« Назад

Атрибуция произведений графики и судебная почерковедческая экспертиза: классификация линий и анализ изображения. А.В. Лиховцева

 

III Научно-практическая конференция «Экспертиза. Теория, практика и правовые аспекты» "НИНЭ" 2 ноября 2023 г.

Организаторы: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова в сотрудничестве с Музеем Москвы

Программа конференции НИНЭ 02.11.2023

Атрибуция произведений графики и судебная почерковедческая экспертиза: классификация линий и анализ изображения

А.В. Лиховцева

Аннотация: Проведение экспертизы и атрибуции произведения искусства выступает необходимым условием при составлении коллекций. Экспертиза произведений графики имеет свою специфику обусловленную особенностями материалов, техник и технологий. Анализ почерковых элементов – важный этап работы эксперта при атрибуции произведения. Рисунок представляет собой не только художественный образ, но и определённого рода цельную конструкцию, логично взаимосвязанную систему элементов. При анализе рисунка важны этапы выявления его составляющих элементов, их классификация и оценка – как по отдельности всех видов линий, так и в совокупности. Отдельные подходы при исследовании произведения графики в некоторой степени близки специфике проведения судебной почерковедческой экспертизы.

Ключевые слова: экспертиза, атрибуция, графика, рисунок, почерковедческая экспертиза, почерк, линия, надпись, коллекция, коллекционирование, произведение искусства.

      Проведение экспертизы и атрибуции произведения искусства выступает необходимым условием при составлении коллекций. Экспертиза произведений графики имеет свою специфику обусловленную особенностями материалов, техник и технологий. Отдельные подходы при исследовании произведения графики в некоторой степени близки специфике проведения судебной почерковедческой экспертизы.

Микроскопы и стереомикроскопы нового поколения [5] позволяют изучать рисунок в разных режимах освещения, контраста, яркости и диафрагмы, диапазонах излучения света, анализировать степень нажима и продавленности линий, специфику нанесения штрихов на поверхность, а также структурные особенности материала поверхности (шероховатость и гладкость бумаги, её рыхлость, структурную специфику волокон и их соединений). Программное обеспечение систем анализа изображений стереомикроскопов предназначено для автоматического анализа микроструктуры изучаемых образцов. [5]

Анализ почерковых элементов важный этап при атрибуции рисунка. Рисунок представляет собой не только художественный образ, но и определённого рода цельную конструкцию, логично взаимосвязанную систему элементов – линий, узлов, петель и т.д. При анализе элементов рисунка важен учёт их конфигурации и размеров, определение направленности движения линий, уточнение последовательности нанесения, а также метода написания – как по отдельности всех видов линий и составляющих их элементов, так и в совокупности.

Судебная почерковедческая экспертиза изучает надпись с позиции анализа письменно-двигательных навыков автора и индивидуальной программы выполнения движений. Анализ строения и конструктивной сложности надписи позволяет её идентифицировать. [4] В этой связи отдельные подходы при исследовании рисунка в некоторой степени близки специфике судебной почерковедческой экспертизы.

Комплекс параметров при анализе надписи\подписи подразумевает:

- выявление видов и типов линий;

- идентификация длин линий;

- определение наклона штрихов;

- определение направления штрихов;

- определение углов соединения элементов;

- идентификация степени нажима.

Необходимо заметить, что степень нажима безусловно во многом зависит от используемых автором материалов. Определять степень нажима пишущего узла, на сегодняшний день, стало возможно с помощью специальной электронной системы. [4]

Классификация элементов рисунка при его атрибуции проводится по следующим показателям:

- длина линий,

- конфигурация линий\ фигур,

- форма\ размер узлов и петель,

- углы соединений,

-  направление движения при нанесении линии,

- последовательность нанесения элементов,

- метод нанесения.

При классификации линий, выявлении параметров и критериев их оценки, формируются группы элементов, обобщённые по принципу совпадения признаков и закономерностей нанесения. Современные оптические приборы синхронизируют данные с компьютером, что позволяет выполнять крупномасштабную съемку и автоматически вносить показатели в базы параметров в соответствии с выбранной классификацией. Обобщение и систематизация характерных почерковых признаков каждого конкретного автора позволяет сохранять и передавать опыт эксперта. Составление электронных баз элементов почерка по авторам позволяет повысить эффективность проведения сравнительного анализа, который на сегодняшний день, с развитием программного обеспечения, можно на  отдельных этапах проведения работы доверить компьютеру. Компьютерные технологии и математизация используются в практике судебного почерковедения: современное программное обеспечение позволяет автоматизировать и систематизировать экспертное исследование при проведении почерковедческой экспертизы, осуществлять электронный сравнительный анализ с использованием методов сопоставления однотипных признаков, совмещения, наложения, сравнения. Программы позволяют систематизировать основные характеристики по ключевым критериям и показателям и вести базы данных, устанавливая метки и маркировочные обозначения, что позволяет эффективно проводить сравнительный анализ. [6] На стадии сравнительного анализа параметров в практике судебной экспертизы, «с помощью измерительно-статистических методов, в частности метода дисперсионного анализа, можно уточнить, являются ли выявленные особенности вариантами одного и того же почерка или разных. В особо сложных случаях исследования почерковых объектов, содержащих малый объем графического материала, могут быть применены компьютерные технологии, что позволяет расширять объем почерковой информации, особенно за счет мелких количественных характеристик почерка, которые не воспринимаются глазом человека». [1]

 Немаловажный показатель при анализе надписи – способ нанесения линий, а также темп движения руки автора. Стереоскопический микроскоп и макрофотосъёмка позволяют фиксировать промежуточные этапы изучения рисунка. Телевизионная установка и дисплей компьютера обеспечивают возможность выявления следов замедленных движений, обводки, изучения направления движения и других графических особенностей выполнения письменных знаков. [5] Разработчики гордятся, что «помимо элементарных линейных измерений, измерений углов и длин, программное обеспечение комплектуется модулем анализа хрупкой и вязкой составляющей. Комплекс обеспечивает определение количественных характеристик и микростуктур материалов, статистический анализ и формирование каталогов цифровых изображений и протоколов исследования материалов». [5]

Опыт криминалистики показывает, что развитие и внедрение компьютерных технологий повышает уровень объективности критериев оценки комплекса графологических признаков. Особую роль при решении идентификационных и диагностических задач приобретает программное обеспечение, позволяющее комплексно исследовать малообъемные почерковые объекты (подписи, краткие записи и тексты, выполненные в обычных и необычных условиях):

- программа "Телемак" позволяет автоматизировать процесс исследования интегральных структурно-геометрических характеристик в кратких и простых подписях со стадии выделения и измерения признаков;

- программное обеспечение "Мера" применяется в целях исследования интегральных структурно-геометрических характеристик в кратких записях;

- программа "Тюльпан" предусматривает автоматизацию расчетных компонентов методики дифференциации рукописей на мужские и женские и для установления возраста предполагаемого исполнителя;

- программные комплексы ДИА применяются для анализа геометрической структуры и идентификации исполнителя кратких графологических объектов;

- программа "Денси" – для анализа распределения нажимов в почерковых объектах;

- программа "Apriori" – для расчета априорной информативности подписи;

- программа "Differ" – для дифференциации высоковыработанных почерков по степени совершенства движений. [1]

На базе НИЯУ МИФИ изучаются математические особенности почерка. Ученые НИЯУ МИФИ совместно с зарубежными коллегами, изучая биомеханику движения руки при письме и рисовании, разработали уникальный метод, который позволяет оценивать индивидуальные особенности (включая отклонения) скорости письма и давления, оказываемые пишущим узлом на поверхность ... Все изменения структурных и физических свойств фиксируются высокоскоростной цифровой камерой. На следующем этапе работы специальный компьютерный алгоритм производит расчет и восстанавливает точную информацию о характере движения пишущего узла в трех измерениях во времени. При работе медиков и криминалистов также используются нейросети и метод анализа лазерных спеклов (оценка особенностей почерка методом лазерной спекл-контрастной визуализации), а также математические методы анализа и метод вероятностно-статистической оценки совпадающих частных признаков почерка. [7] Вместе с тем, программа не заменяет работу эксперта, а выступает одним из эффективных инструментов в его работе.

