« Назад

Программа курса А.В. Лиховцевой. Экспертиза и атрибуция предметов искусства

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКСПЕРТИЗА И АТРИБУЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА»

Составитель:  Лиховцева Анастасия Владимировна

Москва, 2017 г.

 

Целью освоения дисциплины «Экспертиза и атрибуция предметов искусства» является передача будущим искусствоведам необходимых для их работы знаний о видах экспертиз и методологии ведения научного исследования - атрибуции предмета искусства.

 

Задачи дисциплины:

- Познакомить студентов с классификацией экспертиз, видами технико-технологических экспертиз;

- Познакомить студентов с методологией атрибуции предмета искусства, алгоритмом комплексного изучения и всестороннего исследования предмета искусства (по видам);

- Дать необходимые знания об основах системного научного анализа предмета искусства;

- Познакомить с комплексом исследовательской работы, используемой при экспертизе и атрибуции предмета искусства (документально-исторический анализ, технико-технологический анализ, стилистический анализ, сравнительный анализ, реконструкция биографий, архивные изыскания, знаточество и пр.);

- Познакомить студентов с особенностями технологий и материалов, комплексом специфических признаков различных видов предмета искусства, критериями оценки признаков;

- Научить выявлять признаки аутентичности и индивидуальных особенностей произведения, определять состояние сохранности предмета искусства;

- Обучить студентов всестороннему исследованию и изучению предмета искусства, сбору, обработке и систематизации его признаков, комплексному и направленному анализу;

- Обучить основам профессионального комплексного стилистического и сравнительного анализа признаков, свойств, характеристик и черт произведений одной группы по различным видам предметов искусства;

- Познакомить студентов с видами и подходами ведения научного исследования, последовательностью изучения и исследования предмета искусства;

- Обучить делать самостоятельные аргументированные выводы, основанные на аналитике и статистике;

- Познакомить с критериями определения культурного, художественного и исторического значения предмета;

- Познакомить с опытом отдельных экспертиз и атрибуций отдельных произведений искусства, знакомство со специальной документацией;

- Познакомить с методологией и научной структурой отдельных исследований выдающихся искусствоведов.

 

В результате  освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- Виды технико-технологических экспертиз;

- Методологию проведения атрибуции предмета искусства, алгоритм комплексного изучения и всестороннего исследования предмета искусства (по видам);

- Комплекс признаков, определяющих состояние сохранности, технологических характеристик, специфику технологии по видам предмета искусства;

- Основы комплексного стилевого и сравнительного анализа предмета искусства;

- Виды, принципы, методы, последовательность ведения научного исследования.

Уметь:

- всесторонне исследовать предмет искусства, выявляя индивидуальные признаки и свойства (по видам);

- выявлять характеристики, стилевые признаки и черты предметов одной категории;

- накапливать, систематизировать и анализировать информацию по группе памятников или по научному направлению;

- определять состояние сохранности предмета;

- осуществлять поиск и сбор научных данных о предмете и подбор сравнительного материала;

- определять и идентифицировать признаки аутентичности исследуемого предмета искусства;

- выявлять индивидуальные особенности, признаки и черты художественного почерка и манеры мастера;

- систематизировать и анализировать накопленную информацию, проводить сравнительный анализ в рамках одной группы предметов;

- проводить самостоятельное описание и всестороннее изучение ранее неисследованного предмета искусства.

- различать и выявлять копии, повторения, подделки, компиляции, имитации;

- определять культурное, художественное и историческое значение предмета искусства в целях последующего сохранения культурного наследия Российской Федерации.

Владеть:

- навыком обобщать и систематизировать полученные при исследовании памятника данные и  наблюдения (по видам искусства);

- выявлять технологические и стилистические признаки, характерные черты, особенности почерка и принадлежность памятника отдельной группе предметов (по видам);

- устанавливать место предмета искусства в контексте всеобщей истории искусства и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала;

- формировать комплекс необходимых исследований для каждого конкретного случая памятника;

- проводить сравнительный анализ внутри одной группы памятников, устанавливать технологическое соответствие и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала;

- обосновывать и аргументировать исследования и наблюдения;

- идентифицировать предмет, самостоятельно делать аргументированные выводы и заключения о принадлежности предмета к той или иной группе памятников;

- определять временную и стилевую принадлежность материала.

- самостоятельно делать аргументированные выводы и вырабатывать научные гипотезы, с использованием новых современных методов изучения предмета искусства, которые могут представлять интерес в контексте истории искусства.

  

Выпускники, освоившие программу дисциплины «Экспертиза и атрибуция предметов искусства»  должны обладать следующими компетенциями:

- способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного исследования, проводить научные исследования (планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность: работать с литературой, анализировать, выделять главное, противоречия, проблему исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы) и их оформлять результаты (ПК-1);

- способностью применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании искусства, с привлечением современных информационных технологий (ПК-4);

- способностью анализировать и аргументировано критически рассматривать художественные достоинства произведения в социальном, культурном и историческом контексте, выявлять архитектонику произведения (главные признаки его замысла, стилистики, особенностей выполнения, единство формы и содержания), провести сравнительный анализ различных интерпретаций (ПК-5);

- способностью осознавать художественную критику как деятельность, направленную на повышение качества художественного продукта (ПК-6);

- способностью участвовать во внедрении разнообразных педагогических методик и технологий в области теории и истории искусств (ПК-17);

- способностью разрабатывать методические материалы (ПК-18).

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения модуля «Экспертиза и атрибуция предметов искусства» является передача будущим искусствоведам необходимых для их работы знаний о видах экспертиз и комплексе атрибуционных признаков (по видам), методологии ведения научного исследования и атрибуции предмета искусства, знакомство с подходами и алгоритмами комплексного изучения предмета искусства, инструментарием системного научного (теоретического и практического) анализа предмета искусства.

В результате изучения курса бакалавр приобретает следующие компетенции: способность осознавать цели, задачи, логику и этапы научного исследования, проводить научные исследования (планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность: работать с литературой, анализировать, выделять главное, противоречия, проблему исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы) и оформлять их результаты (ПК-1); способность применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании искусства, с привлечением современных информационных технологий (ПК-4); способность анализировать и аргументировано критически рассматривать художественные достоинства произведения в социальном, культурном и историческом контексте, выявлять архитектонику произведения (главные признаки его замысла, стилистики, особенностей выполнения, единство формы и содержания), провести сравнительный анализ различных интерпретаций (ПК-5); способность осознавать художественную критику как деятельность, направленную на повышение качества художественного продукта (ПК-6); способность участвовать во внедрении разнообразных педагогических методик и технологий в области теории и истории искусств (ПК-17); способность разрабатывать методические материалы (ПК-18).

 

Задачи дисциплины:

- Познакомить с классификацией экспертиз, видами технико-технологических экспертиз;

- Познакомить с методологией атрибуции предмета искусства, алгоритмом комплексного изучения и всестороннего исследования предмета искусства (по видам);

- Дать необходимые знания об основах системного научного анализа предмета искусства;

- Познакомить с комплексом исследовательской работы, используемой при изучении предмета искусств;

- Познакомить с видами, принципами, методами, последовательностью ведения научного исследования;

- Познакомить с комплексом исследовательской работы, используемой при экспертизе и атрибуции предмета искусства (документально-исторический анализ, технико-технологический анализ, стилистический анализ, сравнительный анализ, реконструкция биографий, архивные изыскания, знаточество и пр.);

- Познакомить с особенностями технологий и материалов, комплексом атрибуционных признаков различных видов предмета искусства, критериями оценки признаков;

- Дать необходимые знания об основах комплексного и сравнительного анализа предмета искусства;

- Обучить обобщать и анализировать наблюдения, полученные на основе исследования памятника (по видам искусства);

- Научить выявлять признаки аутентичности и индивидуальных особенностей произведения, определять состояние сохранности предмета искусства;

- Обучить всестороннему исследованию и изучению предмета искусства, сбору, обработке и систематизации его признаков, комплексному и направленному анализу;

- Обучить основам профессионального комплексного стилистического и сравнительного анализа признаков, свойств, характеристик и черт произведений одной группы по различным видам предметов искусства;

- Обучить делать самостоятельные аргументированные выводы, основанные на аналитике и статистике;

- Обучить пользоваться справочной литературой (образцов подписей, марок фарфора, клейм металла и т.п.), энциклопедиями и словарями;

- Обучить проводить самостоятельное исследование и изучение ранее неисследованного предмета искусства.

- Обучить устанавливать место предмета искусства в контексте всеобщей истории искусства и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала;

- Обучить вырабатывать научные гипотезы, с использованием новых современных методов изучения предмета искусства, которые могут представлять интерес в контексте истории искусства.

- Познакомить с критериями определения культурного, художественного и исторического значения предмета;

- Познакомить с опытом отдельных экспертиз и атрибуций отдельных произведений искусства, знакомство со специальной документацией.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 

ПК-1: Cпособность осознавать цели, задачи, логику и этапы научного исследования, проводить научные исследования (планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность: работать с литературой, анализировать, выделять главное, противоречия, проблему исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы) и их оформлять результаты

Уровень 1

Знать комплекс научной исследовательской работы, используемой при изучении предмета искусств; виды, принципы, методы, последовательность ведения научного исследования. Знать комплекс научной исследовательской работы при экспертизе и атрибуции предмета искусства (документально-исторический анализ, технико-технологический анализ, стилистический анализ, сравнительный анализ, реконструкция биографий, архивные изыскания, знаточество и пр.).

Уровень 2

Уметь пользоваться справочной литературой, энциклопедиями и словарями;

обобщать и анализировать наблюдения, полученные на основе исследования памятника (по видам искусства); выявлять признаки аутентичности и индивидуальные особенности произведения; осуществлять всестороннее исследование и изучение предмета искусства, сбор, обработку и систематизацию признаков, комплексный и направленный анализ; осуществлять комплексный стилистический и сравнительный анализ признаков, свойств, характеристик и черт произведений одной группы по различным видам предметов искусства. Выделять приоритетные научные задачи и проблемы, противоречия, формулировать задачу и проблему исследования.

Уровень 3

Проводить самостоятельное исследование и изучение ранее неисследованного предмета искусства, делать самостоятельные аргументированные выводы. Устанавливать место предмета искусства в контексте всеобщей истории искусства и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала. Вырабатывать и формулировать научные гипотезы, с использованием новых современных методов изучения предмета искусства, которые могут представлять интерес в контексте истории искусства.

ПК-4: Способность применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании искусства, с привлечением современных информационных технологий

Уровень 1

Знать основные виды технико-технологических экспертиз, комплекс признаков, определяющих состояние сохранности памятника, технологические характеристики предмета искусства, специфику технологии - по видам предмета искусства.

