« Назад

«Король, кентавр и другие в графике Н.Вечтомова 1958-62гг.» Лиховцева А.В.

 

А.В.Лиховцева, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

Компания «AVRORA» представляет графику Н.Вечтомова  1958-62гг. из частного собрания.  

Н.Вечтомов художник самобытный, думающий и интересный. Нам удалось собрать его графические листы раннего периода творчества. Этот материал несколько перекликается с отдельными вещами выставки  ГТГ 2004г. : в частности, к листу «Колдун» из собрания ГТГ, у нас есть  другие листы этой серии - «Кентавр», «Старый король», «Голова животного» (каждый лист 40х28,3см , бумага, акварель, тушь, 1962г.). Вечтомов говорил, что «важны не сами предметы, а их отражения». В этой серии художник соединил прекрасное владение метафорой и экспрессию художественного языка - эти листы можно отнести к поиску новых способов формообразования 1960-х гг.  

У Вечтомова своя художественная логика:  в листе «Садовое кольцо. Гостиница «Пекин» (бумага, гуашь, 24,5х17см, 1958г.) поражает, насколько ёмко, узнаваемо и точно, можно минимальными средствами нарисовать одно из самых знаменитых московских мест. Художник сам о себе говорил, что у него сложный ассоциативный ряд - его символика и аллегория соединялись в зашифрованных интерпретациях, лист 1958г. "Часы" (бумага, акварель, 16х18см).

К разговору о поиске Вечтомовым  так называемого «условно-бескрайнего пространства»,  у нас есть очень интересная работа: на одном листе художник рисует пейзаж с деревом, затем условно приближает дерево, затем делает «макрозарисовку» коры дерева, и в итоге - переосмыслив материал, он  рисует на обороте этого же листа  уже  самостоятельную абстрактную акварель «Неведомый мир» (бумага, акварель, 36,7х27,6см , 1960г.), где внешняя структура  этого  «особого мира» напрямую согласуется с рисунком коры дерева. Когда художник понимает кору дерева как выход в особый мир и утверждает, что «космос даёт энергию видения», а «бездна космоса внутри нас», очевидно, что он обладает способностью видеть в микрокосме макрокосм.  

Мы очень рады, что располагаем с одной стороны такими занимательными вещами, а с другой стороны таким русским философским художественным материалом 1960-х гг. 

© AVRORAart.ru