искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Перед современным обществом на сегодняшний день существует ряд пока что неразрешённых острых проблем, связанных с сохранением культурного наследия и национального достояния Российской Федерации. Особого внимания и принятия мер требуют случаи необоснованно оформленных разрешений на вывоз культурных ценностей и случаи умышленного занижения оценки статуса предмета, в целях беспрепятственного оформления разрешающих документов на вывоз из нашей страны.
Важно подчеркнуть, что в этой связи речь идёт не только о предметах, попадающих под категорию антиквариата, которые, как правило, общепринято вызывают повышенный интерес и привлекают особое внимание, но и круг предметов, который вызывает не меньшую обеспокоенность - это категория предметов, имеющих возраст до 50 лет, представляющих культурную и историческую ценность. Предметы современного искусства – категория ещё менее защищённая законодательством, чем предметы старины и антиквариат, поскольку попадает под категорию предметов свободно разрешённых к вывозу из страны по возрастному критерию, то есть исполненными до 50 лет назад.
Следует отметить, что на сегодняшний день подобные прецеденты к сожалению не единичны. Артагенты и дилеры осуществляют легальный целенаправленный вывоз произведений искусства современных российских художников классиков, отбор которых осуществляется, исходя из профессионального статуса и звания художника - «заслуженный художник», «народный художник» - для получения которых, в свою очередь, от художника требуется достижение высокого уровня профессионального мастерства, создание знаковых произведений искусства, активное участие в общественной художественной жизни, наличие региональных выставочных проектов, признание специалистов.
Утрачен для России существенный сегмент культурного наследия признанных советских мастеров, вывоз произведений которых продолжает осуществляться как российскими гражданами, так и представителями иностранных государств (немцами, французами, американцами, китайцами и т.п.). Например, на сегодняшний день можно констатировать факт вывоза китайскими артдилерами большей части наследия таких советских художников как А.А. Мыльников, братья А.П. и С.П. Ткачёвы, А.А. Пластов, В.М. Сидоров, Г.М. Коржев и др. Активно вывозятся за рубеж, попадая под категорию допустимого к вывозу из страны, произведения нонконформистов, художников советского театра и других художников периода 1960-80 гг.
Существует пласт культурного наследия народных и заслуженных художников, которые оказались на стыке времени, выполняли и ещё продолжают на сегодняшний день выполнять государственные заказы, работают для государственных учреждений, театров и музеев. Эти произведения искусства не получили популяризации из-за тенденций моды или узкой профильной направленности, они меньше востребованы, им не уделяется широкого внимания, но это нисколько не умаляет их художественный уровень исполнения и значение в мировом контексте истории изобразительного искусства. Таким образом, существует широкий спектр «современных» произведений искусства представляющих историческую, культурную и научную ценность, созданных гражданами СССР и РФ и по праву принадлежащих своей стране.
Одним из прецендентов 2017 г. легального вывоза предметов современного искусства, получившим широкое освещение в средствах массовой информации, стал уникальный дар коллекции (предметы которой были затем показаны на выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950-2000» в Париже в 2017 г.), представляющей 65 российских современных художников, в состав которой вошли 357 произведений искусства, исполненных в период 1950-2000 гг. Коллекция произведений искусства была преподнесена в дар Центру Помпиду в Париже по инициативе и под кураторством директора Мультимедиа Арт Музея (ММАМ) Ольги Свибловой, при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. Основная цель щедрого подарка – а этот случай - пример одного из «самых масштабных даров крупному музею» - была обозначена кураторами как «необходимость наличия произведений этих авторов в коллекциях крупнейших музеев мира, что обеспечивает их востребованность». Со слов О. Свибловой: «чтобы коллекция была интересна Центру Помпиду, надо было найти самое лучшее» - в неё вошли первоклассные произведения всемирно известных современных художников Э. Булатова, О. Рабина, Г. Брускина, В. Янкилевского, И. Чуйкова, Ф. Инфантэ, Т. Новикова, Ю. Злотникова, К. Звездочётова, Э. Штейнберга, И. Шелковского и других. С коммерческой точки зрения интерес кураторов, художников и коллекционеров, которые приняли участие в комплектации этой коллекции и её передаче - понятен и носит сугубо частный характер. Интерес Российской Федерации и отечественных музеев в этой ситуации не учитывался и, к сожалению, остался за гранью. Ольга Свиблова в своих многочисленных интервью определила факт передачи этого собрания современного искусства «предметом гордости» и заверила, что на этом «мы не остановимся, потому что наше искусство должно быть не только в Центре Помпиду».