Уровень 2

Уметь всесторонне исследовать предмет искусства (по видам), выявлять характеристики, стилевые признаки и черты предметов одной категории предметов, определять состояние сохранности предмета и идентифицировать признаки аутентичности исследуемого предмета искусства, выявлять индивидуальные особенности, признаки и черты художественного почерка и манеры мастера, пользоваться справочной литературой (образцов подписей, марок фарфора, клейм металла и т.п.), энциклопедиями и словарями. Различать и выявлять копии, повторения, подделки, компиляции, имитации.

Уровень 3

Владеть техникой выявления технологических и стилистических признаков, характерных черт, особенностей почерка и определять принадлежность памятника отдельной группе предметов (по видам). Проводить сравнительный анализ внутри одной группы памятников, устанавливать технологическое соответствие и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала. Определять временную и стилевую принадлежность материала.

ПК-5: Способность анализировать и аргументировано критически рассматривать художественные достоинства произведения в социальном, культурном и историческом контексте, выявлять архитектонику произведения (главные признаки его замысла, стилистики, особенностей выполнения, единство формы и содержания), провести сравнительный анализ различных интерпретаций.

Уровень 1

Знать методологию проведения атрибуции предмета искусства, алгоритм комплексного изучения и всестороннего исследования предмета искусства (по видам искусства), основы комплексного стилевого и сравнительного анализа предмета искусства.

Уровень 2

Уметь осуществлять поиск и сбор научных данных о предмете и подбор сравнительного материала, систематизировать и анализировать накопленную информацию, проводить сравнительный анализ в рамках одной группы предметов, проводить самостоятельное описание и всестороннее изучение ранее неисследованного предмета искусства. Определять культурное, художественное и историческое значение предмета искусства в целях последующего сохранения культурного наследия Российской Федерации.

Уровень 3

Владеть навыком обобщать и систематизировать полученные при исследовании данные и  наблюдения, формировать комплекс необходимых исследований для каждого конкретного случая памятника, обосновывать и аргументировать исследования и наблюдения, идентифицировать предмет, самостоятельно делать аргументированные выводы и заключения о принадлежности предмета к той или иной группе памятников. Анализировать и критически оценивать результаты научных исследований, обладать навыками теоретического мышления и методами аналитической оценки памятника. Оформлять выводы и составлять соответствующие заключения.

ПК-6: Способность осознавать художественную критику как деятельность, направленную на повышение качества художественного продукта

Уровень 1

Знать задачи, цели, стилевые особенности жанра художественной критики. Быть знакомым с опытом художественной критики на примере работ выдающихся искусствоведов.

Уровень 2

Уметь обобщать и анализировать наблюдения, полученные на основе исследования памятника; выявлять признаки аутентичности и индивидуальные особенности произведения. Проводить всестороннее исследование и изучение предмета искусства, сбор, обработку и систематизацию признаков, комплексный и направленный анализ.

Уровень 3

Осуществлять художественную критику. Проводить профессиональный комплексный стилистический и сравнительный анализ признаков, свойств, характеристик и черт произведений одной группы; устанавливать место предмета искусства в контексте всеобщей истории искусства и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала; делать самостоятельные аргументированные выводы.

ПК-17: Способность участвовать во внедрении разнообразных педагогических методик и технологий в области теории и истории искусств

Уровень 1

Знать основы педагогических методик и технологий в области теории и истории искусств, виды, принципы, методы, последовательность ведения научного исследования.

Уровень 2

Уметь классифицировать и систематизировать материал исследования, обобщать и анализировать наблюдения, полученные на основе исследования памятника (по видам искусства); выявлять признаки аутентичности и индивидуальные особенности произведения. Уметь пользоваться справочной литературой, энциклопедиями и словарями. Осуществлять всестороннее исследование и изучение предмета искусства, сбор, обработку и систематизацию признаков, при комплексном направленном анализе. Уметь делать самостоятельные аргументированные выводы, основанные на аналитике и статистике.

Уровень 3

Вырабатывать педагогические методики и технологии, с использованием новых современных методов изучения предмета искусства, которые могут представлять интерес в контексте истории искусства.

ПК-18: Способность разрабатывать методические материалы

Уровень 1

Знать особенности систематизации и подачи информации методических материалов.

Уровень 2

Уметь ставить методическую задачу и составлять алгоритм её достижения, с привлечением необходимого научного инструментария и ресурсов.

Уровень 3

Составлять методические материалы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 

3.1

Знать:

- Виды технико-технологических экспертиз;

- Методологию проведения атрибуции предмета искусства, алгоритм комплексного изучения и всестороннего исследования предмета искусства (по видам);

- Комплекс признаков, определяющих состояние сохранности, технологических характеристик, специфику технологии по видам предмета искусства;

- Основы комплексного стилевого и сравнительного анализа предмета искусства.

- Виды, принципы, методы, последовательность ведения научного исследования.

3.2

Уметь:

- всесторонне исследовать предмет искусства (по видам);

- выявлять характеристики, стилевые признаки и черты предметов одной категории;

- определять состояние сохранности предмета;

- осуществлять поиск и сбор научных данных о предмете и подбор сравнительного материала;

- определять и идентифицировать признаки аутентичности исследуемого предмета искусства;

- выявлять индивидуальные особенности, признаки и черты художественного почерка и манеры мастера;

- систематизировать и анализировать накопленную информацию, проводить сравнительный анализ в рамках одной группы предметов;

- пользоваться справочной литературой (образцов подписей, марок фарфора, клейм металла и т.п.), энциклопедиями и словарями;

- проводить самостоятельное описание и всестороннее изучение ранее неисследованного предмета искусства;

- различать и выявлять копии, повторения, подделки, компиляции, имитации;

- накапливать, систематизировать и анализировать информацию по группе памятников или по научному направлению;

- проводить самостоятельное исследование и изучение ранее неисследованного предмета искусства;

- определять культурное, художественное и историческое значение предмета искусства в целях последующего сохранения культурного наследия Российской Федерации.

