искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Анастасия Лиховцева
искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)
//журнал "Полиция России" №3 2015
О.Б. Тучина «Владимирские ворота»
из серии «В былой Москве». 2012 г. Цветная литография. 38х50 см
Перед нами цветная литография О.Б. Тучиной «Владимирские ворота» из серии «В былой Москве». 2012 г.
О. Тучина: «Мне всегда была интересна история, история городов, эпох, стилей, костюма. Я интересуюсь историей Москвы и с удовольствием изучаю историю улиц, ансамблей площадей, ищу ушедшие образы города. Конечно, Лубянская площадь вызывает интерес и привлекает моё внимание, не только как любителя истории и старины, но и как художника сотрудника силовой структуры. Сначала я с удовольствием изучала историю застройки площади, затем читала историю разных зданий, которые её обрамляли, искала и смотрела старые фотографии и открытки. Причём, меня интересовал и костюм того времени, образ того времени. Конечно, я не обошла вниманием городовых начала века, которые были расставлены по центральным улицам Москвы с интервалом каждые 200 метров и выполняли не только функцию охраны общественного порядка, но и были регулировщиками движения».
Лубянская площадь считалась одной из самых красивых площадей Москвы и это отдельная история и повод для рассказа.
Откуда появилось название Лубянка историки и москвоведы спорят и сегодня. Наиболее вероятна версия о новгородском поселении. В годы формирования централизованного Российского Государства был присоединен Великий Новгород. Чтобы уничтожить чересчур независимый и боевой дух новгородцев, в конце XV - начале XVI века Иван III переселил несколько тысяч новгородских «строптивцев» в другие города, в том числе и в Москву, на территорию сегодняшнего лубянского квартала. В память о своем родном городе, где был район Лубяница или Лубянка, переселенцы принесли в столицу это название.
25 июля 1662 г. Лубянская площадь была эпицентром Медного бунта. В XVIII веке Лубянка стала одним из аристократических районов города: здесь проживали именитые московские фамилии - Голицыны, Волконские, Долгорукие, Хованские, Дадиани... «Но от своей жуткой судьбы площади было никуда не деться: тут же находился двор знаменитой своей жестокостью к крепостным крестьянам дворянки Салтыковой, вошедшей в историю под именем Салтычихи».
Владимирские ворота - несохранившееся сооружение в стенах Китай-города в Москве. Они открывали проезд с Никольской улицы на старую Лубянскую площадь, были сооружены в одно время с Китайгородской стеной в 1534–38 гг. В своё время, ворота с башней и стенами представляли собой мощное оборонительное сооружение, позволяющее вести «тройной» бой: с нижней части, с парапета стен и с башни. У Владимирских ворот велась букинистическая торговля старыми книгами, лубками, гравюрами, картинами.
О. Тучина: «Когда я думала, какую проекцию открывшегося вида площади мне выбрать, то, конечно, обыграть её можно было по разному: я могла бы показать фонтан работы Ивана Витали…».
Сооружённый в центре площади в 1835 г. фонтан выполнял роль водозаборного бассейна – в него подавалась питьевая вода из Мытищинского водопровода. Во время коронации 1896 г. фонтан украшала тожественная иллюминация, а в 1934 г. он был демонтирован и перемещён во внутренний двор Александрийского дворца в Нескучном саду к зданию, где сейчас размещается президиум Академии наук (Ленинский проспект, 14). В 1958 г. на его месте был установлен памятник Ф.Э. Дзержинскому работы советского скульптора Е.В. Вучетича, который простоял до 22 августа 1991 г. (был демонтирован).
О. Тучина: «Я выбрала вид на знаменитое здание на Лубянке».
