« Назад

Интервью А.В. Лиховцевой с скульптором А.А. Бичуковым

Анатолий Андреевич Бичуков (1934 г.р.) - российский скульптор, народный художник РСФСР (1980).

Основные произведения:

Монументы «Защитникам земли Российской» (Поклонная гора, Москва), «Воинам внутренних войск»  (Лефортово, Москва), композиции «Подвиг», «Слава русскому оружию», «Россия» (2002), «Фемида» (2005), «Солдату правопорядка» (2007) (Московский Университет МВД России, Москва), памятник «Благодарная Россия - солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга» - «Святой Георгий» (Трубная площадь, Москва) миниатюрное изображение Cвятого Георгия работы А.А. Бичукова является символом и призом Московского международного кинофестиваля; памятник летчикам гражданской авиации, погибшим во время ВОВ (Внуково, Московская область), памятники: А.А. Пластову – в Ульяновске, А.С. Пушкину - в столице Чили - Сант-Яго и в городе Алма-Ате в Казахстане, Г.К. Жукову - в городе Одинцово Московской области, С.П. Боткину - в Москве, памятники для города Семёнова Нижегородской области (Б.П. Корнилову, "Жертвам революции", основателю Хохломы Г.П. Матвееву), памятники "Воин-победитель" и "Героям медикам" в городе Кисловодске. Отдельный раздел в творчестве скульптора - мемориальные доски в память прославленным полководцам: дважды Героям Советского Союза маршалам И.С. Коневу и М.Е. Катукову, главному маршалу авиации А.А. Новикову, маршалу П.Ф. Батицкому, заместителю Председателя Совета Министров СССР Б.Е. Щербине, генеральному прокурору СССР Р.А. Руденко, писателю Г.Д. Гулиа, народным артисткам СССР К.И. Шульженко, Г.С. Улановой, выдающемуся спортсмену Н.П. Старостину и др.

В резиденции Президента Российской Федерации в Кремле Зал приёмов Государственного Кремлевского дворца в Москве украшают работы А.А. Бичукова - аллегорические образы России и Правосудия, портреты российских императоров Петра I, Екатерины II, Николая I, АлександраII. 

Скульптурные монументы А.А. Бичукова установлены в различных городах России и зарубежных стран. Его скульптурные произведения входят в собрания музеев и галерей России, Италии, Германии, Швеции, Кубы, Вьетнама, Ботсваны.

Анатолий Андреевич Бичуков родился 24 мая 1934 г. в городе Донецке. В 1964 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова факультет скульптуры мастерскую М.Г. Манизера, параллельно посещал занятия в мастерской Л.Е. Кербеля.

Отдельная тема, которая проходит через творчество А.А. Бичукова, это образ великого русского поэта Сергея Есенина. Над образом С.А. Есенина А.А. Бичуков плодотворно работал многие годы, находил новые прочтения и интерпретации, раскрывал тонкие психологические нюансы образа, пробовал разные форматы, объёмы и материалы для его воплощения. Памятники С.А. Есенину работы А.А. Бичукова установлены на Тверском бульваре в Москве, на Ваганьковском кладбище, в Воронеже, на родине поэта в селе Константиново Рязанской области, в Сербии. Скульптуры и портреты С.А. Есенина работы А.А. Бичукова входят в собрания музеев.

Творчество А.А. Бичукова вобрало в себя широкий диапазон тем, количество созданных скульптором монументов и ансамблей восхищает. А.А. Бичуков - масштабная фигура в истории русского искусства ХХ – ХХI века.

А.А. Бичуков - ректор Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (2001-2011), начальник Студии художников им. В.В. Верещагина МВД России (1972-2012 гг.).

Вопрос: Анатолий Андреевич, в 2001 г. Вы занимали пост председателя Художественно-экспертного совета по монументальному искусству при Министерстве культуры РФ. Расскажите, пожалуйста, о задачах и функциях совета.

- Во времена руководства страной Б.Н. Ельциным и в первые годы руководства страной В.В. Путиным я исполнял функции советника Президента по культуре. С 2001 г. по 2006 г. являлся председателем Художественно-экспертного совета по монументальному искусству при Министерстве культуры РФ.