3.3

Владеть:

- навыком обобщать и систематизировать полученные при исследовании данные и  наблюдения;

- выявлять технологические и стилистические признаки, характерные черты, особенности почерка и принадлежность памятника отдельной группе предметов (по видам);

- формировать комплекс необходимых исследований для каждого конкретного случая памятника;

- проводить сравнительный анализ внутри одной группы памятников, устанавливать технологическое соответствие и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала;

- идентифицировать предмет, самостоятельно делать аргументированные выводы и заключения о принадлежности предмета к той или иной группе памятников;

- определять временную и стилевую принадлежность материала;

- устанавливать место предмета искусства в контексте всеобщей истории искусства и обнаруживать стилевые взаимосвязи материала;

- самостоятельно делать аргументированные выводы и вырабатывать научные гипотезы, с использованием новых современных методов изучения предмета искусства, которые могут представлять интерес в контексте истории искусства;

- обосновывать и аргументировать исследования и наблюдения,  делать аргументированные выводы и заключения;

- составлять методические материалы.

 

Основные разделы темы курса:

Раздел 1. Экспертиза и атрибуция предметов искусства. Виды и методология.

1.         Задачи экспертизы и атрибуции предметов искусства

2.         Методология проведения экспертизы и атрибуции предмета искусства

3.         Виды технико-технологических экспертиз

4.         Другие виды экспертиз

Раздел 2. Научные методы изучения предмета искусства

1.         Виды, принципы, методы, последовательность ведения научного исследования.

2.         Основы комплексного и сравнительного анализа предмета искусства. Сравнительный и эталонный материал. Формирование банка данных эталонных произведений художника.

3.         Исследование предмета искусства (накопление, систематизация, наблюдения, обобщение, анализ информации, поиск архивных материалов, сбор научных данных о предмете, подбор сравнительного материала, работа со справочной литературой и аукционными каталогами).

4.         Описание предмета.

5.         Маркировки, надписи, владельческие знаки и метки.

6.         Провенанс предмета искусства. История бытования. Выставочная история. Литература. Воспроизведения. Публикации.

7.         Книга поступлений. Документы учёта и хранения.

8.         Иконографический анализ.

9.         Датировка произведения.

10.       Определение школы живописи.

11.       Установление соответствий (историческое, технологий, материалов).

12.       Работа с архивным материалом. Роль архивных источников.

13.       Исследование вторичного, вспомогательного и смежного материала.

14.       Учёт документов реставрации.

15.       Реконструкция биографий.

16.       Место предмета искусства в контексте всеобщей истории искусства и стилевые взаимосвязи материала.

17.       Выводы, заключения и научные гипотезы.

Раздел 3. Исследование и изучение предмета живописи. Технико-технологические особенности.

1.         Технологические характеристики картины. Материалы.

2.         Последовательность работы художника

3.         Составление описание предмета

4.         Технико-технологический анализ картины

5.         Состояние сохранности картины

6.         Стилистический анализ картины

7.         Живописный почерк художника

8.         Типологические, стилистические свойства

9.         Принципы и подходы сравнительного анализа

10.       Использование научных методов при изучении и исследовании памятника

11.       Примеры атрибуций

12.       Экспертные документы

Раздел 4. Культурное наследие.

1.         Культурная ценность

2.         Культурное, художественное и историческое значение памятника

3.         Музейная инструкция

4.         Провенанс памятника

5.         Автор и последователь

6.         Фальсификации и защиты

Раздел 5.Экспертиза и атрибуция предмета искусства (по отдельным видам). Часть1

1.         Экспертиза и атрибуция скульптуры

2.         Экспертиза и атрибуция предметов ювелирного искусства

3.         Экспертиза и атрибуция текстиля

Раздел 6.Экспертиза и атрибуция предмета искусства (по отдельным видам). Часть2

1.         Экспертиза и атрибуция фарфора

2.         Экспертиза и атрибуция стекла

3.         Экспертиза и атрибуция нефрита

4.         Экспертиза и атрибуция археологических артефактов

5.         Экспертиза и атрибуция мебели

6.         Экспертиза и атрибуция иконы

Раздел 7. Составление коллекций произведений искусства

1.         Виды коллекций

2.         Коллекционеры

 

 

Контрольные вопросы:

Раздел 1. Экспертиза и атрибуция предметов искусства. Виды и методология. ПК-4; ПК-5.

1. Задачи экспертизы и атрибуции предметов искусства.

2. Методология проведения экспертизы и атрибуции предмета искусства.

3. Виды технико-технологических экспертиз. Приборы.

4. Виды экспертиз.

5. Исследование художественных материалов как датирующий признак.

6. Система признаков и критерии оценки.

Раздел 2. Научные методы изучения предмета искусства. ПК-1; ПК-6; ПК-17; ПК-18.

1.  Виды, принципы, методы, последовательность ведения научного исследования.

2. Алгоритм научного исследование предмета искусства.

3. Описание предмета.      

4. Роль архивных источников.

5. Исследование документов, вторичного, вспомогательного и смежного материала.

6. Реконструкция биографий.

Раздел 3. Исследование и изучение предмета живописи. Технико-технологические особенности. ПК-4; ПК-5.

1. Технологические характеристики картины.

2. Виды основ.

3. Красочный слой. Пигменты.  Записи. Тонировки. Кракелюры. Исследование подписи.

