« Назад

Спорт в мировой культуре и искусстве. Статья А.В. Лиховцевой

 

 

\\ Лиховцева А.В. Образ Мира. Основы духовной культуры. – М.: AVRORA, 2022. С.59-71

Спорт в мировой культуре и искусстве – к вопросу истории отображения борьбы и становления человеческого духа.

Человек борется с миром на протяжении всей истории своего существования. Эта борьба за века и тысячелетия претерпела самые разные формы и обнаружила разные проявления. Именно через взаимодействие с внешним миром и оказывая ему противостояние, но прежде всего в борьбе с самим собой, мы совершенствуемся и находим истинного себя. Спорт сопровождает человека на протяжении веков. Именно спорт раскрывает возможности человеческой физики и духа, выступает одной из важных форм проявления социализации. История спорта уходит своими корнями в века и обращает к анализу времени, когда охота, войны, ритуалы и мифология были главными составляющими повседневной жизни. На протяжении всей истории человечества культура и искусство также являются одной из форм проявления жизни человека. Произведения искусства – это всегда подлинный документ эпохи и свидетельство времени: запечатлённые художником-очевидцем события и образы в произведениях искусства, переносят зрителя на несколько веков и иногда тысячелетий назад, показывают историю общества и позволяют нам удивительным волшебным образом заглянуть в прошлое. Безусловно, рассматривая эти произведения искусства сегодня, необходимо понимание какое место занимал спорт в жизни человека тысячу, пятьсот, двести лет назад, каким видам спорта отдавалось предпочтение, как выглядели и позиционировались спортсмены, где, как, когда проводились спортивные соревнования и самое главное – зачем и почему человек занимался спортом.

Самыми ранними примерами изображения занятий и ритуалов, напоминающих спортивные состязания, в истории мирового изобразительного искусства выступают наскальные рисунки и мелкая пластика разных народов, в которых запечатлены поединки мифического прародителя народа с неким зверем или с мифическими персонажем. Один из примеров – это изображения борьбы Гильгамеша со львом, датированные 6000 лет до н.э. [Гильгамеш– правитель древнейшего города-государства шумеров и вавилонян в Южном Междуречье города Урук, в последующем выступал героем шумерских сказаний и аккадского эпоса].[7] В IV–III тысячелетии до н.э. в Китае регулярно устраивался так называемый «день борьбы».[2] Древнегреческий историк Ксенофонт в своих описаниях Персии, отмечал повсеместный интерес к занятиям борьбой.[2] Борьба приобретала черты религиозного обряда и носила состязательный характер. Именно тогда, во времена глубокой древности, оформилось представление о стремлении к совершенству в некоторых навыках и необходимость воспитания человеком в себе силы, а также незаурядных качеств личности, которые позволили бы побеждать в неравных поединках. Состязания в разных формах проводились и отображались с древнейших времён. Человечество сочетало в ритуалах физические, духовные, интеллектуальные и медитативные практики, соединяясь через действо с Космосом и покоряя время.

Отголоски этой древней ритуальной традиции просматриваются и сегодня в испанской корриде, история которой относится к бронзовому веку, ко временам иберов, населявших Пиренейский полуостров, почитавших быка священным животным. В Афинской обрядности также существовал архаичный праздник убийства священного быка в честь главного бога пантеона Зевса. Таким образом, в древности, прародитель боролся с божеством, приобретая через этот акт исключительную мощь и силу.[7]