Справка: Художественно-экспертный совет по монументальному искусству при Министерстве культуры РФ выносит решения, которые носят рекомендательный характер. Совет создан при Министерстве культуры Российской Федерации для обсуждения проблем развития отечественного монументального искусства, выработки практических рекомендаций, способствующих его развитию, рассмотрения конкретных вопросов, связанных с проектированием памятников, монументов, комплексных проектов и отдельных произведений монументально-декоративного искусства, создаваемых на основании указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, решений Администраций субъектов Российской Федерации, предложений министерств и ведомств Российской Федерации, общественных, неправительственных и творческих организаций. Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве культуры Российской Федерации и Департаменте современного искусства и международных культурных связей. Цель Совета - способствовать созданию произведений высокого художественного уровня, достижению разнообразия художественных решений и средств выражения, поддерживать новые и оригинальные архитектурно-скульптурные решения. Задачи Совета - добиваться профессионально полноценных художественных решений в монументальном искусстве, отклонять или давать рекомендации по переработке проектов, не соответствующих высокому архитектурному и художественному уровню. Для выполнения поставленных задач Совет рассматривает проектные предложения, выносит заключения по вопросам архитектурно-художественного решения, вырабатывает соответствующие рекомендации. Совет, при обращении органов исполнительной или законодательной власти, оказывает помощь в подборе авторских коллективов на проектирование памятников и монументально-декоративных работ, имея в виду привлечение к работе как известных мастеров монументального искусства, так и талантливой молодежи. Совет, при обращении органов управления культуры исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает программные задания и условия конкурсов на проектирование памятников и монументально-декоративных работ. Совет может принимать участие по поручениям Министерства в приемке выполненных в материале (натуре) произведений монументального искусства. В случае необходимости члены Совета могут быть делегированы на места сооружения памятников и производства монументально-декоративных работ. Совет может рекомендовать к приобретению для государственных музейных собраний моделей памятников и монументов, моделей других произведений монументально-декоративного искусства.

В совет входили представители мэрии и префектуры разных городов. Совет принимал решение о необходимости установки тех или иных монументальных скульптур по всей территории Российской Федерации, утверждал тему проекта, выступал в качестве приёмочной комиссии.

Вопрос: Как можно охарактеризовать на сегодняшний день состояние монументальной скульптуры в общем в стране? И какой принцип работы совета можно назвать приоритетным в процессе обсуждения монументальных проектов?

Каждый орган исполнительной власти по-своему видит облик своего города, но всегда принципиален вопрос сохранения исторического облика города и его историко-культурной преемственности. Когда городом рассматривается проект установки памятника, то эта информация доступна для его жителей. Информация о проектах памятников и проектах реконструкции городской среды публична, раньше эти проекты выставлялись для голосования на музейно-выставочных площадках, сейчас работают специальные сайты.

Вопрос: Играют ли роль установленные памятники в вопросе укрепления авторитета страны? С чего начинается работа с монументальной скульптурой, что служит отправным импульсом: скульптор отталкивается от образа или от заказа, либо им движет желание воплотить некую идею?

Безусловно играют роль, потому что с помощью монументальных проектов осуществляется патриотическое воспитание общества. Памятники ставят историческим фигурам, учёным, деятелям культуры и искусства - тем, кто работал на благо страны. Важно, что это личности, роль и значение которых признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. Они составляют культурную и национальную гордость нашей страны. Вспомните знаменитые памятники в Москве - Пушкину, Шолохову, Шаляпину, Чайковскому, Маяковскому, Гоголю, Высоцкому и другие. Комиссия принимает решение, кому будет установлен памятник и объявляет конкурс на его создание. Параллельно работает комиссия архитекторов, которая определяет место установки будущего памятника. Но только скульптор сам видит и формирует образ. Что им движет в процессе этой работы – трудно сказать. Это сложная творческая работа, которая сочетает в себе опыт и знание исторического материала. Как правило, автором прорабатывается огромное количество литературы, касающейся не только личности, но и соответствующей эпохи.

Вопрос: Предполагаете ли Вы изначально, как будет реагировать зритель на памятник? И как Вы узнаёте об этом? Какова степень важности для Вас этой «обратной связи» с зрителем.

Конечно, важно, потому что памятники создаются для людей. Помню, как на 120-летие Сергея Есенина я принёс цветы к своему Есенину на Тверском бульваре, в тот момент проходила городская экскурсия и экскурсовод, увидев меня, воскликнула: а это сам автор памятника и группа стала аплодировать. Это было приятно до слёз. Помню, как в телепередаче «Русский Дом» Александр Крутов назвал мой монумент «Защитникам Отечества» на Поклонной горе в Москве - «Памятником олицетворения русского воинства в России». Люди узнают меня на улице - подходят и благодарят за особо полюбившиеся им памятники. Есть активные культурные граждане, которые пишут мне письма, присылают поздравления с праздниками. Признание творческой работы и общественное мнение очень важно, потому что эта работа делается и воплощается для народа.

Вопрос: Вы автор множества мемориальных досок. Что это за вид искусства и какие особенности этого жанра.

Мемориальные доски это камерный вид искусства. В отличие от памятной доски на здании, с указанием имени, даты и заслуги, мемориальная доска творчески обыгрывается скульптором. Особенность жанра заключается в том, что мемориальная доска как будто сливается с архитектурой и разрабатывается под стиль самого здания.

Вопрос: Может ли наступить момент, когда памятники будет негде устанавливать и чем их тогда заменить?

Такого момента не может наступить, потому что города разрастаются, не изменяется только центральная и историческая часть города. История пропитывает городскую среду и наполняет её. Часто памятники выполняются в одном городе, а устанавливаются в других городах.

Вопрос: Почему одни памятники знают лучше, другие – меньше, одни пользуются буквально всенародной любовью, другие – привлекают меньше внимания? С чем это связано?

Это связано с историческим значением личности, которой посвящён памятник и с местом, где он установлен. Конечно, памятники на центральных улицах и площадях города знают лучше, часто памятник связан с местом, где он установлен и тогда возникает историческая связь образа и места. По идее, для специалистов, должен быть создан каталог памятников города, который могли бы использовать и при формировании тематических городских экскурсий.

Вопрос: Изменяется ли художественный замысел, с учётом определённого места расположения памятника в городской среде?

Всё зависит от проекта. Корректировка конечно вносится. Например, у меня пять вариантов памятника Сергею Есенину на Тверском бульваре. Если это архитектурный заказ, как в случае с часовней «В честь иконы Казанской Божией Матери» на Житной улице в Москве, то изначально утверждается архитектурный проект, а потом разрабатывается его скульптурное убранство.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о часовне «В честь иконы Казанской Божией Матери» на Житной улице в Москве.

Казанская Божья матерь – защитница. Министерство, будучи силовой структурой, приняло решение воздвигнуть часовню «В честь иконы Казанской Божией Матери» на Житной улице в Москве. В разработке архитектурного плана и работе комиссии принимал активное участие сам министр внутренних дел. Проект прошёл утверждение в Патриархии. Запомнилось, что проект воплощался удивительно легко: не было ни малейших затруднений и помех. Она как будто воздвигалась «сама собой».

Справка: В 1941 году Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России», - эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию. По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.

Вопрос: Нужны ли в городе со сложившейся инфраструктурой огромные памятники исполинского размера?

Возможны всякие варианты, но главное, чтобы памятник не доминировал над исторической частью города и вписывался в его историческую среду.

Вопрос: Почему в некоторых случаях, к памятникам относятся не как к произведениям искусства, а преобладает отношение к самой личности, воплощённой автором. Как это случилось с памятником Евгения Вучетича Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади.

Памятник Вучетича сам по себе очень хороший. Это как раз тот случай, когда и исторический образ и место установки памятника идеально сочетались между собой и усиливали впечатление, он имеет серьёзную идеологическую подоплёку. В 1991 г. произошло радикальное изменение политических взглядов и переоценка исторических событий, изменилось отношение к этой исторической фигуре. Памятник Дзержинскому, установленный на Лубянской площади, напротив главного здания КГБ, был, в первую очередь, символом времени и места и только затем первоклассным произведением искусства. Произошло идеологическое отторжение этого исторического периода. Подобное отношение, сегодня можно пронаблюдать на примере уничтожения памятников, посвящённых событиям Великой Отечественной войны в разных странах.

Вопрос: Почему на протяжении всей своей творческой жизни Вы неоднократно переосмысливали именно образ Сергея Есенина?

Моя тётя, её звали Александра, была учительницей русского языка и литературы в школе и очень увлекалась творчеством Сергея Есенина. В то время он очень отличался от других поэтов и был одним из запрещённых. Я был плотно знаком с его творчеством, он мне близок по духу, нравилась неординарность и неоднозначность фигуры, его творчество и я неоднократно переосмысливал его судьбу. Для молодого человека это была яркая незаурядная личность. Как только я начал обучение в Московском академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, ещё на третьем курсе, сделал первую фигуру Есенина. Всю жизнь работал над его образом – мой Есенин установлен в Сербии, в Воронеже установку памятника моего Есенина спонсировал Сергей Безруков, последний памятник Есенину был установлен в селе Константиново.