4. Виды грунтов, связующих, лаков.

5. Технико-технологический анализ картины.

6. Определение состояния сохранности картины.

7. Стилистический анализ картины

8. Живописный почерк художника. Инструменты художника. Оригинальная структура произведения и её изменение.

9. Живописная поверхность картины.

10. Принципы и подходы сравнительного анализа. Принцип сбора аналогичного материала.

11. Использование научных методов при выявлении соответствия, изучении и исследовании памятника.

Раздел 4. Культурное наследие. ПК-4; ПК-5.

1. Понятие «культурная ценность». Перемещение, сохранение и защита культурного наследия.

2. Критерии определения культурного, художественного и исторического значения памятника.

3. Поступление картины в собрание музея. Музейная инструкция.

4. Провенанс памятника. Сбор архивных и научных данных о предмете исследования.

5. Автор и последователь. Копия, повторение, имитация, компиляция, фальсификация.

6. Фальсификации и защиты.

7. Признаки реставрации и экспертиза, реставрационные расчистки во время экспертизы.

Раздел 5. Экспертиза и атрибуция предмета искусства (по отдельным видам). Часть1. ПК-4; ПК-5.

1. Экспертиза и атрибуция скульптуры. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

2. Экспертиза и атрибуция предметов ювелирного искусства. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

3. Экспертиза и атрибуция текстиля. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

Раздел 6. Экспертиза и атрибуция предмета искусства (по отдельным видам). Часть2. ПК-4; ПК-5.

1. Экспертиза и атрибуция фарфора. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

2. Экспертиза и атрибуция стекла. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

3. Экспертиза и атрибуция нефрита. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

4. Экспертиза и атрибуция археологических артефактов. Технология изготовления. Материалы. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Инструменты. Определение состояния сохранности.

5. Экспертиза и атрибуция мебели. Технология изготовления. Материалы. Виды обработок. Выявление определяющих признаков стиля, времени, производства. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности.

6. Экспертиза и атрибуция иконы. Технология изготовления. Материалы. Виды темпер. Рентген иконы. Выявление определяющих признаков стиля, времени. Почерк автора. Инструменты. Определение состояния сохранности. Признаки реставрации и экспертиза, реставрационные расчистки во время экспертизы.

Раздел 7. Составление коллекций произведений искусства. ПК-4; ПК-5.

1. Виды коллекций. Опыт коллекционирования и принципы формирования коллекций. Цели и задачи коллекций. Влияние коллекционирования на атрибуцию и экспертизу.

 

Требования к Практической письменной работе №1 (ППР):

Тема ППР «Живописный почерк художника». Персоналия художника выбирается студентом самостоятельно, выбор персоналии согласовывается с преподавателем. ППР оформляется и подаётся в форме реферата, основные тезисы которого студент докладывает во время аттестации. Тема работы должна дополнять содержание основного лекционного курса. Объём работы составляет примерно 1\2-1 печатный лист (принимается равным 8-16 листам формата А4, заполненных текстом с размером шрифта 14 и межстрочным интервалом равным 1,5). ППР выполняется на основе самостоятельно изученной студентом узкоспециализированной литературы и монографий о творчестве художника, включает краткую биографическую справку о художнике, с уточняющей информацией о приобретении им профессиональных навыков, раздел посвящённый технико-технологическим предпочтениям художника и выбору художественных материалов (основ, грунтов, пигментов, инструментов), описание последовательности работы художника, анализ типологических, стилистических свойств и признаков, описание живописного почерка художника и оригинальной структуры его произведений. Иллюстративный материал к ППР должен включать фотографии отдельных фрагментов картин художника, которые позволяют проследить оригинальную индивидуальную живописную манеру мастера, по возможности ППР дополняется фотографиями рентгенов картин художника. Оценка за ППР зависит от полноты раскрытия темы.

Требования к Практической письменной работе №2 (ППР):

Тема ППР «Опыт изучения и исследования памятника древнерусского искусства». Памятник древнерусского искусства выбирается студентом самостоятельно, выбор памятника согласовывается с преподавателем. ППР оформляется и подаётся в форме реферата, основные тезисы которого студент докладывает во время аттестации. Тема работы должна дополнять содержание основного лекционного курса. Объём работы составляет примерно 1\2-1 печатный лист (принимается равным 8-16 листам формата А4, заполненных текстом с размером шрифта 14 и межстрочным интервалом равным 1,5). ППР выполняется на основе самостоятельно изученной студентом узкоспециализированной литературы по реставрации, публикаций архивных материалов, каталогов музейных собраний, включает краткую справку по истории бытования памятника и по истории его реставрации, раздел, включающий описание памятника и его технико-технологическую характеристику, анализ типологических, стилистических свойств и признаков, описание оригинальной структуры произведения. Иллюстративный материал к ППР должен включать фотографии общего вида и отдельных фрагментов памятника, по возможности ППР дополняется фотографиями оборотов, рентгенов, фотографиями сделанными в ходе реставрации. Оценка за ППР зависит от полноты раскрытия темы.

