« Назад

Духовная культура – основа формирования личности и иммунитет гражданского общества. Статья Лиховцевой А.В.

«Духовная культура – основа формирования личности и иммунитет гражданского общества»

«Spiritual culture – the base for the formation of the personality and the immunity of civil society»

 

\\ Сборник Тринадцатой международной конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях» М., ИПП "КУНА". 2021: Часть IV. Итоги круглых столов, проведённых 17 декабря 2020 года.

 

Лиховцева Анастасия Владимировна  Likhovtseva Anastasia V.

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

Тhe member of the Association of historian of art and art critics (AIS)

Академия управления МВД России,

доцент кафедры теории и методологии государственного управления;

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of Government

 

Аннотация: В статье приведён анализ системы духовной культуры, которая выступает идеологическим каркасом общества и является основой формирования личности, определяя вектор её развития и контекст деятельности. Духовная культура представляет комплекс-систему ценностных элементов, которые формируют мировоззрение, отражая внутреннюю, глубоко личную духовную жизнь человека, проявленную как в его представлениях, так и в его деятельности. Духовная сфера жизни общества охватывает разные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Идеологические атаки и культурный экстремизм – опасные современные формы проявления национальных угроз. Негативное воздействие на состояние безопасности общества усиливают пропаганда и попытки подмены базовых человеческих ценностей, личностная дезориентация населения, действия, направленные на развитие внутренней разобщённости и антигражданственности населения. Укрепление и защита системы духовной культуры являются одним из необходимых основных направлений обеспечения защиты национальных интересов и укрепления национальной безопасности страны.

Ключевые слова: духовность, культура, духовные ценности, идеология, культурный экстремизм, экстремизм, национальные интересы, национальная безопасность, культурный код, стратегия национальной безопасности.

Essay:

The essay is devoted to the analysis of the system of spiritual culture, which acts as the ideological carcass of society and is the base for the formation of personality, determining the vector of its development and the context of activity. Spiritual culture is a complex – a system of spiritual values elements that form a worldview, reflecting the inner, deeply personal spiritual life of a person, manifested both in his ideas and in his activities. The spiritual sphere of society's life encompasses different forms and levels of social consciousness: moral, scientific, aesthetic, religious, political, and law consciousness.

Ideological attacks and cultural extremism are dangerous contemporary forms of manifestation of national threats. Propaganda and attempts to substitute basic human values, personal disorientation of the population, actions aimed at developing internal disunity and anti-citizenship of the population increase the negative impact on the state of security of society. Strengthening and protecting the system of spiritual culture is one of the necessary main directions in ensuring the protection of national interests and strengthening the national security of the country.

Key words: spirituality, culture, spiritual values, ideology, cultural extremism, extremism, national interests, national security, cultural code, strategy of national security.

//к вопросам формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей//

Духовная культура выступает идеологическим каркасом общества и является основой формирования личности, определяя вектор её развития и контекст деятельности. Духовная культура выражается в разных формах деятельности и продуктах общественного сознания:

- политическая культура;

- правовая культура;

- нравственная культура (мораль);

- эстетическая культура (искусство);

- религиозная культура;

- философская культура и т.д.

Духовная культура, представляя собой взаимосвязанную систему ценностных элементов, формирует мировоззрение, выражая внутреннюю, глубоко личную духовную жизнь человека. Систему духовной культуры составляет сложный синтез элементов, ключевыми из которых выступают:

- язык,

- религиозные взгляды (в которых наиболее ярко проявлены основные жизненные ценности, базовые этические и моральные ценности, нравственные основы общности),

- ментальность (определяет принадлежность определённой культуре, уклад жизни, национальные традиции, обряды).

Духовная сфера жизни общества охватывает разные формы и уровни общественного сознания:

- нравственное,

- научное,

- эстетическое,

- религиозное,

- политическое,

- правовое.

Соответственно, элементами духовной сферы выступают наука, различные формы, виды искусства и творческой деятельности, философия, религия, право и др. Комплекс-синтез представлений науки–религии–искусства формирует систему духовной культуры человека и выступает показателем уровня его гуманистической культуры. Потенциал личности зависит от духовного потенциала, который развивается на протяжении всей жизни человека и совершенствуется по мере обретения теоретических и практических знаний, профессиональных навыков, формирования принципов жизнедеятельности, социальной ориентации.