Вплоть до сегодняшнего дня исследователи не могут смириться с утратой и не перестают анализировать так называемые легальные «распродажи» уникальных произведений искусства, осуществлённые в советский период. Катастрофа и парадокс ситуации настоящего времени, усугубляется ещё и тем, что если в советский период уникальные произведения искусства рассматривались как золотой инвестиционный фонд страны и распродавались государством «в целях промышленной и сельскохозяйственной модернизации страны», то в настоящее время лучшие, тщательно отобранные предметы искусства определённой группы передаются другому государству на безвозмездной основе, в целях знакомства иностранных музеев с современной русской культурой.
Коллекции произведений советских художников, вывезенных китайскими артдилерами, как и 357 произведений переданных в дар Центру Помпиду, России уже не вернуть, хотя они могли войти в собрания отечественных музеев и принимать участие в государственных международных выставочных проектах в рамках культурной политики Российской Федерации. Эта часть культурного наследия на сегодняшний день уже безвозвратно потеряна для нашей страны.
Посредством отдельных примеров, мы акцентировали внимание на вывозе крупных коллекций, но необходимо заметить, что подобных единичных случаев множество, и за каждым стоит самостоятельное произведение искусства, выполненное на профессиональном художественном уровне, которое не только отражает современные художественные тенденции и явления, но и представляет русскую культуру, заключает в себе уникальный неповторимый синтез истории, философии и эстетики своего времени. Полноценные специализированные коллекции первоклассных современных предметов искусства – это отражение неповторимой живой и трепетной культурной ситуации, уникальный срез времени, в котором буквально закодированы современная история, идеология, характерные черты и эстетика времени.
Вызывает серьёзное опасение официальное существование на сегодняшний день специализированных организаций и фирм, которые официально обозначают род своей деятельности как «вывоз культурных ценностей: разрешение на вывоз, упаковка, страхование, доставка».
Отдельный сложный аспект этого вопроса представляет проблема фальсификаций произведений искусства и документов экспертизы предметов искусства. Мошенники умело используют фальсификацию в целях введения в научный оборот предметов низкого художественного качества не представляющих культурную ценность, в попытке изменить художественный контекст и обеспечить высокий уровень цен на фальшивые произведения искусства. Фальсификация документов подлинных произведений искусства используется при оформлении документов разрешающих вывоз ценного произведения искусства из страны. Любые формы фальсификаций должны рассматриваться как инструмент и средство уничтожения национального культурного наследия. Принципиальна щепетильность экспертизы предмета искусства на научную значимость, историческую, культурную, художественную ценность.
Из истории нам известны факты стратегического перемещения и уничтожения культурных ценностей. Артефакты выступают материальными свидетельствами истории и культурных явлений. Утрата культурных ценностей невосполнима. Культурные ценности и артефакты целенаправленно уничтожаются в целях уничтожения отдельных культур, наций, государств и их истории.
Нам знакомо огромное число примеров оспаривания разными государствами права наследования произведений искусства, в том числе в случаях, когда произведения искусства принадлежали частным коллекционерам - российским гражданам и их наследникам. Даже желание наследников или отсутствие таковых не помогло произведениям искусства вернуться на Родину и они остались принадлежать стране, на чьей территории оказались на момент возникновения споров о наследии. Судьба коллекций и произведений искусства, представляющих культурную и историческую ценность сложна.
Сложившаяся ситуация легальной расточительности культурного наследия вызывает ужас специалистов и представителей научного сообщества. Для предотвращения подобных случаев важно усовершенствовать порядок экспертизы произведений искусства и порядок оформления документов на вывоз произведений искусства, который должен осуществляться и быть коллегиально согласован группой профильных специалистов, представителей разных государственных музеев. Для решения этих вопросов требуется совершенствование правовой базы и форм контроля, уточнение и определение условий международного перемещения культурных ценностей в целях сохранения исключительных прав наследования и владения на произведения искусства, обладающих признаками исторической и культурной ценности - Российской Федерации.В целях введения в научный контекст, популяризации и демонстрации произведений искусства, обеспечения интенсивного культурного и научного взаимодействия и обмена, необходимо участие художественных произведений, представляющих культурную и историческую ценность для Российской Федерации, в выставках и международных программах только на условиях временного вывоза предметов, что позволит защитить и безоговорочно определит принадлежность культурного наследия Российской Федерации в случае возникновения последующих споров и разногласий.
А.В. Лиховцева
2017 г.