Наиболее широко распространённым и частым по числу интерпретаций в произведениях искусства среди разных видов спорта выступает именно борьба, хотя отображение получили самые разные, самостоятельные в будущем, виды спорта – бег, метание копья, метание диска и т.д. К 3000 году до н.э. относятся найденные в Ираке таблички-оттиски цилиндрических печатей с изображением разных приёмов борьбы. Борьба, по всей видимости, стала закрепляться как системно оформленный вид, когда человек понял, что определённые технические приёмы и способы ведения боя помогут ему выжить, добывая пропитание, защищаясь и оказывая противостояние. Из Национального музея Ирака в Багдаде происходят, датированные приблизительно 2600 годом до н.э., утраченный рельеф с изображением борьбы в Древней Месопотамии и вавилонская статуэтка из храма богини Нинту в Хафадже, которая изображает сцену борьбы с соблюдением баланса – два борца с кувшинами на головах вступили в схватку. [2] Памятником Минойской цивилизации выступает фреска «Боксирующие мальчики» 1550–1500 гг. до н.э. (Национальный археологический музей города Афин) из частного богатого дома поселения Акротири с острова Санторин. Приёмы борьбы стали изучаться, фиксироваться и накапливаться, передаваться как опыт. Наиболее интересные образцы таких «наглядных пособий» встречаются в древнеегипетских фресках – одним из ярких выдающихся примеров могут послужить фрески некрополя военачальников и местных правителей Бени-Хассан периода Среднего Царства (2055–1650 гг. до н.э.).

Возникновение славянской традиции борьбы относят к III–II векам до н.э. – «медвежья борьба» выступала частью языческого ритуального обряда, посредством которого отгоняли злых духов.[7] В Древней Греции самыми знаменитыми победителями в борьбе были Геракл и Теламон – их изображения встречаются в росписях на древних вазах, в рельефах, геммах и мелкой пластике. В «Илиаде» Гомера, посвящённой событиям Троянской войны, рассказывается о поединке между Эвреалом иЭпеосом.[3] Борьбой занимались и известные мыслители, например Сократ и Платон, и правители, в частности Птолемей II, Василий I и т.д., которые доказывали и подтверждали таким образом свою богоизбранность, божественное происхождение, силу и право на власть. О развитии борьбы в Древней Греции и Древнем Риме рассказывают памятники греческой и римской литературы, эпиграфические свидетельства и папирусы, учебники по борьбе, регламенты соревнований, различные произведения изобразительного искусства, скульптуры, рельефы, керамика. [8]

Церемониальные состязания и ритуальные игры составляли древнюю традицию Средиземноморья. Состязательность во всём была нормой жизни каждого свободного грека. В Греции с древнейших времён существовал обычай проведения ритуальных погребальных игр. Кроме того, также известны игры «венковые» (наградой победителям служила слава) и «денежные» (победитель поощрялся призами). Согласно указанию Дельфийского Оракула, в целях преодоления этнической разобщённости полисов, состязания должны были проводиться на мирной арене стадионов, а не на полях сражений. В последующем были приняты общегреческие религиозные праздненства – спортивные игры, которые исторически связаны с мифическими временами героя Геракла и проводились в честь высшего божества греческого пантеона – Зевса.[8]Существовали игры Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские, Дельфийские, Коринфские и др., посвящённые разным богам и названные по месту их проведения. Самыми важными были Олимпийские игры, которые проводились в честь Зевса. Каждые четыре года (период 776 г. до н.э. – 393 г. н.э.) Олимпийские игры проводились в небольшой деревне Олимпия на о. Пелопоннес. Олимпийские игры выделялись своим масштабом и значимостью и возводились в ранг великих эллинских национальных праздников. С IV в. до н.э. в Греции даже было введено летоисчисление по Олимпиадам. Во время проведения главных игр объявлялось общегреческое перемирие, нарушение правил которого грозило проклятием богов, штрафом и исключением из последующих игр. Во время игр решались также политические задачи и делались государственные объявления. Музыка, пение, чтение стихов и научных трактатов сопровождали программу подобных фестивалей.[8] В тоже время появился и небезызвестный жанр дифирамб.