Основными формообразующими факторами системы духовной культуры являются:

- психология общества (семейные ценности, модель и алгоритмы личностного роста – интеллектуального, духовного, нравственного, физического);

- показатели уровня развития общества (право, наука, образование);

- авторитетность опыта поколений;

- показатели гражданственности и отношения к Родине.

Система духовной культуры человека составляет основу личности. Жизненные приоритеты и духовные идеалы формируют личность. Правовое сознание граждан зависит от мировоззренческих концепций, определяющих нравственные и духовные ориентиры.

В современном обществе актуально совершенствование методов защиты духовных и культурных ценностей в контексте повышения агрессии и усовершенствования механизмов преступлений против личности экстремистской направленности – физических, психических, психологических, интеллектуальных угроз, подразумевающих использование скрытых идеологических атак, подмену базовых жизненных представлений человека, уничтожение и искажение духовных основ общества, внедрение идеологических программ и социокультурных моделей разрушительного характера и действия, уничтожение духовных ценностей, культурных и национальных кодов, а также преступлений направленных на уничтожение и незаконное перемещение исторических и культурных ценностей. Культурный экстремизм это одна из опасных форм идеологических угроз обществу.

Цели и задачи культуры заключены в её идеологии, отражающей мировоззрение, системе взглядов (политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.). Таким образом, культурные и нравственные ценности, а также объекты материальной и духовной культуры являются воплощением общественных ценностных идеалов. Культура вбирает традиции и отвечает ментальным особенностям народа, тесно связана с психологией восприятия и языком, благодаря чему органично входит в сознание общества. Объект искусства воздействует на чувства и настроения человека через системы ассоциаций и реакций. Духовный мир – глубоко личная форма чувствования, которая выстроена через мироощущение, мировосприятие, миропонимание, систему мировоззрения. Искусство изначально заключает в себе некую систему символов.

В истории культуры есть примеры систем и комплексов, которые были изначально продуманы, как сложные идеологические модели и подразумевали создание среды, способствующей формированию и развитию определённых взглядов и настроений, поведенческих моделей. [4] Одна из основных миссий культуры – выступать инструментом передачи новым поколениям комплекса моральных, этических и эстетических ценностей, сложившихся в предыдущие исторические эпохи.

Кино, будучи ярким и выразительным видом художественного творчества и искусства, выстраивает иллюзорные миры, создаёт естественное и правдоподобное ощущение погружения в пространственные среды. Зрителям прививаются не только некий сложно выстроенный в подсознании опыт пережитого впечатления, но и определённые образы, поведенческие модели, формируются идеалы. Кино всецело захватывает чувственный мир зрителя, формирует представления и эмоции, отрабатывает рефлексы и укрепляет ассоциации. От профессиональной культуры режиссёра зависит изначальный «код» - message картины, уровень развития духовной культуры режиссёра определяет круг поставленных целей, задач и выбранный арсенал средств, тонких методов воздействия на чувства, эмоции и мысли зрителя. Кино создаёт фантастические миры, дарит эмоциональные переживания, остаётся в памяти и органично входит в опыт представлений, изменяя сознание.

Самый сложный вопрос, который безусловно волнует и режиссёра, и зрителя – какое кино не теряет актуальности и входит в число вневременных шедевров. К шедеврам относятся такие картины, как: «Седьмая печать» (1957) И. Бергмана, «Солярис» (1972) и «Зеркало» (1974) А. Тарковского, «Собачье сердце» (1988) В. Бортко, «За облаками» (1995) М. Антониони, «Куклы» (2002) Т. Китано и др., которые апеллируют к вечным ценностям и поднимают вопросы духовной культуры. Культура в разных формах её проявления, в том числе и кино, является проекцией, историческим свидетельством и аргументом, отражением духовной жизни конкретной общности.

Термин «духовный» означает комплекс представлений, связанный с внутренним миром человека и его нравственными устремлениями, вместе с тем, что немаловажно, этот комплекс представлений связан также и с интеллектуальной деятельностью. Таким образом, мы говорим о некоем наборе духовных ценностей, о различных формах деятельности, связанной с удовлетворением духовных и интеллектуальных потребностей человека. Духовные знания, неслучайно определяемые на протяжении веков как «духовная твердь», изменяют человека, выставляя в приоритет высшие гуманистические ценности, позволяют:

- мыслить глобальными категориями,

- поддерживать моральное и социальное достоинство,

- видеть космические закономерности, открывающие возможности к духовному творчеству высшего порядка.

