« Назад

Портрет графа А.Х. Бенкендорфа Джорджа Доу Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

 

 

История одной картины

 

Портрет А.Х. Бенкендорфа (холст, масло, 70х62,5 см)

Художник Джордж Доу

Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

В подготовке статьи использованы материалы Государственного Эрмитажа и Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника

 

Наверное, у каждого, кто впервые оказался в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сердце замирает от восхищения перед таким числом выдающихся военачальников своего времени.

Военная галерея Зимнего дворца, созданная в память Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813 и 1814 годов, - уникальный памятник художественной культуры, исторический ансамбль, который входит в состав коллекции Государственного Эрмитажа.

 

                                           Г. Г. Чернецов, Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце, 1829 г.

Г. Г. Чернецов

Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. 1829 г.

 

Отечественная война 1812 г. одно из наиболее важных и ярких событий в истории русского государства - её победоносное завершение в значительной степени способствовало подъёму национального самосознания русского народа. В галерею вошли 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года, стоявших во главе русских войск. Александр I обратился с заказом на портреты для Военной галереи к известному английскому портретисту Джорджу Доу. В 1819 году художник, пользовавшийся покровительством герцога и герцогини Кентских, отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого и привлёк внимание русского Императора - тогда Александр I и заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. Джордж Доу принял предложение русского Императора и работал над портретами по его приглашению в России в период с 1819 по 1829 гг. Собственноручно Дж. Доу было создано 150 портретов (по одной из версий 237 портретов), и только 100 портретов из них подписаны самим Дж. Доу, остальные портреты были исполнены его русскими помощниками художниками А.В. Поляковым и В.А. Голике под его руководством.

Будучи известным английским живописцем своего времени, Дж. Доу испытал влияние знаменитых английских художников- романтиков - фешенебельного портретиста Сэра Томаса Лоуренса и одного из самых загадочных художников своего времени Уильяма Тёрнера. Эпоха романтизма сменила эпоху Просвещения, на смену культа разума пришла эстетика Дж. Байрона, М. Лермонтова и А. Пушкина. Романтики отвергли «холодную рассудочность» эпохи классицизма и вдохнули дыхание живой жизни в свои произведения. Категория возвышенного остаётся центральной для эпохи романтизма: от философии до музыки, найдя формы воплощения в литературе и изобразительных искусствах, героическая интерпретация образа органично сочетается с естественностью и подвижностью. Это очень важно, потому что, благодаря именно этим качествам, образ героя приобретает совершенно особенный контекст подачи и особое прочтение – понимание для зрителя. Наряду с прославлением героического характера персонажа, показаны удивительные возможности внутренней энергии человека, величие и глубина его души. Работа над столь знаменательным проектом высокой исторической значимости прославила английского живописца и стала самым значительным проектом, воплощённым художником за его жизнь.

Большинство портретов для Военной галереи писалось с натуры, также использовались портреты, написанные ранее, присланные участниками войны, не имевшими возможности приехать позировать или родственниками погибших и уже умерших генералов. В галереи размещены также 13 затянутых зелёным шёлком рам с именами генералов, чьи портреты по разным причинам не были написаны.

Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях. Инспекторским департаментом Главного штаба были составлены предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года списки были предоставлены Главным штабом специальному аттестационному комитету, созданному 18 (30) августа 1814 года для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. В августе 1820 года аттестационный комитет закончил свою работу. Необходимо отметить, что не все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней.

Зал, в котором разместилась галерея, была сооружен по проекту не менее знаменитого талантливого архитектора Карла Росси. Военная галерея Зимнего дворца, созданная в память Отечественной войны 1812 г., была торжественно открыта 25 декабря 1826 года – в день, который ежегодно отмечался как память «о поражении и изгнании неприятеля из пределов России».

17 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар, который уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Благодаря мужеству солдат гвардейских полков все портреты были спасены - ни один из портретов не пострадал - исторически достоверное свидетельство и память были самоотверженно сохранены потомками. В 1838-1839 годах галерея была заново отделана по чертежам архитектора В.П. Стасова. На мраморной доске, размещённой в галерее в 1949 году, вырезаны строки из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец», посвящённому Барклаю-де-Толли:

« У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года...»