Еще в начале XVIII века на Лубянской площади, в том месте, где располагается теперь здание ФСБ, были каменный дом и большой двор менгрельских князей Дадиани. Сразу после войны 1812 г. этот участок земли с постройками купил кригсшталмейстер Федор Семенович Мосолов. Затем, с 1857 г. дом стал собственностью его брата - отставного поручика Николая Семеновича Мосолова старшего (1775 - 1859). Николай Семенович и его брат Федор Семенович были близки с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским, блистательным екатерининским вельможей. Во многом благодаря дружбе с графом Орловым братья Мосоловы увлеклись разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрания братьев Мосоловых было хорошо известно среди современников. Сам Н.С. Мосолов в Москве практически не жил и поэтому сдавал дом внаем. Дом и коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем. В 1880 г. дом перешёл уже в собственность сына - тоже художника и коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1847 - 1914). Его отец и дед, страстные собиратели картин и гравюр, оставили ему в наследство богатую картинную галерею и собрание редких эстампов, которое Николай Семенович потом значительно пополнил первоклассными экземплярами. Коллекция, которая создавались стараниями трех поколений этой семьи, затем была завещана Николаем Семеновичем Мосоловым Румянцевскому музею и впоследствии стала частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Под свою квартиру он занял второй этаж трехэтажного здания. Будучи одиноким человеком, он жил в огромной квартире главного корпуса, а флигеля и дворовые строения сдавал различным заведениям — Варшавскому страховому обществу, трактирам, магазинам, там же располагалась «Фотография Мебуса». На верхних этажах находились меблированные комнаты, занятые бывшими тамбовскими помещиками. Совсем прожившихся помещиков Мосолов вообще содержал за свой счет. Ещё на третьем этаже жили не очень богатые люди: актеры, писатели, доктора и т.д.
К концу ХIХ века Большая Лубянка превратилась в улицу страховых компаний. На сравнительно небольшом ее протяжении расположилось 15 офисов. Поэтому не случайно, что именно на Лубянку обратило своё внимание одно из крупнейших страховых обществ того времени "Россия" (правление общества "Россия", основанного в 1881 г., находилось в Санкт-Петербурге). 12 апреля 1894 г. была заключена купчая, согласно которой Мосолов уступал Обществу за 475 тысяч рублей серебром свое владение общей площадью 1110 квадратных саженей со всеми постройками. Заинтересованное в быстром возврате вложений, общество «Россия» обратилось к московским властям с просьбой о позволении на месте строений Мосолова возвести новое каменное четырех- или пятиэтажное здание со множеством квартир, которое планировалось использовать как доходный дом. Газеты писали об этом прошении: «Страховое Общество «Россия», правление которого находится на Лубянской площади в собственном доме, возбудило на днях перед городской управой ходатайство о приведении Лубянской площади в более приличный и чистый вид. В удовлетворение этого ходатайства управа намерена перенести водоразбор Лубянской площади на Шиповский проезд. От этой переноски водоразбора улучшится вид площади и не будет на ней никогда не пересыхающей грязи.» Городские власти не возражали. На проектирование был объявлен открытый конкурс, по результатам которого был выбран проект Н.М. Проскурнина. Но его пришлось исправить: «Россия» купила еще один участок земли. Тогда появилась идея постройки на этих соседних участках, разделенных Малой Лубянкой, сразу двух стилистически объединенных зданий. Работы поручили опытному архитектору Александру Васильевичу Иванову, автору проекта здания гостиницы «Националь». Вместе с Проскурниным он разработал проект знаменитого Лубянского дома. Крышу его украсили башенки, центральную часть - с часами - венчали две стилизованные женские фигуры, символизирующие Справедливость и Утешение. Позже здание было достроено архитектором А.В. Щусевым. «Выстроенный в экзотическом для той Москвы североевропейском стиле, дом на Лубянке стал одним из самых ярких сооружений того времени. Строительство доходного дома на бывшем участке Мосолова началось в 1897 г. и закончилось в 1900 г.
В начале XIX века площадь именовали Никольской — по находившимся здесь Никольским (Проломным) воротам Китай-города. Рядом располагалась Пантелеймоновская часовня (1884 г.).
«Первый этаж нового большого доходного дома страхового общества «Россия» был полностью отдан в аренду - под торговлю. Здесь находились магазины - книжный (Наумова), швейных машин (Попова), кроватей (Ярнушкевича), пивная лавка (Васильевой и Воронина) и др. На третьем-пятом этажах располагались два десятка квартир, по 4-9 комнат каждая. Постоялец такой квартиры платил до 4 тысяч рублей арендной платы ежегодно - прочие квартиры в Москве стоили вдвое, а то и втрое меньше... Интересный факт, что несмотря на дороговизну, квартиры и площади под торговлю никогда не пустовали. В целом со всего дома общество "Россия" имело свыше 160 тысяч рублей годового дохода.»