Непоколебимость системы духовной культуры и высокий уровень её развития, уровень гуманистической культуры позволяет решать самые сложные задачи.

Личность представляет собой развивающуюся систему, которая постоянно расширяет свои возможности, не только совершенствуясь, но и изменяя материальный и духовный мир своей созидательной деятельностью. Личность способна именно на нравственную деятельность – постановку нравственных целей и выработку решений в конкретных условиях. Бесспорно, духовность, как выстроенная система ценностей, является одной из важнейших составляющих личности человека и играет определяющую роль в принятии ключевых решений. При этом религиозность и духовность человека – два разных, но связанных между собой понятия.

В разных культурах и традициях даны разные транскрипции и алгоритмы совершенствования человеческой личности – духа и естества человека, основанные на вековом историческом опыте поколений. Понятие «духовность» подразумевает внутреннюю систему основополагающих представлений и ценностных ориентиров человека, которая формирует его мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Духовность всегда выполняет роль внутреннего нравственного закона. Понятие «дух» означает дарованную свыше «силу», «энергию» и «волю», которые позволяют совершать действия, выходящие за грани человеческих возможностей.

Проявление духовности в личности характерно стремлением к духовному – к нравственному идеалу. Духовность обнаруживается в осознанном или неосознанном стремлении личности жить и воспринимать жизнь по правилам, исходящим от этого идеала. Изначально основополагающими категориями жизненной концепции являются понятия «добра» и «зла». Понятие «духовность» связано, в свою очередь, с понятиями «нравственность», «мораль» и «ценности», которые формируются на её основе.

Опыт мировой философии и культуры показывает, что духовный мир раскрывается человеку по мере становления его личности через совершенство комплекса качеств. Процесс развития подразумевает освоение специфических навыков, в том числе, и через духовные практики. Необходимость особой дисциплины ума, тела и духа, в целях совершенствования личностных качеств и способностей человека, прослеживается во всех религиозных концепциях, кодексах воинской философии и морали, подтверждена трактатами и жизнеописаниями выдающихся людей.

Духовная жизнь человека охватывает все вариации человеческих чувств. Традиционные ценности определяют вектор жизненных ориентиров и характер деятельности индивида. Язык, традиции, обряды формируют мышление. Мироощущение выражается через тип мышления и форму поведения человека. Система взглядов и ценностей базируется на религиозных и языковых традициях и формирует мировоззрение человека. Мировоззрение проявляется в философии жизни, в системе нравственных представлений, в сферах культуры и науки, а, следовательно, и в постановке глобальных жизненных целей и задач. Таким образом, жизнедеятельность человека тесно связана с удовлетворением его духовных потребностей, которые напрямую зависят от уровня развития. Духовная культура всегда подразумевают личностный рост человека через совершенство его интеллекта, духовности, нравственности, физической формы, характера, которые соединяются с тонкими психологическими, глубоко личными и очень индивидуальными состояниями, жизненным опытом, эмоциями, вопросами миссии, посвящения, предстояния и заступничества. Теология и философия соединяют духовность и личный мистический опыт человека, темы добра и зла, любви, жизни и смерти, которые тесно переплетаются и взаимодействуют. Духовность, обращённая через выразительность и силу искусства, выражается в характере того или иного произведения, даёт ему потрясающую энергию, которая физически ощутима через созданные образы и среду, когда универсальный язык чувств и эмоций в произведении искусства приобретает индивидуальные характерные черты, оттенки и грани, по-разному преломляясь в разных произведениях культуры.

Тонкие материи системы российских духовных ценностей исторически отличаются своей уникальностью и включают веру, нравственность, совесть, честь, доблесть, добро, сострадание, любовь, жертвенность.

Понятие «духовная безопасность» подразумевает защиту от внутренних и внешних угроз и способность сохранения духовных ценностей человека при внешнем разрушающем воздействии, защиту через формирование системы взглядов и выработку системы гибких форм отношений в социуме. Основы защиты заключаются в выработанной у личности устойчивой идеологической концепции представлений и взглядов, морально-этических и нравственных норм. Личность изначально формируется целью и жизненной стратегией человека, которые во многом предопределены его духовностью, нравственностью и характером.