Вопрос: Скульптура это Ваша профессия. Понятно, что она сочетает в себе разные профессиональные интересы. Что можно отнести к Вашим увлечениям и пристрастиям?

Только скульптура и ничего кроме скульптуры и истории. Скульптура - самое главное. Это образ жизни. Скульптор постоянно работает над замыслом: и днём и ночью думает о его воплощении.

Вопрос: Студия художников МВД существует с 1969 г. Вас пригласили в 1972 г. Каким образом это произошло и почему Вы согласились?

Художественным руководителем Студии был народный художник СССР Е.В. Вучетич. К формированию программы и положения о работе Студии МВД был привлечён президент Академии Художеств СССР, герой Социалистического Труда, советский скульптор, народный художник СССР Н.В. Томский. Они меня и порекомендовали. Почему я согласился – так жизнь сложилась.

Вопрос: По какому принципу Вы подбирали художников Студии и как убеждали их пойти работать в Студию. Как чувствовали, кто сможет работать в таком направлении?

1970-е гг. это время проникнутое искренним патриотизмом и убеждать было никого не нужно. Министр Н.А. Щёлоков уделял много внимания идеологии и культуре. В Студии многие хотели работать. Отбирал - по уровню профессионализма. Настроение и потенциал молодого художника нужно было почувствовать. Затем назначался испытательный срок – давались темы и я уже смотрел как справляются с темой, как работает молодой автор с образом.

Вопрос: Сложно ли работать, будучи ограниченным рамками ведомственной темы. Возможно ли художнику творчески в ней иссякнуть?

Это практически невозможно, потому что течение истории ведомства непрерывно и ход времени и исторических событий сам подсказывает новые сюжеты.

Вопрос: Стала ли Студия органичной частью ведомства за эти годы?

За время моего руководства Студией сменилось 16 министров внутренних дел. Студия неразрывно связана с ведомством и его историей. Она нужна в целях патриотического воспитания и чтобы люди знали о тех задачах, которые самоотверженно выполняются солдатами правопорядка.

Вопрос: Ваше творчество вобрало в себя широкий диапазон тем, восхищает количество созданных Вами монументов и ансамблей и глобальность творческого замысла. Какая тема всегда была для Вас основной и почему?

Основная тема – любовь к Родине и воспевание её великих сынов.

Вопрос: Какая из известных монументальных скульптур в истории мирового искусства вызывает у Вас восхищение?

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора Александра Опекушина, установленный в Москве на Пушкинской площади 6 июня 1880 года.

Вопрос: В Ваших работах всегда тесно переплетаются история и культура нашей страны, Вы умеете точно найти психологически эмоциональные состояния персонажа, Вами создано огромное количество самых разных портретов, в том числе портретов известных людей самых разных сфер деятельности, которые внесли свой гражданский вклад служению России. В чём для Вас заключается тайна русской души и есть ли она?

Она безусловно есть, но на то она и тайна, что ты её можешь только пытаться постичь. Русского человека отличает особое отношение к ближнему, широта души, то, что всегда шли с добром, но готовы встать на защиту с мечом.

Вопрос: В чём заключается сила воздействия искусства и что является залогом вечности произведения искусства?

В каждый памятник, в каждый созданный образ скульптор вкладывает свою душу. Если он на 100 процентов не вложил своей души, то памятник народом признан не будет.

Вопрос: Анатолий Андреевич, Вы являетесь автором знаковых проектов для России и обладателем многих высоких наград, неоднократно отмечены руководством страны. Довольны ли Вы своей творческой биографией? Всё ли удалось воплотить?

Да. Я доволен своей творческой биографией. В своей жизни я всегда работал и продолжаю работать для своей страны и её народа. Я никогда не выступаю на открытии своих памятников, потому что я привык работать, а не разговаривать. Смотрите мои работы – чувствуйте их сердцем, думайте о них. Всё, что я хотел сказать – сказано в них языком скульптуры. Всё ли удалось воплотить - нет - все идеи воплотить просто невозможно.

Вопрос: Готовы ли Вы передать какие-то творческие идеи молодому поколению? 

В творческих вопросах невозможно посоветовать. Это идёт от сердца. Нужно, чтобы автор был близок душой к своей теме, к своему образу. Здесь невозможно дать задание. Важно, кому что близко, у кого какое видение, кто что хочет воплотить. Даже в институте молодому художнику или скульптору даётся несколько тем на выбор, чтобы поддерживать его творческий потенциал.

Беседовала искусствовед Анастасия Лиховцева.

октябрь 2015 г.