Эксперту необходимы знания о новых технологиях компьютерного воспроизведения изображения с помощью компьютерных программ и роботизированных технологий, разных видах современной машинной и компьютерной печати, современных художественных материалах и составах, видах и типах продукции, выполненной при использовании и применении возможностей искусственного интеллекта и робототехники. Появление и внедрение технических и технологических новшеств однозначно требует повышенной внимательности и щепетильности при экспертизе и атрибуции произведений графики, сочетания в работе традиционных методов исследования и использования новых технических и программных средств нового поколения. [3]

Выводы:

Рисунок, несмотря на свою графическую лёгкость и хрупкость, творческую трепетность и подвижность, естественность и виртуозность исполнения, представляет выверенную логичную конструкцию, взаимосвязанную систему элементов. Эта конструкция результат мыслительной, творческой и двигательной деятельности автора. Анализ почерковых элементов – важный этап работы эксперта при атрибуции произведения. Среди задач эксперта выявление алгоритма и программы замысла автора, набора характерных движений и почерковых элементов, технических и технологических предпочтений, анализ закономерностей. При анализе рисунка важно выявление его составляющих элементов, их классификация и оценка – как по отдельности всех видов линий, так и в совокупности. При классификации элементов формируются малые группы, среди которых проводится выявление общих закономерностей. Обобщение и систематизация характерных признаков в случае каждого конкретного автора  посредством использования программ позволяет более  быстро и эффективно проводить сравнительный анализ. Создание банка данных позволяет сохранять, передавать и накапливать опыт атрибуции и экспертизы.

Подлинность произведения остаётся обязательным критерием чистоты коллекции. Опытный глаз эксперта кропотливо воспитывается год за годом посредством изучения эталонных образцов – произведений с безупречной атрибуцией из музейных собраний. Технологические экспертизы определяют возраст материалов, состав элементов, возраст их связей и другие необратимые процессы, которые происходят в произведении. Внимательный эксперт выявляет признаки естественного старения и признаки аутентичности поверхности, индивидуальные характерные черты, специфику почерка и технических приёмов мастера. [2]

Проблема наличия новых и старых подделок продолжает сохранять актуальность и сегодня. Методы анализа и приборы для проведения экспертизы совершенствуются, но вместе с тем совершенствуются технологии создания репродукций и копирования произведений искусства, что ставит новые задачи перед исследователем, искусствоведом и экспертом. Проблема оригинальности произведения и степень участия автора при его создании обозначена как научная проблема уже десятки лет и продолжает сохранять актуальность. Внедрение новых технологий создаёт определённые нюансы в работе специалиста, который всегда должен быть готов к появлению новых форм произведений искусства, комбинаций техник и совершенствовать свои подходы и методы работы, адаптировать их с учётом соответствующей специфики. Использование новых компьютерных программ в процессе исследования и проведения атрибуции и экспертизы, создание баз обобщающих данных, сочетание новых методов с традиционными в работе эксперта, позволяет усовершенствовать атрибуцию и экспертизу произведений искусства и вывести работу на новый уровень.

Литература:

1. Криминалистика. Под редакцией В.А. Образцова. Москва.1999. C.138-139.

2. Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства. Теоретические основы. М.: AVRORA, 2022. ISBN 978-5-9904679-3-4

3. Лиховцева А.В. Экспертиза и проблематика внедрения роботизированных технологий при создании произведений графики. \\ Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. Вестник МГХПА 2/2020. Часть 1.  С.136-143.

4. Яскина В.Э. Понятие и классификация нетрадиционных материалов письма \\ Вестник Московского университета МВД России. №4. 2018. С.130-134. 

5. https://www.leica-microsystems.com/products/stereo-microscopes-macroscopes/

(дата обращения 20.11.2019)

https://synercon.ru/ (дата обращения 20.11.2019)

6. www.cme-rus.com (дата обращения 20.11.2019)

7. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1612-202X/ab43d7 (дата обращения 01.10.2023)

https://studfile.net/preview/2093356/page:11/ (дата обращения 01.10.2023)