Заключение:

Духовная культура выступает многовековым опытом поколений и национальным иммунитетом, обеспечивая потенциал развития страны и её народа в будущем. Система духовной культуры на микро- и на макроуровне влияет на науку, философию, культуру, искусство и является показателем здоровья и потенциала общества. Культура в широком смысле термина (материальная и нематериальная) и культурное наследие являются проекцией, историческим свидетельством и аргументом, овеществленным отражением духовной жизни конкретной общности.

Именно духовная культура выступает залогом сохранения идеологического здоровья общества и национальной безопасности страны. Укрепление и защита системы духовной культуры является одним из основных направлений стратегии укрепления национальной безопасности страны.

Система духовной культуры имеет статичную структуру, формируясь у человека в раннем детстве, но, вместе с тем, она подвижна в изменениях отдельных элементов, которые трансформируются в течение жизни и во многом зависят от конкретного жизненного опыта, опыта впечатлений и представлений. Поскольку элементы системы духовной культуры находятся в тесной взаимосвязи между собой, то изменение одного из элементов косвенно влияет на всю систему в целом. При нарушении структуры одного из элементов и радикальном его изменении может произойти как переформатирование, так и разрушение всей системы.

Культурный код, потребность в его поиске, считывании и подтверждении, вызывает устойчивую рефлексию и духовную потребность у реципиента, являясь неким импульсом, содержание которого выражается через символы, аллегории, знаки, схемы, ассоциации, образы, звуки, жесты, требуя подтверждения и ответа через эмоциональный и чувственный отклик. Невербальный символ выступает импульсом и источником энергии человека, восполняя его духовную потребность – он даёт не только эмоциональный отклик, но и устанавливает связь настоящего с прошлым на подсознательном уровне, которая необходима человеку в его глубоко личной внутренней жизни. Внутри общности система духовной культуры образует устойчивые взаимосвязи между её адептами, которые ими считываются через те или иные проявления культурного кода. Культура – это разноуровневая система, в которой существуют разные формы, символы, художественные и пластические языки, отражаются традиции, идеалы, определённая эстетика, ценностные ориентиры, образ мысли, образ жизни, в том числе и организация пространства.

Духовная культура представляет сложную ценностную систему мировоззрения и является одним из ключевых индикаторов-показателей состояния гражданского общества и его защищённости от идеологических угроз. Духовная культура это национальный иммунитет, обеспечивающий потенциал развития страны и её народа в будущем. Идеологические атаки и культурный экстремизм – опасные современные формы проявления национальных угроз. Потребность в идентификации и выявлении характерных черт и признаков идеологического фона, способность к оценке значения культурных ценностей и явлений духовной культуры в контексте системы социальных взглядов и воззрений представляется крайне важным. Непоколебимость системы духовной культуры – необходимое условие обеспечения духовной и национальной безопасности страны.

 

Нормативные правовые акты и литература:

Нормативные правовые акты:

1.         Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №646.

2.         О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683.

Литература:

1.         Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб. 2001.

2.         Житие Сергия Радонежского. Подготовка текста Д.М. Буланина, перевод М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, комментарии Д.М. Буланина. Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. ХV в. М., 1981. С. 256–429.

3.         Козлов А.С., Иванова Т.И. Духовный потенциал личности. \\ Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации (Москва) №142. 2009. С. 119-124.

4.         Лиховцева А.В. Иконология коллекций произведений искусства. //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. 3/2020. Часть 1. С. 210-223.

5.         Татищев В.Н. Духовная моему сыну. СПб.: Типография Глазунова. 1896.

6.         Тонконогов А.В. Философия духовной безопасности современной России. М.: РГАУ-МСХА, 2013.

7.         Тонконогов А.В. Секталогия (социально-философский анализ сектантства). М.: РГАУ-МСХА, 2012.

8.         Хвыля-Олинтер А.И. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации. Монография. Москва, Академия управления МВД России, 2012.

9.         Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. 2-е издание, исправленное, дополненное под ред. А.И. Кобзева. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература». 1993.

 

Права защищены ©AVRORAart.