« Назад

Возможности QR-кодов для учебных пособий нового поколения. Национальный и культурный код. Статья Лиховцевой А.В.

 

 

Лиховцева Анастасия Владимировна

заслуженный работник культуры РФ

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

XI ежегодная научно-практическая конференция

«Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании» 

Гильдия кинотехников Союза кинематографистов Российской Федерации

Международный институт новых образовательных технологий РГГУ

Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта А.А. Леонова

Исследовательская группа «Виртуалистика» сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН

Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова

Лига образования Российской Федерации

Секция «Философские проблемы виртуалистики» Российского философского общества НОТК «Просвещение»

Москва, 2024 г.

 

Ключевые слова: QR-код, учебное пособие, образование, информация, код, ссылка, национальный код, культурный код, история искусства

 

Quick Response Code — «коды быстрого ответа» широко применяют для:

- перехода по ссылкам,

- скачивания файлов,

- шифровки адресов веб-сайтов в целях описания потребительских услуг,

- получения электронных билетов и скидок,

- осуществление платежей,

- кодирование продукции и т.д.

Оптическая метка, которая представляет двумерный или матричный штрихкод, содержит информацию об объекте, к которому она привязана. В настоящее время коды стали широко использовать в разных сферах, в том числе, данный формат предоставления информации получил распространение в сфере рекламы и услуг, при оформлении онлайн покупок, в финансовой сфере и экономике (работа банковских терминалов), в сфере авиа и железнодорожных перевозок (информация о билетах и грузоперевозках), в медицине (доступ к актуальной информации медицинских карт, организация записи на приём к врачу и т.д.), фармацевтике (информация о лекарственных препаратах и производителях), промышленности, также коды используются для шифра разных видов документов. Генераторы штрих-кодов позволяют легко создавать QR-код, используя в качестве исходного материала любую интернет-ссылку. QR-код доступен к расшифровке – он легко считывается посредством телефона или смартфона.

В сфере культуры и образования использование QR-кодов распространено как универсальный формат представления расширенных экспликаций экспонатов – код содержит информацию адресной интернет ссылки и направляет зрителя к изучению необходимого интернет ресурса или специально созданного сайта-сателлита, документа или книги, делая вспомогательную информацию своевременно и легко доступной в расширенном объёме. QR-коды также используются как ссылка на актуальное расписание и объявление о мероприятиях и т.д.

В ходе подготовки учебных пособий для нового поколения учащихся актуален вопрос о возможностях усовершенствования методов подачи информации посредством использования новых достижений современных технологий, при соблюдении требований к структуре учебного пособия (регламентированных ГОСТ), его содержанию (определённому ФГОС) и соответствии рабочим программам учебных дисциплин учебного заведения.

Опыт использования QR-кодов, в целях расширения дидактических возможностей, был реализован в издании [4], посвящённом анализу и изучению национальных кодов разных культурных традиций. В состав материалов книги были включены сгенерированные коды, которые позволили представить дополнительный объём обобщённой информации, сведений, а также иллюстраций по разным историческим периодам и культурам.

Национальный код – объёмное структурное понятие. Ввиду того, что понятия национальный код и культурный код тесно связаны между собой, именно разные формы проявления культуры составляют и выражают национальную идентичность – наглядный материал, узкоспециализированные книги и исследования позволяют составить наиболее комплексное представление у обучаемого. Культурное наследие, материальное и нематериальное – важная составляющая национального кода, образующая единую национальную систему традиционных представлений, которая в свою очередь отражена и выражена в материальной и нематериальной форме. Таким образом, национальный код образован системой, элементы которой составляют ценностную основу нации:

  • герб, флаг, гимн, конституция
  • государственный строй, право
  • язык
  • культурное наследие (материальное, нематериальное)
  • исторические личности
  • правители и политические лидеры
  • дни воинской славы
  • деятели науки
  • деятели культуры и искусства
  • духовные символы
  • ментальность и психология народа
  • географические, природные, климатические особенности

Важную роль при формировании национального кода играют факторы:

  • социум, семья
  • образовательная среда
  • массовая культура

У каждой нации и культуры свой национальный код – специфика каждой из традиций очевидна – русский, итальянский, греческий, испанский, китайский, японский, арабский и др. национальные коды выразительны и неповторимы фактурой своих специфичных характерных черт. Язык, культурные традиции и культы, жизненный и бытовой уклад, танец и песни, музыка, кухня и ароматы, костюм и промыслы, поверья и сказания входят прочно в основу ментальности человека. Исторические, культурные, духовные связи сохраняют и отражают национальную идентичность, проходят сквозь века и поколения – именно в них и зашифрованы основы национального и культурного кода.

Учебные пособия нового поколения позволяют повысить эффективность информирования, соответствуя новым методам предоставления информации, включая QR-коды – закодированные ссылки на статьи, сайты, книги, тесты, задачи, изображения, фактически внедряя интерактивное методы в процесс взаимодействия обучаемого с учебным материалом. Такой подход позволяет сделать процесс изучения материала для обучающегося комплексным и всесторонним, стимулируя к знакомству с вспомогательной информацией по ходу изучения базового материала, не откладывая эту необходимость, при соответствии требованию расширения и углубления изложенных в учебниках знаний и сжатого объёма. Издания не только отвечают требованиям новизны дидактического материала, но и сохраняют качество лаконичной подачи сведений. Таким образом, учебное пособие в настоящее время приближается к изданию, которое содержит не только большой справочный материал по дисциплине, но и видео контент.

QR-код расширяет возможности предоставления объёмов информации в учебных пособиях, справочные материалы приобретают свойства электронной тематической библиотеки, обогащаясь зрелищным иллюстративным и видео материалом, что значительно повышает качество образовательного процесса.

 

Литература:

  1. Акопян В.Г. Взаимодействие культурных кодов с кодом естественного языка // Поволжский педагогический вестник. 2015. №2 (7) с.71-75

https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-kulturnyh-kodov-s-kodom-estestvennogo-yazyka?ysclid=m1078vao96263551994

  1. Акушевич А.А. QR-коды в учебных изданиях: редакторский аспект // Труды БГТУ, 2022, серия 4, № 1, с. 151–158

https://cyberleninka.ru/article/n/qr-kody-v-uchebnyh-izdaniyah-redaktorskiy-aspekt?ysclid=m10782q11k992779956

  1. Габитов А.Ф., Стрельников Е.А. АРМИЯ-2022 Электронно-обучающий комплекс на базе QR-кодов // Вестник военного образования июль-август 2022 №4 (37)

https://cyberleninka.ru/article/n/elektronno-obuchayuschiy-kompleks-na-baze-qr-kodov?ysclid=m107724cjl831885545

  1. Лиховцева А.В. Коллекции и коллекционеры произведений декоративно-прикладного искусства. М. 2024.
  2. Никулина Н.В., Третьякова О.С. Использование QR-кодов на уроках гуманитарного цикла //  Проблемы педагогики. 2019 с. 55-56

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokah-gumanitarnogo-tsikla?ysclid=m0qn55yk23877560835

  1. https://www.kp.ru/expert/elektronika/iskusstvennyj-intellekt/?ysclid=m0kxp2s3ee175650391 (дата обращения 01.09.2024)