Одним из портретов по праву занявших место в Военной галерее Зимнего дворца, созданной в память Отечественной войны 1812 г., является портрет графа Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783-1844) - русского государственного деятеля, военачальника, генерала от кавалерии, шефа жандармов и одновременно Главного начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1826-1844). Портрет А.Х. Бенкендорфа был лично написан английским художником Дж. Доу с натуры в Санкт-Петербурге в 1822 году, о чём свидетельствует памятная надпись на портрете, сделанная рукой живописца и его подпись.

 

                              Портрет А.Х. Бенкендорфа Джордж Доу Военная галерея Зимнего Дворца, Эрмитаж

Портрет А.Х. Бенкендорфа

Джордж Доу

Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

 

Историческая справка: Александр Христофорович Бенкендорф родился в Петербурге, окончил там же пансион и являлся первым среди лучших учеников пансиона. В 1802 году А.Х. Бенкендорф по приказу императора Александра I отправился в секретную экспедицию, возглавляемую Спренгтпортеном, которая должна была «объехать с целью военно-стратегического осмотра Азиатскую и Европейскую Россию». В войне 1805-1806 гг. он состоял при дежурном генерале графе Толстом и участвовал во многих сражениях. В 1807-1808 гг. состоял при русском посольстве в Париже. В 1809 году отправился добровольцем в армию, действовавшую против турок, и часто находился в авангарде или командовал отдельными отрядами; за выдающиеся отличия в сражении под Рущуком 20 июня 1811 был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Во время Отечественной войны 1812 года А.Х. Бенкендорф сначала был флигель-адъютантом при императоре Александре I и осуществлял связь главного командования с армией Багратиона, затем командовал авангардом летучего (армейского партизанского) отряда генерала Винцингероде; 27 июля произвёл атаку в деле при Велиже, а по уходе Наполеона из Москвы и занятии её русскими войсками был назначен комендантом города. При преследовании неприятеля он находился под командованием генерал-лейтенанта Кутузова (не путать с фельдмаршалом Кутузовым), заместившего попавшего в плен к французам Винцингероде, был в разных делах и взял в плен трёх генералов и более 6000 нижних чинов. В войне 1812 г. А.Х. Бенкендорф отличался необыкновенной храбростью: лично уничтожил большое количество французов, один взял в плен несколько французских генералов, командовал партизанским отрядом, а когда Наполеон оставил Москву, был военным комендантом города. Находясь при Кутузове, Бенкендорф исполнял его специальные — особо опасные — поручения, чем прославился в заграничных походах, особенно отличился в битве при Лейпциге. Во главе военного отряда освободил от французов Амстердам, столицу Нидерландов, к слову сказать, сами голландцы не оказывали сколь-нибудь действенной помощи русским, выступая при них только в качестве дружинников. Этот же отряд освободил Бельгию. Однополчане говорили и о доброте, присущей А.Х. Бенкендорфу, о полном отсутствии в нем какого-либо ожесточения, а Государь Император Александр I называл службу А.Х. Бенкендорфа безупречной.

В кампанию 1813 года А.Х. Бенкендорф начальствовал летучим отрядом, нанёс поражение французам при Темпельберге (за что получил орден Святого Георгия 3-й ст.), принудил неприятеля сдать город Фюрстенвальд и вместе с отрядом Чернышёва и Теттенборна занял Берлин. Переправясь через Эльбу, А.Х. Бенкендорф взял г. Ворбен, и, состоя под начальством генерала Дорнберга, способствовал поражению дивизии Морана в Люнебурге. Участвовал в сражениях при Грос-Верене и при Денневице, состоя с своим отрядом в Северной армии. Поступив под начальство графа Воронцова, он 3 дня сряду с одним своим отрядом прикрывал движение армии к Дессау и Рослау и награждён был за это золотою саблею, украшенною алмазами. В битве под Лейпцигом Бенкендорф командовал левым крылом кавалерии генерала Винцингероде, а при движении этого генерала на Кассель был начальником его авангарда. С отдельным отрядом был отправлен в Голландию и очистил её от неприятеля. Сменённый прусскими и английскими войсками, Бенкендорф двинулся в Бельгию, взял города Лувен и Мехелен и отбил у французов 24 орудия и 600 пленных англичан. В кампанию 1814 года Бенкендорф особенно отличился в деле под Люттихом; в сражении под Краоном командовал всею конницею графа Воронцова, и прикрывал движение Силезской армии к Лаону; при Сен-Дизье начальствовал сперва левым крылом, а потом арьергардом.

