« Назад

Истории старой Москвы. 2 часть. Статья А.В. Лиховцевой

 

 

Анастасия Лиховцева 

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

//журнал "Полиция России" №4 2015

И.Г. Михайлов «Полицейские регулировщик» 2005 г.

Бумага, соус. 50х70 см.

                      

                                                   Михайлов И.Г. Полицейский регулировщик. 1429

 

Перед нами один из графических листов серии «Полицейские регулировщики» художника Ивана Григорьевича Михайлова. Около двух лет И.Г. Михайлов создавал серию, посвящённую работе Госавтоинспекции, которая включает советский период, довоенное и послевоенное время.

Тема не была раскрыта другими художниками и И.Г. Михайлов с интересом и азартом изучал исторические материалы о регулировщиках разного времени: формы одежды, которую воспроизвёл в соответствии с исторической точностью, изучил технику того времени - машины, мотоциклы, хотел показать ощущение и стиль исторического времени, ему было интересно передать впечатление другой эпохи – художник искал состояния и художественные средства для воплощения своего замысла. Первые листы серии были посвящены военному периоду: «Пахомыч», «Регулировщица Надя», «Оборона Москвы. На фронт» и др.

В 2005-2007 гг. И.Г. Михайлов продолжил работу над серией, посвящённой работе Госавтоинспекции уже довоенного периода и дореволюционного времени. Художника заинтересовал период, когда дорожно-постовая служба ещё не была сформирована как структурное подразделение и функции дорожных регулировщиков выполняли полицейские, которые стояли на перекрёстках и на главных улицах города. Дорожная ситуация конца 19 - начала 20 века была достаточно сложной: на дорогах появились первые автомобили – «кареты с бензиновым двигателем». Общеизвестно, что первый реально использующийся автомобиль с бензиновым двигателем был сконструирован одновременно несколькими независимыми немецкими изобретателями: Карл Бенц построил свой первый автомобиль в 1885 г. в Мангейме и получил патент на свой автомобиль 29 января 1886 года, первый выпуск автомобилей начался в 1888 году. «Безлошадные экипажи» приобрели популярность и стали распространены для повседневного использования среди зажиточных граждан. Наравне с машинами такими же участниками движения оставались таксисты того времени – извозчики, которые управляли конными экипажами-фаэтонами, запряжёнными одной или двумя лошадьми. Надо сказать, что позже название лёгкого открытого конного экипажа - фаэтона, перешло и на автомобиль, позднее приобретя самостоятельное значение. В довоенные годы, фаэтоном назывался открытый автомобиль с четырьмя боковыми дверьми без подъёмных стёкол - в непогоду вместо них к боковине пристёгивалась на кнопках брезентовая шторка со встроенными окошками, как правило, из целлулоида, и складным мягким верхом. Аналогичный двухдверный кузов назывался родстером. Также участниками движения оставались «ломовики» – извозчики управлявшие ломовыми лошадьми, которые занимались грузовыми перевозками - они шли «поездом» и перегораживали всю улицу, устраивая серьёзные заторы. Пешеходы того времени не соблюдали абсолютно никаких правил, так как их ещё просто не существовало. В Европе чуть раньше, с появлением первых автомобилей, пытались установить скоростной режим - до 20 вёрст, а в России первые попытки внедрить правила и организовать порядок дорожного движения на улицах города были предприняты обер-полицмейстером А.А. Власовским. По указанию А.А. Власовского на полицейских возложили обязанность регулирования движения на улицах помимо их основной функции - следить за уличным порядком, отлавливать карманников и мелких воришек.

И.Г. Михайлов показывает своего главного персонажа в городской среде, важную роль в формировании которой в работах художника играет архитектура того времени, угадываются конкретные исторические места Москвы. На представленном графическом листе - перекрёсток Кузнецкого моста и Неглинной улицы около одного из известнейших магазинов Москвы того времени - Центрального универсального магазина. В 1857 году коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз». В 1880-х годах торговый дом купил здание для магазина на Театральной площади. В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской готики с элементами модерна, над проектом которого работал известный архитектор Р.И. Клейн. «Мюр и Мерилиз» был крупным универмагом, где покупали одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, детские игрушки. Магазин вызывал интерес современников: «В глазах москвичей, — писал один из них, — «Мюр и Мерилиз» является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых, великосветских кругов, так и средних слоёв населения».

                               8673b800-56ec-4fa3-a690-eb36058722d2    

Этот перекрёсток всегда отличался сложным движением. Художник запечатлил новшество того времени – автомобиль разъезжающийся с конным экипажем – фаэтоном. Главный герой – московский регулировщик. На особо сложных участках регулировщики были расставлены с интервалом в 50-100 метров, чтобы полицейский мог отреагировать на свист коллеги с соседней улицы. Автор намеренно выбрал «типаж не надменного с поднятым подбородком полицейского, а типаж опытного старожила - полицейского-добряка повидавшего многие виды службы».

И.Г. Михайлов «Обычная форма полицейского предполагала черный китель и чёрную фуражку. Регулировщики, которые стояли на улицах, имели более нарядную форму – это был белый китель, белые перчатки, на кожаных ремешках у полицейского была подвешена сабля драгунского образца, в кобуре находилось табельное оружие - наган марки Смит-Вессон, а на портупейном ремне размещался свисток, на фуражке полицейского был герб города и его личный номер на ленте».

Листы серии имеют достаточно большой формат для графического произведения и нарисованы в живой свободной манере. Автор адаптировал выбор техники своей художественной задачей - нежный серо-коричневый оттенок графического материала как нельзя лучше отвечает стилю ретро. Художнику удалось добиться в серии этих работ впечатления довоенного кино, отснятого на старую плёнку, которое безошибочно точно погружает зрителя в эпоху.

Безусловное достоинство и красота графических листов серии «Полицейские регулировщики» И.Г. Михайлова заключается в том, что художнику удалось точно найти и выдержать стиль исторического времени.

* в составлении исторической справки использованы материалы энциклопедии Википедия