Требования к Практической письменной работе №3 (ППР):

Тема ППР «Опыт изучения коллекции произведений искусства». Персоналия коллекционера произведений искусства выбирается студентом самостоятельно, выбор персоналии коллекционера согласовывается с преподавателем. ППР оформляется и подаётся в форме реферата, основные тезисы которого студент докладывает во время аттестации. Тема работы должна дополнять содержание основного лекционного курса. Объём работы составляет примерно 1\2-1 печатный лист (принимается равным 8-16 листам формата А4, заполненных текстом с размером шрифта 14 и межстрочным интервалом равным 1,5). ППР выполняется на основе самостоятельно изученной студентом узкоспециализированной литературы посвящённой отдельному собранию, монографий, каталогов выставок, включает краткую биографическую справку о коллекционере, с уточняющей информацией о предпосылках появления коллекции и первых предметах приобретённых в коллекцию, раздел посвящённый контактам, связям и деятельности коллекционера в художественной среде, описание основных работ коллекции, анализ стилистических предпочтений коллекционера. Иллюстративный материал к ППР должен включать фотографии основных работ коллекции, по возможности ППР дополняется фотографиями коллекционера, фото экспозиций и выставок коллекции. Оценка за ППР зависит от полноты раскрытия темы.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература

1.Сборники научных конференций «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Государственная Третьяковская галерея. Издание Объединения МАГНУМ АРС. Москва.

2. В.Д. Соловьёв Русские художники XVIII-XX веков. Справочник. Днепропетровск. 1994.

3. М. Фридлендер Об искусстве и знаточестве. СПб. 2001.

4. Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков. Материалы III научно-практической конференции 29-31 октября 2013г. Составитель Л.А. Дементьева. Труды Государственного Исторического музея. М. 2015.

5. Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков. Материалы II научно-практической конференции 18-19 октября 2011г. Составитель О.Б. Лантратова, Е.Г. Перова, Н.В. Углева. Труды Государственного Исторического музея. М. 2013.

6. Атрибуция, сохранность и реставрация музейных памятников. Материалы I научно-практической конференции 13-16 октября 2009г. Составитель О.Б. Лантратова, Е.Г. Перова, Н.В. Углева. Труды Государственного Исторического музея. М. 2013.

7. О.В. Яхонт Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. Избранные статьи. ГосНИИР М. 2010.

8. М.М. Постникова-Лосева Указатель русских клейм на изделия из драгоценных металлов XVII-XX вв. 1992.

9. Т.Н. Мунтян Федор Рюкерт & Карл Фаберже. М. 2016.

10. И.Д. Костина, Т.Н. Мунтян, В.Л. Журавлева Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. Музеи Московского Кремля. 2004.

11. Т.Н. Мунтян Фаберже. Пасхальные подарки. 2003.

12. И.Д. Костина, Т.Н. Мунтян, Е.В. Шакурова Русское серебро. 2004.

13. Т.Н. Мунтян В.А. Болин в России. Придворный ювелир конца XIX-начала XX веков. М. 2001.

14. В. Скурлов, Г. Смородинова. Фаберже и русские придворные ювелиры. Альбом. М. Терра-Книжный клуб, 2001.

15. О.В. Лелекова Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. 2011.

16. В.П. Голиков Для чего баканы необходимы в иконописи? Сборник научных трудов ГосНИИР.

17. В.П.Голиков, З.Ф.Жарикова, М А.Токманцева, М.В.Капустина, М.М.Красилин Комплексное экспериментальное исследование технологических аспектов иконы XVIII в. "Рождество Богородицы" из коллекции ГОСНИИР. Сборник научных трудов ГосНИИР.

18. Реставрация икон: Методические рекомендации. Под ред. М.В. Наумовой Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Академика И.Э. Грабаря.

19. Л. Нерсесян, Д. Суховерков Андрей Рублёв. Святая Троица. Похвала преподобному Сергию. ГТГ. М. 2014.

20. Е. Гладышева, Д. Суховерков Богоматерь Владимирская. ГТГ. М. 2016.

21. Е. Саенкова, С. Свердлова Симон Ушаков Древо государства Московского (Похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). ГТГ. М. 2015.

22. М.П. Виктурина Подделки русского авангарда.\\ Русская галерея. 1\1999.

23. М.П. Виктурина Фальшак. Как мы теряем национальное достояние. file://Совершенно/ секретно. №7 2000.

24. Сборники Грабарёвские чтения. Международная научная конференция. Доклады, сообщения, тезисы.

25. Сборники научных трудов ГосНИИР Художественное наследие. Хранение, исследования и реставрация.

26. Секреты ремесла. Икона. Век России. Сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин. М. 1993.

27. Серия энциклопедий Императорский Фарфоровый завод. Под науч. Ред. В.В. Знаменова. СПб. М. 2008.

28. Т.В. Кудрявцева Русский императорский фарфор. ГЭ. Спб. 2003.

29. Императорский Стеклянный завод. 1777-1917. К 225-летию со дня основания. Каталог выставки. ГЭ. СПб. 2004.

30. Э.Б. Самецкая Советский агитационный фарфор. М., 2004.

31. Э.Б. Самецкая Советский фарфор 1920-1930-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга. Каталог. б\г

32. Е.В. Долгих Русское стекло XVIII века. Собрание Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». М. 1985.

33. Д. Кес Стили в мебели. 1981.

34. О. Семёнов Русская мебель позднего классицизма. М. 2003.

35. Н. Гусева Русская мебель в стиле «Второго» и «Третьего» рококо. М. 2003.

36. Н. Гусева «Стильная мебель» и ретроспективизм. М. 2003.

37. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII–XIХ веков. Л., 1977.

38. Бот И.К., Канева М.И. Русская мебель. СПб., 2003.

39. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX века. М., 1954.

40. Соколова Т., Орлова К. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. Л., 1973.

41. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. М., 1993.

42. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов; Научный редактор А.Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. I: Биографии. А-К.

43. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов; Научный редактор А.Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. II: Биографии. Л-Я.

44. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов; Научный редактор А.Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013.  Т. III, Книга 1: История. Теория. А-М.

45. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов; Научный редактор А.Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. III, Книга 2: История. Теория. Л-Я.

46. Ю.А. Халтурин. Экспертиза произведений искусства. Методология и документация. Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3.

 

Дополнительная литература

1. Борок В., Дулькина Т. Марки европейского фарфора 1710–1950 гг. М., 1998.

2. Дулькина Т.И. Марки российского фарфора и фаянса. 1750–1960 М., 2003.

3. Карякина Т. Д. Марки русского фарфора, фаянса и майолики: Полный энциклопедический справочник. СПб., 1998.

4. Марки фарфора, фаянса и майолики. Русские и иностранные. М., 2007.

5. Мусина Р.Р. Марки российского фарфора (1744–1917). М., 1995.

6. Попов В.А. Русский фарфор: частные заводы. Л., 1980.

7. Русский фарфор. 250 лет истории. Л., 1995.

8. Салтыков А.Б. Русская керамика: Пособие по определению памятников материальной культуры XVIII — начала XX вв. М., 1952.

9. Селиванов А.В. Фарфор и фаянс Российской империи: Описание фабрик и заводов с изображением фабричных клейм. Владимир, 1902.

10. Фарфор частных заводов Петербурга. Русский музей / авт.-сост.: Е. Иванова, И. Попова. СПб., 2008.

11. Анисимова Е.А. Европейское художественное стекло в эпоху модерна // На рубеже веков. СПб., 2006. С. 71–89.

12. Античное стекло в собрании Эрмитажа / авт.-сост. Н. Кунина. СПб., 1997.

13. Ашарина Н.А. Русское стекло XVII — начала ХХ века. М., 1998.

14. Безбородов М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. М., 1952.

15. Воронов Н., Рачук Е. Советское художественное стекло. Л., 1973.

16. Гулоян Ю. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий. М., 1989.

17. Долгих Е.В. Вечно прекрасный Лалик // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 5 (47). С. 10–20.

18. Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло XVIII–XIX веков. Собрание Государственного исторического музея. М., 1978.

19. Качалов Н. Стекло. М., 1959.

20. Ланцетти А.Г. Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. М., 1987.

21. Лотарингские орхидеи. Искусство Эмиля Галле и братьев Дом: каталог выставки. СПб., 1999.

22. Малинина Т.А. Императорский стеклянный завод. XVIII — начало ХХ века. СПб., 2009.

23. Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла. М., 1984.

24. Шелковников Б.А. Художественное стекло. Л., 1973.

25. Малаева З.Г. Касли. Художественное литье из чугуна (Шедевры народного искусства России). М., 2005.

26. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л., 1973.

27. Бреполь Э. Художественное эмалирование. Л., 1986.

28. Гилодо А. Мир художественной бронзы // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 4. С. 136–137.

29. Калязина Н.В. и др. Художественный металл в России XVII — начала ХХ века: Каталог выставки. Л., 1981.

30. Ковалева Л.А., Крайнов С.Н., Куманин В.И. Материалы ювелирной техники. М., 2000.

31. Писарская Л.В., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Русские эмали ХI–ХIХ вв. из собраний Государственных музеев Московского Кремля, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа. М., 1974.

32. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV–ХХ вв. М., 1995.

33. Флеров А.В. и др. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. М., 1986.

34. Шемаханская М.С., Дубровин М.Ф., Дубровнин А.Ф. Состав металла как датирующий признак русской мелкой пластики // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. II научная конференция. М., 1998. С. 185.

35. Экспертное исследование ювелирных и художественных металлических изделий: учеб. пособие / под ред. В.М. Струкова. М., 1995.

36. Андерсен Б. Определение драгоценных камней. М., 1996.

37. Дронова Н. Д. Новое в диагностике ювелирных материалов. М., 1999.

38. Крылов А.П. Прикладная геммология. М., 2008.

39. Миллер Анна М. Оценка драгоценных камней и ювелирных изделий. М., 2010.

40. Рид Питер Г. Геммология. М., 2003.

41. Смит Г. Драгоценные камни. М., 1980.

42. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М., 1972.

43. Солодова Ю.П., Андреенко Э.Д., Гранадчикова Б.Г. Определитель ювелирных и поделочных камней. М., 1985.

44. Шуман В. Драгоценные и полудрагоценные камни. М., 2006.

45. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М., 2005.

46. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.,1979.

47. Вилков А.И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009.

48. Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 (редакция от 28.12.2017) «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 30.03.2018).

49. Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР".

50. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации".

51. Приказ Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации» (отменён Приказом Минкультуры РФ от 11 марта 2010 г. № 116).

52.

 

Список книг по направлению научные методы изучения предмета искусства:

1. А.Н. Бенуа Русская школа живописи. М. 1997.

2. Б.Р. Виппер Становление реализма в голландской живописи XVII века. М. 1957.

3. Б.Р. Виппер Очерки о голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962.

4. П.П. Муратов Образы Италии. М. 1993, 2005, 2008.

5. Г.Г. Поспелов О картинах и рисунках: Избранные статьи об искусстве XIX-ХХ веков. М.2013.

6. Г.Г. Поспелов Бубновый валет. М. 1990.

7. В.Н. Гращенков Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М. 1996.

8. Н.Н. Третьяков Образ в искусстве. Курс лекций «Петровская и послепетровская Россия». М. 2013.

9. Р. Лонги От Чимабуэ до Моранди. М. 1984.

10. Дж.К. Арган История итальянского искусства. 2т. М. 1990.

11. И.Э. Грабарь История русского искусства. М. 1910-1912.

12. И.Э. Грабарь Валентин Александрович Серов. М.: изд. Кнебель, 1914.

13. И.Э. Грабарь Репин. В 2-х томах. М.: Изогиз, 1937.

14. Л.И. Лифшиц Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М. 1987.

15. Л.И. Лифшиц Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII - начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., 2004.

16. Г.Ю. Стернин Художественная жизнь России 1830—1840-х гг. 2005.

17. Г.Ю. Стернин Художественная жизнь России второй пол. XIX в. 1870—1880-е гг. 1997.

 

Список книг по введению в научное изучение искусства:

1. И. Винкельман Избранные произведения и письма

2. Г. Вёльфлин Основные понятия истории искусств. СПб. 1994.

3. Г. Вёльфлин Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб. 1997.

4. Б. Р. Виппер Введение в историческое изучение искусства. М. 1985.

 

Список книг по технике живописи:

1. Д. И. Киплик. Техника живописи. 1999.

2. Гренберг Ю.И. (ред.). Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. 1987.

3. Гренберг Ю.И. (ред.). Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи. 2000.

4. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. 1965.

5. Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. 1933. Перевод А. Лужецкая.

6. Ж. Вибер. Живопись и ее средства. Книга написана в конце 19 века. Перевод Д. Киплика и Н. Пирогова.

7. Ф. Йеннике. Практическое руководство к живописи масляными красками. 1891

8. А.В. Виннер, под ред. И.Э. Грабаря. Материалы масляной живописи. 1950.

9. А. Чекалов (ред.). Техника живописи. Практические советы. Академия художеств СССР. 1960.

10. Э. Бергер. История развития техники масляной живописи. 1961. В книге IV том и сокращенный перевод последней части III тома.

11. Б. Сланский. Техника живописи. 1962.

12. Н.В. Одноралов. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. 1988.

13. Л.Е. Фейнберг, Ю.И. Гренберг. Секреты живописи старых мастеров. 1989.

14. Р. Смит. Настольная книга художника. Оборудование, материалы, процессы, техники. 2004.

15. Ю.П. Шашков Живопись и её средства. 2006.

16. Виннер А. В. Как работать над пейзажем масляными красками. 1971.

17. Смирнов Г. Б. Техника масляной живописи. 1974.

18. Прокофьев Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. 2013.

 

Книги по иконописи:

1. Кравченко А.С. Уткин А.П. Секреты ремесла. Икона.

2. Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. 2000.

5. Е. Ильинская Секреты иконописца. 2011.

6. Джамал Р., Братчикова Е. Современная иконопись. 2013

Книги о пигментах и красках:

1. Беленький Е.Ф. Рискин И.В. Химия и технология пигментов. 1960.

2. Татиев Д.П. Художественно-живописные и печатные краски. 1969.

3. Семенов А. С. Малярные краски, их свойства, применение и изготовление. 1925.

4. Писарева С.А. Краски Средневековья Медные пигменты древнерусской иконописи.

5. Алексеев-Алюрви Ю.В. Краски старых мастеров. 2004.

6. Хмельницкий Д. И. Цвета и краски. 1908.

7. Петрушевский Ф.Ф. Краски и живопись. 1891.

8. Лавров Н.И. Описание красок, употребляемых и предложенных для употребления на жидкостях в картинной и декорационной живописи и при окраске зданий. 1869.

9. Беккерман Я.И. Материалы для художественно-оформительских работ. 1989

 

Книги по различным техникам живописи и обработки поверхности:

1. Хвостенко Т. В. Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия. 1985.

2. Комаров А.А. Технология материалов стенописи. 1989.

3. Лопес М.В. Декоративно-малярные техники. 2008.

 

Книги по реставрации живописи:

1. Кудрявцев Е.В. Техника реставрации картин. 2002.

2. Кудрявцев Е.В. Техника реставрации картин. 1948.

3. Под редакцией В.В. Филатова. Реставрация станковой темперной живописи. 1986.

4. Алешин А. Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. 1989.

5. Немчинова Л.Е.(ред.). Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени

6. Федосеева Т. С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. 1999.

7. Наумова М. М. Техника средневековой живописи. Современные представления по результатам исследований. 1998.

 

Перечень информационных справочных систем

Электронная библиотека. eLibrary.ru;  Knigafund.ru;  Artyx.ru 

http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru

http://www.gosniir.ru/

http://restoration.rusmuseum.ru/

http://www.grabar.ru/

https://www.tretyakovgallery.ru/about/science/

http://www.louvre.fr/

https://www.vam.ac.uk/

http://www.britishmuseum.org/

http://www.sothebys.com/en.html

http://www.christies.com/

http://www.theartnewspaper.ru/

/novosti

http://skurlov.blogspot.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=C1ShANge2h8

https://www.youtube.com/watch?v=SScpUiGJm7g

https://www.youtube.com/watch?v=RWvINuAV3WQ

https://www.youtube.com/watch?v=c8lFoweLZ4I

https://www.youtube.com/watch?v=UUQW9TztA_A

https://www.youtube.com/watch?v=Wq68QP9QbNs

https://www.youtube.com/watch?v=VdTwWI8VT6I

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для подготовки к промежуточным аттестациям и к итоговому экзамену студентам необходимо проанализировать личные конспекты лекционного курса, изучить основную литературу и ознакомиться с дополнительной литературой по соответствующим разделам, обозначенным в данной «Рабочей программе дисциплины», изучить наглядный материал – произведения изобразительного искусства (по видам) в доступных для изучения и посещения музейных собраниях.