искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Заметка об абашевской народной игрушке
«Полкан-городовой» 1960-1970 гг.
художник Зоткин Тимофей Никитич
Пензенская область, Беднодемьяновский район, село Абашево
Глина, лепка, роспись, роспись бронзовой краской
(31 х 18 х 13,5 см)
Из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, г.Москва
Народное творчество в разных культурах разных стран – это всегда мощное проявление глубинных и самых архаичных этнографических традиций, это яркое явление культуры, история которого насчитывает столько же веков, сколько его народ. Именно поэтому, народное искусство представляет собой самобытное явление, не имеет аналогов и несёт в себе неповторимость конкретной культуры, связывает прошлое и настоящее.
Представляем вниманию читателя народную игрушку «Полкан-городовой», которая происходит из Пензенской области, Беднодемьяновского района, села Абашево.
Надо отметить, что в целом, традиция народных игрушек уходит своими корнями в глубокую древность, в полусказку-полубыль, сочетает в себе фольклор и народные предания. Древний дух времени до сих пор незримо улавливается в игрушках многих сохранившихся ремёсел и промыслов. Изначально, когда наши предки поклонялись ещё языческим богам, небольшие глиняные фигурки выполняли функцию оберегов, через них с божествами разговаривали и просили о помощи. Если просили о приплоде в стаде – лепили из глины рядом с богиней животных, а если молили о ребёнке в семье, то лепили фигурку божества с младенцем на руках. Традиция была распространена на русском Севере, в центральной России, в Поволжье. Археологические находки подтверждают, что далёкие предки русского народа обосновались на Севере четыре тысячи лет назад! В окрестностях Каргополя ученые установили следы почти ста стоянок эпохи неолита - времени зарождения керамического искусства. Группа этих памятников получила название «каргопольская культура». До нас дошли многочисленные образцы глиняной посуды и фигурок того времени.
Уже в наше время великие древние богини Макошь и Лада в глиняных фигурках превратились в барыню, птица Сирин - в паву, Перун - в фигурку барана, Велес - в оленя, Корова-Земун и Коза-Седунь – в дудки в виде коров и коз. Никто уже и не интересуется, почему в народной традиции коней иногда лепят с тремя головами и откуда пошли русские тройки - забылись легенды о великом Триглаве.
Один из любимых образов каргопольской игрушки - полуконь-получеловек, нареченный на Руси Полканом-городовым, функции которого защищать, оберегать, обеспечивать порядок. Принято считать, что свою родословную он ведет от древне-греческого Кентавра, или Китовраса, перекочевавшего на русские лубочные картинки. Некоторые исследователи образов русского народного искусства придерживаются другой точки зрения. Исследователь Г. Дурасов считает, что Полкан имеет родственные связи с божеством древних славян Плиханом, или Полеханом, более близкому Яриле-Солнцу, нежели Китоврасу, или Кентавру. В 1838 г. знаток русской старины М.Н. Макаров писал о Плихане в книге «Русские предания»: «В Александровском уезде (Владимирская губерния) на левом берегу Дубны, в смежных дачах деревень Дубны, Потапихи и других есть одна лужайка, на которой в июне месяце ежегодно собирается крестьянский торжок. Это остаток пированья древнему суздальскому божеству Плихану, или Полехану, и потому торжок этот все еще называется Плихановою ярманкой. В версте отсюда есть и роща Плишиха, или Плиханиха. По рассказам помнят, что тут некогда бывали какие-то игрища, борьба, кулачный бой, верховой оскок...» или «У нас каждый крестьянин, не запинаясь, назовет вам рослого и здорового человека богатырем Полканом; древний Полкан весьма короткий знакомец всякому из наших простолюдинов, и всякий из них вам расскажет, что богатырь Полкан не человек и не конь, но какая-то смесь и того и другого...». Да и деревенских псов, охраняющих двор или стадо, почему-то издревле принято называть чудным именем неизвестного происхождения - Полкан.
Традиция вылепливания глиняных изображений осталась среди населения и после того, как Русь стала христианской, но чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть эти фигурки игрушками.
Известный по всему миру русский художественный промысел - абашевская игрушка - возник в Спасском уезде, ныне Спасский район Пензенской области. Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Среди мастеров были узкие специалисты - игрушечники, которые выделывали самые разнообразные фигурки по принятым исстари образцам. Угасание гончарного производства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил широкую известность в 1930-е гг. В абашевской игрушке, возможно, сильнее, чем в изделиях других промыслов, прослеживается древняя языческая символика.