В здании справа находились общество "Кавказ и Меркурий" и товарищество "Реддавей", где в советские годы располагалось Главное управление рабоче-крестьянской милиции.
В декабре 1918 г. были ликвидированы все частные страховые общества, а их имущество национализировано, поэтому дом 2 на Большой Лубянке сначала собирались отдать Московскому совету профсоюзов, но в итоге в него въехали представители НКВД РСФСР, выселив всех жильцов. В сентябре 1919 г. часть этого дома заняли работники новой службы — Особого отдела Московской ЧК, а затем весь дом был отдан Центральному аппарату ВЧК. С этого времени дом на Лубянской площади переходил ко всем его преемникам — ОГПУ до 1934 г., затем НКВД и МВД, НКГБ и МГБ, а с 1954 г. КГБ СССР. После 1991 г. в здании располагались главные российские спецслужбы, менявшие официальные названия (с 1996 г. - ФСБ).
В годы массовых политических репрессий слово «Лубянка» вызывало у людей ужас и страх, поскольку именно сюда привозили граждан, подозреваемых в преступлениях против советской власти. Их судьбы вершились в подвалах Лубянки, а на крышах, согласно расхожей легенде, прогуливались заключенные, ожидающие своей участи. За глаза здание стали называть «проклятый дом», и даже шутили «Был Госстрах, а стал Госужас». В 1926-27 гг. улица Большая Лубянка и Лубянская площадь были переименованы и как место пребывания аппарата госбезопасности носили имя основателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского.
В 30-е годы прошлого века весь архитектурный ансамбль площади снесли. Теперь мало кто уже помнит Проломные Владимирские ворота Китай-города, Пантелеймоновскую часовню, здание страхового общества «Россия» и Китайгородскую стену. В 1932 г. началась реконструкция площади и строительство метро.
В 1961 г. прекратила существование Внутренняя тюрьма Лубянки. За время ее существования в разные годы за ее застенками побывали такие известные личности, как Борис Савинков - лидер партии эсеров, расстрелянный здесь же весной 1925 г.; Рейли Сидней, шпион из Великобритании, арестованный и расстрелянный в 1925 г.; Николай Бухарин, написавший именно в этой тюрьме свои знаменитые «Тюремные рукописи». В 1934 г. в этом здании находился под следствием известный русский поэт Осип Мандельштам. Дом на Лубянке и здание внутренней тюрьмы были описаны Александром Солженицыным в романе «В круге первом», последним узником Лубянки стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы была перестроена в столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ.
Гений места неискореним, по одной из версий, в XVIII веке именно здесь «находилась Тайная экспедиция Розыскных тайных дел, занимающаяся разборами дел по оскорблению царствующих особ, чеканке фальшивой монеты и преступлений против государства».
В 1979—1982 гг. на левом углу Большой Лубянки (тогда ул. Дзержинского) и Кузнецкого моста группой архитекторов под руководством Б.В. Палуя и Г.В. Макаревича на месте снесённых домов фирмы Ф. Швабе было построено новое монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства.
В 1991 г. площади было возвращено прежнее название — Лубянская площадь.
Существует особый тип художника, который творчески увлечён «реконструкцией времени». Это направление и жанр в изобразительном искусстве чем-то близки литературе. Для таких картин характерна камерность, лиричность, мягкость подачи материала, они дают возможность зрителю почувствовать очарование времени и мысленно перенестись в другие исторические эпохи.
Ольга Борисовна Тучина - преподаватель факультета графики и композиции Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова - родилась в 1958 г. в Москве. Окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерскую станковой графики. В 1985 - 1988 гг. О.Б. Тучина проходила стажировку в творческой мастерской графики Академии Художеств СССР под руководством Ореста Георгиевича Верейского - советского художника, известного книжного графика, народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР, действительного члена Академии Художеств СССР. О.Г. Верейский известен своими иллюстрациями произведений М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, К.Г. Паустовского, А.А. Фадеева, М.М. Пришвина, И.А. Бунина, Э. Хемингуэя и др.