Прекрасными образцами произведений пластического искусства могут послужить атлеты Поликлета Аргосского –Дорифор («копьеносец»), Дискофор, Диадумен («юноша, повязывающий победную повязку»), Апоксиомен («атлет, очищающий себя»), Юный атлет; статуи Диадох («Эллинистический правитель») и «Кулачный боец», найденные в 1885 г. на Квиринальском холме в Риме во время строительства Национального театра; серия рельефов из собрания Национального археологического музея города Афин. Греческие борцы в ранний период выступали на состязаниях обнажёнными, редко кто использовал набедренные повязки, тогда как, римляне всегда выступали в повязках. Перед схваткой борец натирался маслом и затем посыпал тело слоем мелкой пыли. Время схватки было неограничено, весовых категорий тогда не существовало. Считалось, что добровольная сдача, если такая состоится, опозорит не только самого атлета, но и его полис.[8]

Центральным элементом Олимпийских игр были спортивные соревнования, которые имели религиозное значение. Принимать участие в играх могли только свободные греки, не запятнанные пролитием крови. В первый день участники клялись и приносили жертвы богам, а судьи принимали клятву, что будут честно судить соревнования. В Древней Греции существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, прыжки, метание диска и копья, состязания на колесницах, которые отображены в произведениях искусства. Со второго дня проводились соревнования-агоны, которые длились следующие три дня по разным видам состязаний. Победивший в соревнованиях считался избранником богов, объектом их покровительства, которое распространялось также и на его город и сограждан. В данном контексте необходимо подчеркнуть важность и символичность факта богоизбранности победителя, его героизация, аспект объединения с ним некой общности, с которой он связан и выступает её представителем. Победителей соревнований окружал почёт – их имя вписывали в историю в число победителей, им разрешалось установить статую в Олимпии и в своём городе (до этого статуи устанавливались только богам), они становились не только олицетворением идеала гражданина и человека, но и политической, военной и государственной фигурой. Важно, что правители также принимали участие в соревнованиях, например Александр I, Филипп II и др.[8] 

Проведение спортивных состязаний оказало влияние на развитие скульптуры, которая запечатлела в веках идеалы, образы выдающихся личностей и сильных совершенных людей. Скульпторы посещали соревнования и наблюдали за спортсменами. Одним из идеалов, символов греческой силы и совершенства стал «Дискобол» –несохранившаяся бронзовая скульптура эпохи ранней классики скульптора Мирона (ок. 450 г. до н.э.). От скульптуры сохранилось 15 фрагментов и изображения на геммах. Лучшую римскую реплику обнаружили во время раскопок на Эсквилинском холме в Риме в 1781 г. Реконструкция скульптуры была проведена путём совмещения разных деталей – собранный вариант хранится в настоящее время в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме. Общепринято, что именно в Дискоболе скульптор впервые выразил «тайну пластической концентрации движения», тогда как сама скульптура является первой попыткой создания скульптуры движущегося человека. [2] Вместе с тем, следует обратить внимание, что понимание античного мира и античной скульптуры гораздо глубже, объёмнее. Для периода Античности был характерен особый способ толкования действительности, на что указывает философия. При анализе знаменитого Дискобола не менее важен и символический аспект. Будучи богоизбранным атлетом, человеком наделённым выдающимися качествами, исключительной силой и энергией, Дискобол, запускает диск, который также имеет древнюю глубокую символическую трактовку. Исторически, сакральное и священное никогда не изображалось буквально, а получало знаковую символическую интерпретацию. Метание диска лучшим из лучших атлетов в прочтении скульптора могло выступать как акт сотворения мира. Дискобол является символом не только физической мощи, но и символом величия совершенного человеческого духа – энергии, Абсолюта, смысл и понимание которой раскрыты философами Античности.

В древнерусских былинах и сказах также описаны состязания по борьбе, которые получали как символическую трактовку, так и изображены буквально. У восточных славян были распространены традиционные народные виды борьбы, включавшие несколько разновидностей: «в схватку», «в охапки», «в обхват», «на русскую», «крест-накрест». На Руси борьба также выступала не просто игрой и забавой, но и обнаруживала тесную связь с обрядом и ритуалом. [7] Несмотря на то, что пластическая традиция не была ведущей в древнерусском изобразительном искусстве, декоративное рельефное изображение поединка борцов, наравне с ветхозаветными сюжетами и сюжетами борьбы с мифологическими существами, вошли в состав образного повествования, развёрнутого в белокаменной резьбе южного фасада Дмитровского собора XI в. во Владимире.

