искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Лекция по программе повышения квалификации. 2018 г.
План:
Введение.
Понятийный аппарат: «жизнь», «общество», «история», «культура».
Формы жизнедеятельности. Уклад и стиль жизни. Уровни сознания личности.
Происхождение жизни. Устройство Вселенной. Пифагорейский союз.
Заключение.
Нормативные правовые акты:
Международный пакт о правах человека от 10 декабря 1948 года, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III).
Основная литература:
Дополнительная литература:
Введение
Жизнь – сложное многогранное понятие, философская и научная категория, которая сочетает в себе опыт представлений человечества о мире, космосе, обществе, человеке и культуре. Понятие о жизни выходит за пределы понимания её в биологическом аспекте и включает широкий комплекс представлений, смыслов, целей, задач, которые по-разному интерпретировались в истории мировой культуры. Содержание и продолжительность жизни, её значение и вклад человека с одной стороны ограничены, с другой стороны не ограничены ничем. Переосмысление форм деятельности жизни и её духовной цели есть ключ к пониманию этих сложных процессов.
Согласно распространённому определению, «жизнь» – активная форма существования материи, в некотором смысле высшая форма, по сравнению с её физической и химической формами существования; также это совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует многообразие живых организмов.
Существо жизни человека заключается в постоянном преодолении внешних и внутренних факторов, которым обусловлено его развитие. По мере этого преодоления происходит некое действие, которое сопровождается энергоотдачей или энергообменом. Свобода выбора алгоритма жизни –индивидуального и неповторимого – делает жизнь каждого человека уникальной. Если жизнь человека сопровождается деятельностью, осмыслением и самовыражением, то она получает некие формы, которые, при условии сложности и неординарности, вносят вклад в общую картину представлений человечества о мире. Жизнь человека во многом определена его стремлением к личностному совершенству и духовной целью, которая определяет масштаб его целей и задач в жизни.
Понимание источника жизни и её потенциала, неограниченных возможностей человеческого существа (в частности опыт духовных практик, героические поступки в сложных жизненных ситуациях, примеры проявления сверхсилы и сверхвозможностей) только подтверждают факт, что возможности человека ограничены только системой его взглядов и представлений. Понятия истории, культуры, деятельности, свободы духа, души, смерти и жизни развивают систему этих представлений.
Человек живёт в обществе и является его частью. Общество –социальная среда человека, а также совокупность исторически сложившейся формы деятельности людей. Тогда как история представляет собой многовековой опыт деятельности человека, то культура является проекцией сферы его чувствования. Именно культура насыщает историческую ткань сложностью многогранных смыслов, вариативностью интерпретаций и представлений. Мироощущение и мировоззрение, соединённые в культуре, отражают систему представлений разных эпох и цивилизаций, преломлённую в разных сферах чувствования.
Биологически человек не изменился на протяжении множества веков, срок продолжительности его жизни остался примерно тем же что и тысячи лет назад, для него сохраняют актуальность всё те же вопросы о смысле и конечности жизни. Опыт тысяч лет подтвердил существование других цивилизаций и неведомых измерений, существование души и разных форм жизни.
Жизнедеятельность проявляет разные способы отношения к внешнему миру и имеет разные формы: физиологическая, социальная, познавательная и творческая, сознательная, продуктивная и преобразующая. Познавательная форма выражается, в том числе, в научных и художественных формах, а
также в религии, мифах и сказаниях. Существуют разные параметры жизни: труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, сопряжённые с их поведенческими склонностями и привычками.
Любые живые системы и организмы находятся в разных формах взаимодействия и обмениваются энергией, веществами и информацией, что объяснимо и происходит за счёт свойств нервной системы, которая характеризуется следующими качествами:
- возбудимость, раздражимость,
- трансформация и генерация идей внешней и внутренней среды, преобразовывая их в нервный процесс,
- нерв посылает импульс в мозг, который хранит информацию о процессе.
Поведение – это изменение действий в зависимости от внешних и внутренних факторов под контролем нервной системы. Образ жизни подразумевает особенности общения, поведения и склада мышления, находит выражение в деятельности, интересах человека, его убеждениях, способах, формах и условиях жизнедеятельности.
Любая форма жизни характеризуется:
- организацией и строением,
- получением энергии из окружающей среды и использованием её для поддержания и усиления упорядоченности,
- ростом и способностью к развитию,
- адаптацией к среде,
- реакцией на среду,
- способностью к воспроизводству,
- способностью давать и воспринимать информацию.
Неслучайно, именно человек, наделённый речью и осознанной деятельностью, способен накапливать вековые знания и передавать их от поколения поколениям в разных формах.