Село Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями, которое впервые упоминается в писцовых книгах 1616 г. Считается, что гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого. Связывают промысел с народным праздником «Свистунья», к которому делали тысячи глиняных свистулек и дудок.
«Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. К 1885 г. число староверов превысило 830 человек. Старой веры они держались крепко. Раскольнический характер населения отразился на жизни сельчан. Старообрядцы охотнее занимались домашними видами промыслов, так как отходничество неизбежно влекло за собой общение с иноверцами. Раскол же требовал соблюдения строгих правил: пользование отдельной посудой, своей постелью и т.п. Возможно, этим объясняется большее распространение гончарства среди староверов.»
В абашевской игрушке чувствуется эта глубокая загадочная связь с древностью. Фигуры представляют собой некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Принципиально важно, что они статичны: птицы, животные и люди не бегают, не прыгают, не «веселятся» – они всегда просто «стоят» - уверенно, индивидуально, укоренённо. Их и отличает коренастая форма с особым силуэтом: удлинённая шея, массивные короткие ножки, тело человека дополняется телом животного - кентавра, рога – «всё-равно что деревья», а хвосты - дудки. Фигурки окрашены в три основных цвета, считавшихся во времена язычества цветами жизни: красный (солнце, кровь - жизнетворное начало), зелёный (трава, весна - возрождение жизни) и синий (вода и небо, дарующее дождь - залог плодородия полей). Бронзовая окраска отдельных деталей фигурок символизирует солнце, а в сочетании с синим цветом, обозначает солнечную ясную погоду (солнце на безоблачном небе), так необходимую земледельцу. Солнечная символика ясно видна и в оленях с веерообразными рогами. Окрашенный в ярко-красный цвет, такой олень олицетворяет собой дневное светило, дарующее тепло и жизнь. «Ёлочка», венчающая головы других оленей, представляет собой «мировое древо» - ось вселенной, но в то же время, и древо жизни, и родовое древо семьи. Как и другие вечнозелёные растения, ель была для славян-язычников символом вечной жизни, бессмертия. «Ёлочный» орнамент в виде насечек присутствует и на фигурках других животных. Традиционный размер игрушки - «в ладонь». Игрушка оживляется человеческим дыханием и умеет «разговаривать» - дудеть.
Все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом: они отгоняют тёмные силы и образуют целый комплекс, который называется «барыня со двором». Каждая фигурка на дворе имеет своё место и значение, так «барыня» - воплощение женской чистоты, целомудрия, в её дворе: петушок и курица; коровка - символ плодородия, материального достатка, кормилица в доме; баран - «золотое руно» - символ достатка, от которого на руках остается золотая пыльца; олень - «серебрянное копытце» - символ гармонии с природой, рога которого образуют родовое древо; всадник на лошадке, который означает силу, выносливость, стремительность, для девушки - жених. Во дворе барыни по правую руку от неё ставится фигурка «городового», который символизирует надёжность и защиту. Именно по этой причине, его, как защитника, изображают с маленьким животным подмышкой и большими крепкими рогами, которые помогают ему выполнять его охранную функцию – «чтобы бодал». Примечательно, что «городовой», согласно преданию, защищает не только дом и двор «барыни» буквально от всех бед, но и саму «барыню» - в том числе «от плохих парней».
В конце двадцатых годов ХХ в. абашевская игрушка приобрела большую известность благодаря талантливому мастеру из села Абашево Лариону Зоткину (1879 - 1933?). Директор цеха Е.И. Агафилушкин уговорил в 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 - 1974), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на фабрике глиняных свистулек - дудок, изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой, что выделяло их из поделок других мастеров. Его сменил на фабрике Тимофей Никитович Зоткин, чья деятельность принесла абашевским умельцам всероссийское признание. Модели Зоткина практически сразу были запущены в производство, а некоторые продолжали тиражироваться и после смерти мастера. Традицию продолжили И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В.Челышев, И.И. Зюзенков и другие мастера.
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина. Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. На международных выставках абашевская игрушка неизменно привлекает внимание зрителя. Сегодня Абашевская игрушка стала одним из символов Пензенского края.
* в исторической справке использованы материалы свободной энциклопедии Википедия
Анастасия Лиховцева
искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)