В Средние века и эпоху Возрождения ключевые произведения искусства создавались на религиозные сюжеты, были заказаны церковью и отвечали духовным задачам, тогда как история воспитания силы и ловкости, связанная с историей турниров, охот, бытования и внедрения разных видов оружия, ведения войн, послужила, в свою очередь, сюжетами миниатюр, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства. Соревновательный дух не оставил сильную половину человечества, хотя демонстрация силы и могущества, как правило, теперь подчёркивалась уже другими средствами. История этого времени связана с развитием рыцарской и военной культуры, деятельностью военно-религиозных орденов. Умение бороться и владеть оружием было важной составляющей в подготовке воина и ценилось вплоть до самых высших слоёв общества. Известный пример – борцовская схватка, состоявшаяся между королём Франции Франциском I и королём Англии Генрихом VIII, проведённая на Поле золотой парчи в июне–июле 1520 г., которая стала кульминацией дипломатического сближения Англии и Франции, наметившегося в 1514–1519 гг. В высоких социальных слоях общества борьба оставалась распространённым увлечением. Особо ценились воины, которые умели владеть гигантским двуручным мечом, со временем получившим символическое значение, что отражено в многочисленных гравюрах. В это же время появляются первые учебники – кодексы по борьбе, фехтованию, технике ведения боя разными видами холодного оружия, которые сопровождались для наглядности рисунками и гравюрами. Эти книги были доступны только высшим слоям общества. В качестве примеров назовём кодекс Валлерштейна «Руководство для рыцарей по рукопашному бою», широкое распространение получила «Фехтовальная книга» (1443) Ганса Талгоффера, «Борьба» (1511) Ганса Вурма и др. В Музее истории искусств Вены хранится уникальная «Книга фехтования»(1512) Альбрехта Дюрера с его рисунками, содержащая 120 борцовских приёмов и 80 приёмов фехтования. Дюрер был не только выдающимся художником и гравером, но также умел бороться и фехтовать, и с успехом участвовал в состязаниях. Император Священной Римской империи Максимилиан I увидел мастерство художника в поединках и рекомендовал ему зарисовать приемы борьбы и фехтования. Позже, в 1674 г. Николасом Петтером было издано пособие «Академия искусства борьбы», проиллюстрированное голландским художником гравером Ромейном де Хооге.

Буржуазия средневековья забавлялась матчами по стрельбе из лука, соревнованиями по бегу, прыжкам и борьбе. На турнирах рыцари проявляли свое мастерство перед лордами, получая прибыль в качестве ценных призов и выкупов от проигравших. Схватки на турнирах запечатлены в миниатюрах своего времени. Тогда уже приобретают популярность борцы-профессионалы, которые выступлениями зарабатывали на жизнь, показывая своё искусство за плату. Выступления борцов-профессионалов во многом способствовали возрождению борьбы и формированию её как вида спорта. Крестьяне устраивали кулачные бои, поединки на дубинках, играли в мяч и в некое подобие современного хоккея – картины на такие сюжеты встречаются у художников голландской школы. Широкое распространение получил сюжет зимнего пейзажа, стаффажные фигуры которого катаются на коньках и играют в игру на льду, напоминающую хоккей – примером могут послужить картины нидерландских художников Х. Аверкампа, Арт ван дер Нера и др.