Уклад жизни – это образ жизни, который определяется характером, политическими, экономическими, социальными отношениями и идеологией. Стиль жизни – это совокупность образцов поведения в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями, которые проявляются в организации рабочего и свободного времени, занятиях вне сферы труда, устройстве быта, манерах и поведении человека, ценностных предпочтениях и вкусах. Разные системы ценностей зависят от уровня развития интеллекта и представлений человека. Ценностно-ориентированная деятельность это проекция отношения человека к внешнему миру.
Ум является своего рода ядром сознания, которое включает подсознательные процессы. Деятельность человеческого мозга до конца не изучена учёными. Структура психики в свою очередь подразумевает сочетания эрудиции и интеллекта, менталитета и воли, сознания и интуиции, приобретённых знаний, осознанных человеком, и его инстинктов. Пирамида потребностей человека включает семь ступеней процесса развития (пирамида потребностей Маслоу).
Происхождение жизни по-разному интерпретировано в разных культурах, традициях, конфессиях – тем не менее, все эти системы взглядов обнаруживают общие черты. Понятие знаков в разных культурах играет важную роль, сакральная структура мироздания подтверждена историческим и культурным опытом, проявляя устойчивость связи макрокосма и микрокосма. Макрокосм и микрокосм схожи по принципу строения. Строение нейрона и клетки ДНК мы находим в глобальных схемах устройства мира.
Нейрон имеет сложные многообразные функции – это электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передаёт информацию с помощью электрических и химических сигналов, заключая в себе потенциал действия человека. Связь человека, природы и космоса подтверждена фактами истории, культуры, древними артобъектами и сложными архитектурными сооружениями, которые строились во взаимосвязи с системой небесных светил, в стремлении соединить мир земной и небесный, в поиске и достижении гармонии человека со Вселенной. Ассоциации с небесным миром носили разный характер.
Жизнь человека представлялась древними в неразрывной связи с Космосом и мыслилась как часть единой Вселенной. Культовые предметы периода неолита 3400 лет до н.э. – в Древнем Китае (Диск Би); Фестский диск – памятник минойской культуры средней-поздней бронзы был найден в 1908 г. в г. Фест на о. Крит. «Сверкающее око Бога» в египетской традиции – Солнце – Диск Атона.
В разных культурах и традициях существуют разные системы культов жизни и смерти, которые получают разную интерпретацию и связаны с развитыми комплексами верований и ритуалов.
Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» — behdin, «Благая вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — «Зороа́стрэс»), полученном им от бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана. Основные положения Зороастризма:
1.Вера в «Мудрого бога» (Ахура Мазду), как благого творца.
2.Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
3.Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
4.Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
5.Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
6.Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
7.Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
8.Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
9.Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудесное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша (aša- из arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда). Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.
Пифагорейский союз – религиозно-философское учение в Древней Греции 6-4 вв. до н.э. – союз математиков и мистиков, которые будучи сторонниками научного подхода к познанию мира, признавали во основе всего сущего число, но, вместе с тем, утверждали о переселении души и освобождении души путём нравственного и физического очищения. «Познать мир – значит познать управляющие им числа».
В народных традициях отчётливо прослеживается единая система Мира, которая зашифрована в символах. В народном искусстве получает выражение общность мировоззрения (единый образ мира) определённого народа, мировосприятия (обрядов, обычаев, ритуалов) и художественного идеала определённого народа. Каждая из культур пыталась по-своему определить источник жизни и энергии, определить систему Мира.
Опыт философского знания рассматривает Жизнь как деятельность, выстроенную на основе системы непреходящих ценностей, встроенной в ещё более глобальную систему Космоса и Вселенной. Совершенство развития и становления человека возможно при условии органичной связи и гармонии с Космосом, что требует изучения законов глобальных процессов Мира и развитие энергетического потенциала Жизни.
Заключение
Жизнь представляет колоссальный опыт как категория наук об обществе, человеке и культуре. Тайны мира, смысл жизни, многовековой опыт знания, богатство мировой культуры, познание истин совершенства человечества заключены в уникальном многообразии культур и синтезе разных философских, религиозных учений, каждое из которых представляет самостоятельную систему взглядов и направлена на воспитание лучших качеств в человеке, его развитие, становление как личности и совершенствование общества. Точные науки находят своё объяснение процесса жизни человека и всего живого на Земле. С точки зрения философии понятие жизни глобально и всеобъемлюще, человек проявляет себя в уникальной деятельности, которая неповторима и носит сугубо индивидуальный характер. Жизнь бесконечна, будучи проявленной в деятельности.
Приложение:
Схема строения нейрона
Схема строения ДНК