искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Лиховцева Анастасия Владимировна
заслуженный работник культуры РФ
искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)
XI ежегодная научно-практическая конференция
«Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании»
Гильдия кинотехников Союза кинематографистов Российской Федерации
Международный институт новых образовательных технологий РГГУ
Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта А.А. Леонова
Исследовательская группа «Виртуалистика» сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН
Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова
Лига образования Российской Федерации
Секция «Философские проблемы виртуалистики» Российского философского общества НОТК «Просвещение»
Москва, 2024 г.
Ключевые слова: QR-код, учебное пособие, образование, информация, код, ссылка, национальный код, культурный код, история искусства
Quick Response Code — «коды быстрого ответа» широко применяют для:
- перехода по ссылкам,
- скачивания файлов,
- шифровки адресов веб-сайтов в целях описания потребительских услуг,
- получения электронных билетов и скидок,
- осуществление платежей,
- кодирование продукции и т.д.
Оптическая метка, которая представляет двумерный или матричный штрихкод, содержит информацию об объекте, к которому она привязана. В настоящее время коды стали широко использовать в разных сферах, в том числе, данный формат предоставления информации получил распространение в сфере рекламы и услуг, при оформлении онлайн покупок, в финансовой сфере и экономике (работа банковских терминалов), в сфере авиа и железнодорожных перевозок (информация о билетах и грузоперевозках), в медицине (доступ к актуальной информации медицинских карт, организация записи на приём к врачу и т.д.), фармацевтике (информация о лекарственных препаратах и производителях), промышленности, также коды используются для шифра разных видов документов. Генераторы штрих-кодов позволяют легко создавать QR-код, используя в качестве исходного материала любую интернет-ссылку. QR-код доступен к расшифровке – он легко считывается посредством телефона или смартфона.
В сфере культуры и образования использование QR-кодов распространено как универсальный формат представления расширенных экспликаций экспонатов – код содержит информацию адресной интернет ссылки и направляет зрителя к изучению необходимого интернет ресурса или специально созданного сайта-сателлита, документа или книги, делая вспомогательную информацию своевременно и легко доступной в расширенном объёме. QR-коды также используются как ссылка на актуальное расписание и объявление о мероприятиях и т.д.
В ходе подготовки учебных пособий для нового поколения учащихся актуален вопрос о возможностях усовершенствования методов подачи информации посредством использования новых достижений современных технологий, при соблюдении требований к структуре учебного пособия (регламентированных ГОСТ), его содержанию (определённому ФГОС) и соответствии рабочим программам учебных дисциплин учебного заведения.
Опыт использования QR-кодов, в целях расширения дидактических возможностей, был реализован в издании [4], посвящённом анализу и изучению национальных кодов разных культурных традиций. В состав материалов книги были включены сгенерированные коды, которые позволили представить дополнительный объём обобщённой информации, сведений, а также иллюстраций по разным историческим периодам и культурам.
Национальный код – объёмное структурное понятие. Ввиду того, что понятия национальный код и культурный код тесно связаны между собой, именно разные формы проявления культуры составляют и выражают национальную идентичность – наглядный материал, узкоспециализированные книги и исследования позволяют составить наиболее комплексное представление у обучаемого. Культурное наследие, материальное и нематериальное – важная составляющая национального кода, образующая единую национальную систему традиционных представлений, которая в свою очередь отражена и выражена в материальной и нематериальной форме. Таким образом, национальный код образован системой, элементы которой составляют ценностную основу нации:
Важную роль при формировании национального кода играют факторы:
У каждой нации и культуры свой национальный код – специфика каждой из традиций очевидна – русский, итальянский, греческий, испанский, китайский, японский, арабский и др. национальные коды выразительны и неповторимы фактурой своих специфичных характерных черт. Язык, культурные традиции и культы, жизненный и бытовой уклад, танец и песни, музыка, кухня и ароматы, костюм и промыслы, поверья и сказания входят прочно в основу ментальности человека. Исторические, культурные, духовные связи сохраняют и отражают национальную идентичность, проходят сквозь века и поколения – именно в них и зашифрованы основы национального и культурного кода.
Учебные пособия нового поколения позволяют повысить эффективность информирования, соответствуя новым методам предоставления информации, включая QR-коды – закодированные ссылки на статьи, сайты, книги, тесты, задачи, изображения, фактически внедряя интерактивное методы в процесс взаимодействия обучаемого с учебным материалом. Такой подход позволяет сделать процесс изучения материала для обучающегося комплексным и всесторонним, стимулируя к знакомству с вспомогательной информацией по ходу изучения базового материала, не откладывая эту необходимость, при соответствии требованию расширения и углубления изложенных в учебниках знаний и сжатого объёма. Издания не только отвечают требованиям новизны дидактического материала, но и сохраняют качество лаконичной подачи сведений. Таким образом, учебное пособие в настоящее время приближается к изданию, которое содержит не только большой справочный материал по дисциплине, но и видео контент.
QR-код расширяет возможности предоставления объёмов информации в учебных пособиях, справочные материалы приобретают свойства электронной тематической библиотеки, обогащаясь зрелищным иллюстративным и видео материалом, что значительно повышает качество образовательного процесса.
Литература: