« Назад

Использование современных высоких технологий и носителей информации для архитектурных ансамблей городской скульптуры

 

 

 искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС                                                  А.В. Лиховцева

 

Восприятие искусства в эпоху массмедиа требует использование дополнительных технических возможностей. Практика оснащения различных культурных объектов QR-кодом (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования) уже получила широкое распространение в современном мире: QR-коды активно используются музеями и в сфере туризма, как для маршрутов, так и для различных отдельных объектов. Штрихкод — считываемая мобильным приложением оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана, всё чаще стал использоваться в жизни общества. Применение технических новшеств должно развивать возможности репрезентации и выводить на новый уровень восприятие объектов искусства.

Широкое оснащение архитектурных ансамблей городской скульптуры подобными носителями позволит донести до зрителя не только более обширную информацию по персоналии, которой посвящён памятник, его сюжету, поводу к установке монумента, информацию об авторах памятника и т.п. Современный мир насыщен современными высокотехнологичными электронными устройствами и располагает новыми возможностями носителей и передачи данных. В случаях, когда эти возможности адаптированы к области изобразительного искусства, появляется возможность интересного творческого синтеза с областями компьютерной игры, анимации и кино, в которые интегрирован реальный артобъект. Информация, привязанная к артобъекту, может быть предложена зрителю не только в форме исторической или информационной справки, доступной через мобильное приложение, но и в форме смоделированной дополненной реальности или даже компьютерной игры, центром которой выступает главный исторический персонаж, которому посвящён памятник. Мобильное приложение позволит зрителю увидеть дополнительные виртуальные персонажи и объекты дополненной реальности в пространстве реального архитектурного или скульптурного объекта и даже вступить с ними в интерактивную тематическую игру в реальном времени, подразумевающую диалог или взаимодействие, подобно компьютерным ролевым играм. Таким образом, посещение культурного объекта в городской среде может превратиться в историческую ролевую игру квест – доступный, благодаря мобильному устройству зрителя.

Компьютерная ролевая игра — жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр, но этот принцип может быть адаптирован и к реальному пространству площади или парка, в котором скульптура будет выступать персонажем, обеспечивающим для зрителя связь двух миров: реального и виртуального.

Нужно сказать, что изначально, тактические игры подразумевают под собой обследование мира, взаимодействие, строятся на приключениях персонажей, которых можно проассоциировать с самим игроком. Стратегическая игра — жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление. Смысл таких игр заключается в управлении определёнными ресурсами, которые необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Соединение этих принципов и подходов может рассматриваться как инновация в области образования.

До сих пор и художники и критики стремятся разделить традиционное искусство и современное. Художники делят себя на «классиков» и «актуальщиков», забывая о том, что мы все живём в современном нам мире и являемся представителями своего времени. Художественный язык может быть разным и должен быть разным, но было бы неправильным отказываться новых технических и технологических возможностей времени, которые необходимо адаптировать для качественно новой подачи информации, также как неверно отказываться от истории и культурной традиции, опыта работы с художественным образом и сводить глубинный многогранный смысл художественного произведения к надуманному, поверхностному и примитивному.

Оснащение городской скульптуры и её пространства, площадей, парков и скверов не только QR-кодами, но и игровой интерактивной средой, а также анимированными персонажами дополненной реальности, позволит зрителю вступить в стратегическую интерактивную компьютерную игру в реальном времени, привязанную к конкретным историческим персонажам, которым посвящены памятники. Такой подход не только изменит отношение к памятникам и к городской скульптуре и снабдит их своего рода постоянной подробной экскурсией он-лайн, но и заставит фактически «заговорить» молчаливые исторические персонажи с молодым поколением, что представляется исключительно важным в рамках воспитательной политики государства.

28/10/2017