« Назад

История и философия науки. Человек - информация - наука. А.В. Лиховцева

 

Лекция по программе повышения квалификации. 2018 г.

Нормативные правовые акты:

  1. Указ Президента РФ от 01.12.2016 №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
  2. Проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, подготовлен Фондом «Центр стратегических разработок» по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации 5 мая 2016 г.

Основная литература:

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.
  2. История философии. ОГИЗ. Госполитиздат. 1941.

Дополнительная литература:

  1. Аристотель «Метафизика».
  2. Платон «Диалоги»; «Государство».
  3. Конфуций «Беседы и суждения».
  4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012.
  5. Вернадский В. И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.
  6. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.
  7. Бехтерева Н.П., Будзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л.: Наука, 1977.
  8. Бехтерева Н.П. Мозг человека – сверхвозможности и запреты\\ Наука и жизнь. №7. 2001.
  9. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.- СПб. 2007.

Информация – универсальная всеобъемлющая категория, представляет собой набор сведений и фактов. Информатика – наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Понятие информации – гораздо шире понятия информатики и является одним из самых дискуссионных в науке. Информация не только имеет разные формы подачи и предоставления, разные языки, шифры и коды, но и разные системы обработки и хранения.

Под информацией исторически понимается то или иное знание. Знаменитое выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» Натана Майер фон Ротшильда подразумевало, что тот, кто владеет информацией, может использовать ее в своих целях для решения самых глобальных и сложных задач. Примечательно, что именно человек наделён языками и способностью копить и передавать знания в разной форме, а не только на уровне инстинктов и генетической памяти. Именно человек способен на осознанную творческую деятельностью. Информация может иметь разные формы и виды, независимо от области знания. Информация может быть также трактована как опыт знания.

Головной мозг человека представляет самую сложную и совершенную систему по сбору и обработке информации, до конца так и не изученную учёными. Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшие психические функции, в том числе мышление, которое подразумевает выстраивание сложных, зачастую нелогичных творческих связей. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Знаменитые работы в этой области, приблизившиеся к постижению тайн мозга принадлежат великому учёному Н.П. Бехтеревой.

По прежнему наука не может в полной мере объяснить способности интуиции и предчувствия. Если в древности эти способности традиционно наделялись магическими свойствами, то современная наука близка к разгадке некоторых тайн мироздания.

Изучение философского аспекта категорий информации и информатики представляется необходимым для совершенствования научной и практической деятельности, поскольку позволяет выстроить алгоритмы структурирующие и совершенствующие работу в любой сфере и области. Грамотная организация процесса работы с информацией и понимание его природы позволяют не только достигнуть прогрессивных результатов, но и оптимизировать этот процесс, а также значительно ускорить его.

Согласно общему мнению древних философов и современных учёных связь биосферы и космоса обнаруживает закономерность. Пределов освоения Вселенной не существует и возможности учёного в постижении знаний бесконечны. Человек ограничен только своими представлениями и знаниями, изменение коэффициента которых влечёт за собой незамедлительные пространственные изменения. Сила человека заключается в его разуме, устремлённости его духа и организации воли его существа.

И Н. Коперник и В. Вернадский, которые казались для своего времени абсолютными романтиками, оказались правыми во многих своих теориях и догадках. В. Вернадский в своём учении о ноосфере отталкивался от идеи, что сфера разума это высшая стадия биосферы, дальнейший процесс развития которой протекает сознательным путём, направляется и организуется научной мыслью. К. Циолковский и Н. Фёдоров были убеждены, что развитие науки и техники позволит не только радикально измениться человеку, но и изменит окружающую среду.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира – не абсолютная истина и находится в постоянном развитии. Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Современная наука сама по себе является частью научно-технического прогресса. Новые условия жизни и новые технические возможности позволяют исследовать одни и те же явления в разных условиях и разных аспектах. Язык науки интернационален. Кооперация мирового научного сообщества крайне необходима в реализации инновационных идей.

Изучение философского аспекта науки представляется необходимым для ведения научной деятельности, поскольку позволяет, используя многовековой опыт знания, выстроить совершенные алгоритмы, структурирующие и совершенствующие работу в любой сфере и области. Понимание философского аспекта науки позволяет сформировать более глобальные методы и подходы в научной работе, даёт понимание общей взаимосвязи разных областей знания и развивает представление о глубинных имманентных единых законах мироздания. Пределов научного знания не существует, поскольку каждое поколение в новых условиях приобретает новые знания, вырабатывает новые направления знаний и новые методы их обработки и изучения.

Грамотная организация научного процесса позволяет использовать вековой опыт мировой науки и, одновременно, выработать на их основе новые совершенные методы, адаптированные к современным потребностям общества.

Для достижения прогрессивных результатов в сфере науки необходимо постоянное пополнение знаний, внедрение новых технологий, интеграция знаний, взаимодействие разных научных сфер, что существенно способствует развитию любой области и научного направления, активное взаимодействие с международными научными институтами и сообществами. Современные средства хранения, обработки и передачи данных позволяют оптимизировать научный процесс во многих его аспектах, а также значительно ускорить его, сделать его более информативным и совершенным.

Вместе с тем, важно помнить, что компьютерные возможности и информационные системы, применяемые человеком, по-прежнему уступают живой творческой мысли, которая находится в постоянном развитии и чутко реагирует на действительность и частную ситуацию, адаптируя новые возможности к новым задачам. Информатика и информация, компьютер и системы по-прежнему остаются только эффективным средством и инструментом, которые совершенствуют работу человека и его интеллектуальном процессе. Развитие творческой научной мысли, формирование сверхсовременных научных задач, способность мечтать и творить, покорять пространства, измерения и находить новые знания, владея опытом поколений, по-прежнему остаётся прерогативой человека, от глобальности мысли и деятельности которого зависят перспективы научно-технического прогресса.