О.Б. Тучина: «О.Г. Верейский был необыкновенной личностью и мне очень повезло, что я училась у него и была знакома с его семьёй. Он происходил из интеллигентной семьи и принадлежал к художественной среде - буквально вырос на руках у Б.М. Кустодиева, был учеником А.А. Осмёркина, со многими известными русскими художниками общался лично. О.Г. Верейский впитал в себя то время и культуру, был очень живым интересным человеком. Он воспитывал в нас личность и культурно развивал: приносил книги, которые не жалел и давал нам на руки. Много рассказывал об искусстве и о художниках, которых лично знал. Никогда не давил на нас в творчестве. Каждого своего ученика он тонко чувствовал и мягко направлял: не назиданиями, а живыми примерами - помогал найти собственный творческий путь.»
Работы выполненные в технике цветного офорта - это своего рода визитная карточка О.Б. Тучиной. Гравюра во все времена была очень информативна и точна в передаче деталей, часто носила даже документальный характер. Каждое время в истории гравюры несёт своё очарование и свои стилевые признаки. Гравюра это целое направление в истории искусства. Гравюры 16-18 и 19 века, начала и середины 20 века, выполненные в разных странах, разными мастерами - служили разным задачам, отвечают разной эстетике и имеют присущие характерные черты. Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) появилась в 1796 г. и была создана Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке. Оттиски литографии получают с так называемых «досок» (печатных форм). На отшлифованную поверхность камня, обычно плотного и однородного известняка, с помощью жирного литографского карандаша или литографской туши наносится исходное изображение. После нанесения рисунка поверхность камня протравливается кислотным составом.
Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается, взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню. Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым. В цветной гравюре используется нескольких досок, для каждого цвета рисунок выполняется на отдельном камне. Оттиски на бумаге делаются последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков: от светлых тонов к темным. Каждый оттиск считается авторским произведением.
О.Б. Тучина работает в сложной технике цветной литографии и офорта, которая творчески интересна и вместе с тем достаточно трудоёмка. Она - камерный лиричный художник, которой близка история, культура русской усадьбы, винтаж, история театра. Ей импонируют городские пейзажи с введённым стаффажем – несохранившиеся виды старых площадей и улиц, оживлённые жанровыми сценами.
«Мне близки художники объединения «Мир искусств», нравится творчество Б.М. Кустодиева. Гравюра, офорт, литография предполагает передачу художником именно состояния, а не прямое повествование, иначе получится просто картинка в стиле дореволюционной продукции. Это отдельный, очень камерный вид искусства. Гравюра имеет свой язык, который нужно почувствовать, чтобы ей овладеть.»
О.Б. Тучиной удалось соединить опыт предыдущих поколений, подобрать свой ключ к пониманию гравюры и найти свой собственный художественный язык. Будучи художником-графиком, она соединила в своих литографиях эффекты разных графических материалов: прозрачность и нежность цвета акварели, шероховатость и бархатистость пастели, мягкость линий. Художник ушла от привычного глазу детально выполненного стаффажа гравюры и внесла в городской гравированный пейзаж принцип иллюстрации, с его лёгкостью и непосредственностью. О.Б. Тучина с вниманием относится к деталям, расставляя своего рода визуальные акценты – группа ворон на воротах, костюм персонажей, она задаёт настроение работы через обыгранные персонажи и погружает зрителя в культурную среду. Её работам присуща нежная трепетность, флёр задумчивости и очарование исторического времени.
* в исторической справке использованы материалы
http://family-values.ru/kollektsiya/sobranie_izvestnogo_russkogo_gravera_3058.html
энциклопедии Википедия
http://liveinmsk.ru/places/a-107.html
http://www.etovidel.net/one_image/4dad6797805d8.jpg/one
http://www.agentura.ru/dossier/russia/fsb/lubyanka