В XVI–XVIII веках искусство проникнуто сложными философскими и религиозными представлениями, символикой. Борьба в картинах и скульптурах этого времени в основном получила иносказательное изображение в мифологических и религиозных сюжетах – в искусстве распространены интерпретации мифологических сюжетов (подвиги Геракла), религиозных сюжетов (чудо Георгия о змие), библейского сюжета (борьба Иакова с Ангелом), вместе с тем, встречаются отдельные декоративные изображения борющихся путти. Широкое распространение получает сюжет борьбы, которая понимается как борьба человеческого духа – борьба Иакова с Ангелом (с Богом, перевоплотившегося в Ангела) коренным образом изменила и преобразила Иакова, который после схватки уверовал в Господа (Быт. 32:24-28) – скульптура А. Брустолона «Борьба Иакова с Ангелом»1700–10 г. из собрания музея Либигхаус (Франкфурт-на-Майне). В то же время, рисунок запечатлел для последующих поколений живое отражение жизни, не лишённое глубокого понимания сути борьбы – энергия, напряжение и экспрессия схватки виртуозно переданы П. Рубенсом в рисунке из собрания Музея Фицуильяма (Кембридж, Великобритания).

В XVIII–XIX веках в связи с основанием и развитием учебных заведений, стали появляться спортивные сообщества, оформляться виды спорта в современном их понимании. В Англии в начале XVIII века получает распространение бокс, что широко отражено в искусстве гравюры. Проявленный интерес к этому виду спорта способствовал появлению любопытного листа, посвящённого кулачным боям в России, в составе знаменитого гравированного альбома «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в 100 раскрашенных рисунках» Дж.А. Аткинсона и Дж. Волкера, изданного в Лондоне под патронажем и покровительством императора Всероссийского Александра I, на основе заметок и зарисовок автора во время путешествия по России в 1803–1804 гг. Гравюра сопровождена комментарием-заметкой: «… я убеждён, что их манера биться содержит много агрессии и мужества. Часто многие сражающиеся разделяются на 2 части, а зрители образуют каре…». В XIX веке сцены, связанные также и с некоторыми прочими видами спорта (например, катание на коньках), встречаются преимущественно в гравюре, которая всегда выпускалась некоторым тиражом, была доступной и выступает документом времени. С развитием интереса к жанровой живописи сцены спорта послужили сюжетами для работ художников рубежа XIX–XX веков («Борцы» А. Фальгьер 1875 г. Музей д’Орсе Париж, «Футболисты» А. Руссо 1908 г. Музей Соломона Гуггенхайма Нью-Йорк).

Сила, пульсирующая энергия, прогресс и динамика ХХ века отразились в искусстве. Советское искусство – молодое, жизнеутверждающее, целеустремлённое и новаторское, отвечающее новой идеологии нового времени мощной страны, стало квинтэссенцией идей своей эпохи. В советский период именно в спорте была разработана программа всестороннего совершенствования человека – его физической формы, личности и духа. Одной из задач искусства стала декламация культа здоровья и спортивного образа жизни. В 1918 г. руководство физической подготовки трудящихся было поручено ведомству Всевобуч (системе обязательной военной подготовки граждан), при которой в 1920 г. был учреждён Высший совет физической культуры. В 1931 г. ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне авиации и химическому строительству) ввел первую в СССР учебную программу «Готов к труду и обороне». В 1935 г. реализация масштабной программы привела к развитию Единой системы спортивной классификации СССР. [9] Творчество художников отвечало пульсу времени и выражало его ритмы – картины Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Константина Вялова, Сергея Герасимова несут заряд энергии и заражают оптимизмом молодой страны. Картины А. Дейнеки «Бег» (1932–33 гг. ГРМ), «Футболист» (1932 г. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки), «Вратарь» (1934 г. ГТГ), «Кросс» (1944 г. ГРМ), «Эстафета» (1947 г. ГТГ) стали символами эпохи. Скульптура И. Чайкова «Футболисты» (1928) из собрания ГТГ, ритмически закрученная в спортивном вихре, вызывает восхищение и азарт. Тиражные камерные гравюры М. Ройтера дышат лёгкостью и свежестью, воодушевляют, вызывают чувство восторга и радости. Шедеврами в истории фотографии стали работы на тему спорта А. Родченко и Б. Игнатовича. 

Советская эпоха обратилась к античному наследию– тезисом времени по праву стало ёмкое и глубокое крылатое латинское выражение «В здоровом теле – здоровый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano»)Децима Юния Ювенала (до 127 г. н.э.; Сатира Х, строка 356). 

