Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства. Теоретические основы. – М.: AVRORA, 2022 – 368 с., илл.

ISBN 978-5-9904679-3-4

Книга посвящена изучению частных коллекций разных национальных школ в исторической ретроспективе и теоретическому осмыслению вопросов коллекционирования. В исследовании проведён комплексный анализ частных коллекций произведений изобразительного искусства, которые рассматриваются автором как взаимосвязанные целостные системы и совокупности произведений, сложные художественные комплексы, интегрированные в историю мировой культуры. Через анализ частных коллекций, сформированных носителем определённой культурной традиции и представителем конкретной исторической эпохи, становится возможным проследить эволюцию и закономерности многих художественных процессов. Частные коллекции объединили виды искусства, обогатили и насытили культурную ткань. Изучение форм и состава коллекций позволяет проанализировать во всём многообразии грани художественных явлений соответствующего периода истории искусства и составить общую полифоничную картину вариаций стилистических направлений. Анализ частных коллекций, как целостных художественных систем, представленный в исторической ретроспективе в контексте художественной жизни, позволяет увидеть историю искусства в новом ракурсе – через совокупности произведений коллекций. В ходе исследования прослежена эволюция коллекционирования, проведена систематизация коллекций и составлена их типология, изучена иконология коллекций, выявлены общие и характерные черты, структурные особенности коллекций, предпосылки и закономерности их формирования, бытования и трансформации, тенденции развития, составлена методология к методологии формирования собраний. Частные коллекции сохраняют выявленные и невыявленные памятники искусства и культуры. Процесс создания коллекций имеет национальные особенности и интернациональную общность. Изучение частных коллекций позволяет сохранять ценные исторические факты и аутентичные художественные образы эпох. Частные коллекции выступают живыми парадигмами культур и по праву представляют объект культурного наследия.

 

А.В. Лиховцева Частные коллекции произведений искусства. Теоретические основы

 

Формат книги 25 см х 17,5 см

 

Содержание

  • Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  • Глава I.
  • Коллекция – цивилизационный феномен эпохи . . . . . . . . . . . . . 20
  • Коллекции произведений искусства к вопросу анализа феномена . . . . . . . 20
  • Коллекция – синтез видов искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
  • Коллекция и коллекционирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
  • Иконология коллекций произведений искусства . . . . . . . . . . . 39
  • Историко-типологическая характеристика коллекций . . . . . . . . 51
  • История формирования коллекций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
  • Глава II.
  • Международный контекст феномена коллекционирования . . . . . . 93
  • Опыт изучения коллекций произведений искусства . . . . . . . . . 93
  • Итальянские коллекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
  • Французские коллекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
  • Русские коллекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
  • Глава III.
  • Методология и опыт составления коллекций произведений искусства . . . .189
  • Общие аспекты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
  • Знаточество и экспертиза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
  • Составление коллекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
  • Материальная ценность материальных свидетельств истории . . . . 204
  • Жизнь коллекции и коллекционера . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
  • Методология формирования коллекций . . . . . . . . . . . . . . . 216
  • Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219
  • Умозрительная Коллекция «Образ Мира»
  • Образ мира, ключевые законы мироздания и коды
  • духовной культуры в произведениях мирового искусства . . . . . .225
  • Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
  • Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .342