «объектами культурной политики» понимают материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, системы образования, науки, языки, институт семьи, международные культурные и гуманитарные связи. Все объекты и предметы материального мира, материальное культурное наследие – это здания и сооружения, образцы инженерных и технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения, произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, костюм, документы, книги, фотографии и т.д. – не только сохраняют представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи, но и заключают уникальные специфические структурные особенности, присущие конкретной общности. Нематериальное культурное наследие составляют языки и диалекты, традиции, обычаи, верования, орнамент, фольклор, традиционные уклады жизни – это «мир» представлений определённого народа и отражение его понимания вселенского устройства, в котором чётко обозначена его миссия. Особой формой выражения представлений и мироощущений выступают литература, танец, музыкальное и театральное, кинематографическое наследие, которые также заключают уникальные специфические структурные особенности, но преобразуют и выражают их в особой форме. Духовная культура проявляется в сложных системах, синтезируя духовный опыт нескольких поколений народа. Считывание, распознавание и передача этой информации происходит в том числе через культурные коды и знаковые формы, одновременно сложные по значению и в тоже время предельно понятные для человека-носителя традиции, доступные для его мгновенного восприятия. Наследие народа заключает и сохраняет не только его идеалы и представления, но и его характер, специфичный ритм, импульсивность – живое естественное дыхание. В разных культурах запечатлены не только культурные национальные коды, но также и универсальные ценности человечества, которые преломляются в разных формах деятельности, объектах и образах культуры, в культурном наследии. Нормы поведения основываются на ценностях – культуре, нравственности, духовности; нравах, которые сохраняются в обычаях и проявляются в отношении к семье, народу, обществу, Родине. Состояние культуры определяет уровень цивилизованности общества. Таким образом, нравственность и правовое сознание обнаруживают тесную взаимосвязь.

          Культура это разноуровневая система, в которой существуют свои формы, символика, художественные и пластические языки, отражаются традиции, идеалы, установки, ценностные ориентиры, образ мысли, формат и вектор жизни. Культура – это и духовный опыт человечества, выражение и воплощение мировоззренческих и религиозных концепций в истории. Каждая культура носит индивидуальный характер и представляет своего рода живую душу народа или нации, вбирая и отражая также и определённую эстетику. Культура – развитая система ценностей, причём, прежде всего, именно духовных ценностей, которая находит выражение и в материальных объектах. Таким образом, в мировой культуре преломляется духовный опыт всего человечества. Цели и задачи культуры заключаются в её идеологии – системе взглядов, отражающих мировоззрение – политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических. Культурные и нравственные ценности, а также объекты материальной и духовной культуры являются воплощением общественных ценностных идеалов.

          Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры – уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов, которые позволяют раскрыть и развить таланты, поднять из глубины подсознания и актуализировать эти загадочные культурные коды, выявить дарования и способности каждого отдельного человека. Духовная сфера, признаки ментальности и объекты культурного наследия играют основополагающую роль в сфере культуры. Через культуру выстраивается идеология – происходит духовное, культурное, национальное самоопределение. Культура сохраняет, накапливает и передаёт новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивает её единство, воспитывает чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляет авторитет страны. Формирование нравственных ценностей основано на выработанных человечеством общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную и длительную жизнь общества.

          Духовная культура, представляя собой взаимосвязанную систему ценностных элементов, формирует мировоззрение, выражая внутреннюю, глубоко личную духовную жизнь человека. Систему духовной культуры составляет сложный синтез элементов, ключевыми из которых выступают:

- язык,

- религиозные взгляды (в которых наиболее ярко проявлены основные жизненные ценности, базовые этические и моральные ценности, нравственные основы общности),

- ментальность (определяет принадлежность определённой культуре, уклад жизни, национальные традиции, обряды).

          Элементами духовной сферы выступают наука, различные формы, виды искусства и творческой деятельности, философия, религия, право и др. Комплекс-синтез представлений науки–религии–искусства формирует систему духовной культуры человека и является показателем уровня его гуманистической культуры. Потенциал личности зависит от духовного потенциала, который развивается на протяжении всей жизни человека и совершенствуется по мере обретения теоретических и практических знаний, профессиональных навыков, формирования принципов жизнедеятельности, социальной ориентации.

Основными формообразующими факторами системы духовной культуры являются:

- психология общества (семейные ценности, модель и алгоритмы личностного роста – интеллектуального, духовного, нравственного, физического);

- показатели уровня развития общества (право, наука, образование);

- авторитетность опыта поколений;

- показатели гражданственности и отношения к Родине.

В современном обществе актуальны вопросы совершенствования методов защиты духовных и культурных ценностей в контексте повышения агрессии и усовершенствования механизмов преступлений против личности экстремистской направленности – физических, психических, психологических, интеллектуальных угроз, подразумевающих использование скрытых идеологических атак, подмену базовых жизненных представлений человека, уничтожение и искажение духовных основ общества, внедрение идеологических программ и социокультурных моделей разрушительного характера и действия, уничтожение духовных ценностей, культурных и национальных кодов, а также преступлений направленных на уничтожение и незаконное перемещение исторических и культурных ценностей. Культурный экстремизм это одна из опасных форм идеологических угроз обществу. Антикультура разрушает личность, деструктуризирует общество и вносит в него алгоритмы самоуничтожения.

          Развитая личность способна именно на нравственную деятельность – постановку нравственных целей и выработку решений в конкретных условиях. Бесспорно, духовность, как выстроенная система ценностей, является одной из важнейших составляющих личности человека и играет определяющую роль в принятии ключевых решений. Важно при этом подчеркнуть, что религиозность и духовность человека – это два разных, но связанных между собой понятия. В разных культурах и традициях даны разные транскрипции и алгоритмы совершенствования человеческой личности – духа и естества человека, основанные на вековом историческом опыте поколений. Понятие «духовность» подразумевает внутреннюю систему основополагающих представлений и ценностных ориентиров человека, которая формирует его мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Духовность всегда выполняет роль внутреннего нравственного закона. Проявление духовности в личности характерно стремлением к духовному – к нравственному идеалу. Духовность обнаруживается в осознанном или неосознанном стремлении личности жить и воспринимать жизнь по правилам, исходящим от этого идеала. Изначально основополагающими категориями жизненной концепции являются понятия «добра» и «зла». Понятие «духовность» связано, в свою очередь, с понятиями «нравственность», «мораль» и «ценности», которые формируются на её основе.

Духовная культура всегда подразумевает личностный рост человека через совершенство его интеллекта, духовности, нравственности, физической формы, характера, которые соединяются с тонкими психологическими, глубоко личными и очень индивидуальными состояниями, жизненным опытом, эмоциями, вопросами миссии, посвящения, предстояния и заступничества. Теология и философия соединяют духовность и личный мистический опыт человека, темы добра и зла, любви, жизни и смерти, которые тесно переплетаются и взаимодействуют. Личность изначально формируется целью и жизненной стратегией человека, которые во многом предопределены его духовностью, нравственностью и характером.

Выводы

Духовная культура выступает многовековым опытом поколений и национальным иммунитетом, обеспечивая потенциал развития страны и её народа в будущем. Именно духовная культура выступает залогом сохранения идеологического здоровья общества и национальной безопасности страны. Укрепление и защита системы духовной культуры является одним из основных направлений стратегии укрепления национальной безопасности страны. Духовная культура представляет сложную ценностную систему мировоззрения и является одним из ключевых индикаторов-показателей состояния гражданского общества и его защищённости от идеологических угроз. Идеологические атаки и культурный экстремизм – опасные современные формы проявления национальных угроз. Потребность в идентификации и выявлении характерных черт и признаков идеологического фона, способность к оценке значения культурных ценностей и явлений духовной культуры в контексте системы социальных взглядов и воззрений представляется крайне важным. Непоколебимость системы духовной культуры – необходимое условие обеспечения духовной и национальной безопасности страны.

          Система духовной культуры является идеологическим каркасом общества и одновременно основой формирования личности, определяя вектор её развития и контекст деятельности. Духовная культура представляет комплекс-систему ценностных элементов, которые формируют мировоззрение, отражая внутреннюю, глубоко личную духовную жизнь человека, проявленную как в его представлениях, так и в его деятельности, отражённую и выраженную в культурном наследии. Культурное наследие и национальная культура, искусство, в его выраженной многогранности, сохраняют сложнейшие знаковые системы и коды духовной культуры. Духовная сфера жизни общества охватывает разные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Сохранение духовно-нравственных основ и ориентиров позволяет защищать традиционные институты общества и человеческой морали, противостоять мировым угрозам. Укрепление и защита системы духовной культуры и культурного наследия являются одним из основных направлений обеспечения защиты национальных интересов и укрепления национальной безопасности страны. Культура и искусство – это живительный источник, богатейшая сокровищница опыта и энциклопедических знаний, поражающих своим охватом.

          В контексте анализа вопросов духовной культуры, важно подчеркнуть, что государство, понимаемое в первую очередь, как политическая форма организации общества на определённой территории и суверенная организация публичной власти, обладающая сложным аппаратом управления, наделенного внешними и внутренними функциями, опирается именно на внутренние законы и традиции общества, которые формируются на базе его духовных основ и культурных ценностей – языка, истории, материальной культуры, традиций и религии. Преемственность культур прошлого и настоящего находится в непрерывной связи. Связь и взаимодействие поколений осуществляется с помощью истории, религии, культуры, традиций и выражается в разных формах культурного наследия.

Язык, культура, традиции, религия формируют программу выживания и выступают концепцией, проверенной в веках поколениями и отражённой в истории. Основы национальной идентичности заключены в культуре и прослеживаются в ретроспективе истории. Национальные интересы сохраняют непоколебимую основу государства. Этот сложный комплекс базовых представлений формирует устойчивость к идеологиям разрушения как у отдельно взятого человека, так и у общества, и государства в целом.

Возможность управления обществом через изменение базовых основополагающих духовных факторов, выступающих своего рода коэффициентом и формулой социума, прослеживается на протяжении истории. Принципы идеологии разрушения государства, общества, человека обыкновенно направлены на уничтожение основ и разобщение людей. Деструктивность (в политологическом смысле) представляет любое действие, главной целью которого является нарушение, ослабление, разрушение или уничтожение чего-либо созидательного, а также создание и усиление негативных явлений и процессов как в отдельно взятом человеке, так и в семье, обществе. Инструментом деструктивных идеологий выступают подмена и фальсификация основ и традиций, духовной культуры и культуры материальной, уничтожение памяти, страниц истории и артефактов – материальных аргументов – свидетелей истории. Уничтожая духовное и культурное наследие народа, у молодого поколения отнимают традиции, национальную культуру, базовые духовные знания, национальные коды – происходит базовое переформатирование человека, осуществляется попытка претворить в жизнь идею взращивания нового поколения людей, которое не будет иметь своего национального кода и лишено духовных ценностей. Народ без искусства и культуры лишён исторической памяти, а без исторической памяти он теряет национальную идентичность и целостность. При реализации поставленной цели уничтожения определённого народа в условиях политической агрессии, в культурном сегменте реализуются вполне конкретные задачи:

- разорение и уничтожение культурных ценностей конкретного народа (материальных и нематериальных);

- деформация системы духовной культуры (деморализация, дезориентация, примитивизация) конкретного народа;

- изъятие произведений искусства иных культур и традиций из музеев и культурного пространства конкретной страны;

- уничтожение духовных приоритетов и ориентиров, идеалов, национальных кодов конкретного народа.

Базовые ориентиры для человека, общества, государства, базовые смыслы деятельности и жизни заключаются в духовных основах и духовной культуре общества. Они не для всех понятны и очевидны, не так легко считываются, требуя интеллектуальных усилий, но традиции и религии их сохраняют в разных форматах, в том числе в материальной культуре и истории, которая ведёт летопись времён, а также в языке – структурно-образующим коэффициентом мысли и идеи, который объединяет некую национальную общность. Эти составляющие элементы образуют уникальную сложнейшую матрицу – национальный код, который, несмотря на сложность своей структуры, удивительно лаконичен, узнаваем, понятен и, в свою очередь, доступен при распознавании и считывании. Духовная культура изменяет масштаб и значение личности, укрепляет дух человека и даёт ему ту самую таинственную сверхсилу. Мудрость Священных книг разных конфессий содержит уникальный многовековой духовный опыт, тогда как духовная культура России, которая исторически объединяет свои народы, его обобщает и транслирует средствами культуры.

Общественно-правовое сознание, преданность и принадлежность Отчизне, порядочность и активность в социальной жизни у граждан возникают не сами по себе, а вырабатываются многими факторами, различающимися по своей социальной значимости. К важнейшим из них относятся мировоззренческие, так как они определяют стратегическую позицию не только отдельных личностей, но и социальных структур в отношении общества, права, закона, власти, экономики, свободы, обязанности, общественной активности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести и т.п. Культура, наряду с языком, традициями и религией, выступает действенным инструментом выражения, сохранения и передачи духовных формул и национальных кодов последующим поколениям. 

Сохранение духовной культуры, культурного наследия Российской Федерации является одной из приоритетных задач стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Культурное и духовное обнищание выступают предпосылками национальной деградации и исчезновения народа. Культура – духовная и материальная – инструмент передачи новым поколениям комплекса моральных, этических и эстетических ценностей, которые и составляют основу национальной самобытности страны. В свою очередь, знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывают в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям своей страны, духовным основам народа.                                                                                                           

\\ pdf статьи в сокращённом варианте журнал Полиция России №11 2022 стр.14-17

ob-110xx120