Строительство крупных спортивных комплексов, парков культуры и отдыха, проведение спортивных праздников и массовых спортивных соревнований способствовало массовой популяризации здорового образа жизни, что также получало отражение в картинах, скульптурах, плакатах и фотографии. Парки культуры и отдыха реализовывали массово-политическую, культурно-просветительскую и физкультурно-оздоровительную задачу, в них работали спортивные курсы и кружки, группы здоровья и спорта. Каждому советскому человеку знаком шедевр советского времени «советская Венера» – «Девушка с веслом»– скульптура Ивана Шадра, которая стала украшением парков культуры и отдыха и одним из символов времени. Мозаики и рельефы московского метро, монументальные скульптуры, фрески и фризы стадионов запечатлели советских спортсменов и выразили дух эпохи.

На рубеже XX–XXI веков тема спорта, тема силы человеческого духа и возможностей совершенной физической формы сохраняет актуальность: на бешеной скорости, как капли ртути, проносятся серебряные велосипедисты Андрея Аввакумова, в голубом джаспере английского фарфора компании Веджвуд увековечены сцены спортивных состязаний, на пределе возможностей запечатлены футболисты в бронзовых скульптурах Александра Рукавишникова.

Спорт и культура – формы жизни человека и формы её проявления. Спорт – специфический род не только физической, но и интеллектуальной активности, который формирует личность, шлифуя характер и оттачивая стратегию. Для достижения высоких спортивных результатов и совершенства физической формы требуется кропотливый каждодневный труд, постижение теории, приобретение базовых знаний и отработка навыков, постоянное стремление к новым знаниям, изучение опыта предыдущих поколений, дисциплина личности, упорство, логическое и творческое мышление, социальность человека, умение работать в команде и многие другие качества. Личностному росту человека способствует развитие и совершенство его интеллекта, духовности, нравственности, физической формы, что требует определённого воспитания и проявления характера. Человек сформирован как личность, когда он имеет не только устойчивую систему взглядов и представлений, но и выстраивает эффективную модель совершенствования и роста во всех сферах – интеллектуального (накопление и расширение сферы знаний), духовного (определяет глобальность и масштаб поставленных целей), нравственного (определяет вектор интересов и целей) и физического. Мировая культура и искусство отражают этот долгий путь пытливого человеческого духа.

В произведениях искусства, посвящённых теме спорта, также раскрывается и философский аспект. Человек на протяжении веков, в первую очередь, борется с самим собой. В исторической ретроспективе прослеживается тема становления человеческого духа, от пони[1]мания его сути, в свою очередь, зависит идеал времени, образ которого сохранили произведения мировой культуры. Античность, пропитанная мифологией сознания, подчёркивая божественную природу героя, ставила перед человеком сверхзадачи, заставляя его стремиться к физическому и гражданскому совершенству не только через цельность и единство личности, но и через интеграцию в космическую систему, а также слияние с Вечным. Христианство в полной мере показало величие божественной силы, свободы и непоколебимости человеческого духа, раскрыло силу нравственного аспекта. Эпоха Возрождения создала единый идеал совершенства физической формы, духа, интеллекта и подарила человечеству образец глобального масштаба мысли и глубины гуманизма.

 

Литература:

1. Буслович Д.С., Персианова О.М., Руммель Е.Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. 2-е изд. Л.: Аврора. 1972.

2. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.Б.Чубовой. М. 1980.

3. Гомер. Илиада.

4. Гомер. Одиссея.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1954.

6. Корнелий Тацит. Сочинения. В 2 т. (Серия «Литературные памятники»). Л., Наука. 1969.

7. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. \ Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. Энциклопедия. 1994.

8. Рождение олимпийских игр. Государственный исторический музей. Каталог выставки 2 июля – 18 октября 2004 г. Научный ред. Д.В. Журавлёв. М. 2004.

9. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Изд-е четвёртое, исправленное и дополненное. М.: Советская энциклопедия. 1989.