12 апреля 1826 года Бенкендорфом была подана записка Его Императорскому Величеству, содержавшая проект учреждения высшей полиции под начальством особого министра и инспектора корпуса жандармов. Император Николай I, весьма расположенный к Бенкендорфу после его активного участия в следствии по делу декабристов, назначил его 25 июня 1826 года шефом жандармов, а 3 июля 1826 года - главным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое наряду с рядом функций ведало контрразведкой, также Бенкендорф являлся командующим Главной Его Императорского Величества квартирой. В 1828 году, при отъезде государя к действующей армии для военных действий против Османской империи, Бенкендорф сопровождал его; был при осаде Браилова, переправе русской армии через Дунай, покорении Исакчи, в сражении при Шумле и при осаде Варны; 21 апреля 1829 года он произведён в генералы от кавалерии. Николай I дружески относился к Бенкендорфу, необыкновенно доверял ему, и говорил о нем в 1838 г., когда Александр Христофорович уже проявил себя на государственной службе: «В течение 11 лет он ни с кем меня не поссорил, а примирил со многими» Бенкендорф выполнял массу секретных поручений императора, часто, как разведчик, бывал за границей. Его жизнь отчасти была покрыта тайной, и смерть свершилась при загадочных обстоятельствах. Предполагается, что он погиб, от руки шпионки, сумевшей пробраться на корабль, на котором Бенкендорф возвращался из-за границы. Он был похоронен в 1844 г. в имении Бенкендорфов - Фалль - близ Таллина (тогда г. Ревеля).

                      7823a6a0463e

На протяжении всей службы Государю Императору Бенкендорф правильно и тактично подсказывал Николаю I пути к решению внутригосударственных проблем, например, создать сеть железной дороги, улучшить здравоохранение и отменить крепостное право.

А.Х. Бенкендорф оставил потомкам серьёзные исторические документы «Записки. 1812 год Отечественная война. 1813 год Освобождение Нидерландов» и книгу - «Воспоминания (1802-1837)», которая на сегодняшний день издана и включает уникальную переписку А.Х. Бенкендорфа и его друга Михаила Семёновича Воронцова (1782-1856) - русского государственного деятеля, генерала-фельдмаршала (1856), героя войны 1812 года, командира русского оккупационного корпуса во Франции (1815-1818), новороссийского и бессарабского генерал-губернатора (1823-1854 гг.), блестящего дипломата своего времени. В экспозиции Алупкинского дворца (Воронцовский дворец) представлены портреты военных героев – друзей М.С. Воронцова, которые являются авторскими повторениями художника Джорджа Доу. Между портретами Л.А. Нарышкина и Ф.П. Уварова более крупными размерами выделяется портрет А.Ф. Бенкендорфа – лучшего друга М.С. Воронцова. Портрет Бенкендорфа вызывал зависть у его врагов, которые тщетно старались очернить имя Бенкендорфа, пользовавшегося любовью и доверием не только Государя Императора, но и многих людей. Свою воинскую службу Бенкендорф начинал с низшего офицерского звания поручика, также как и его друг М.С. Воронцов. Судьба их свела и познакомила, когда они, юными молодыми людьми в возрасте двадцати лет, отправились добровольно служить на Кавказ. Бенкендорф и Воронцов крепко подружились и трогательно сохранили дружбу на всю жизнь. Их закалила суровая служба на Кавказе и участие в русско-персидской войне.

                                                        Доу-Джорж-Бенкендорф-А-Х-1783-1844гг. Алупкинский дворец (Воронцовский дворец)

Портрет А.Х. Бенкендорфа

Джордж Доу

Алупкинский дворец (Воронцовский дворец)

 

Как человек, возглавлявший органы контрразведки, А.Х. Бенкендорф был причастен к делу декабристов. Однако, среди документов, относящихся к восстанию декабристов в декабре 1825 г. в Петербурге и некоторых местах России, не найдено хоть каких-либо материалов, содержащих жалобы декабристов на Бенкендорфа или на его хоть сколько-нибудь грубое отношение к ним, поскольку сами декабристы хорошо относились к Бенкендорфу и тепло отзывались о нем. Бенкендорф даже тщетно хлопотал перед императором об отмене смертной казни восставшим.

Имя А.Х. Бенкендорфа для нас также неразрывно связано с именами легендарных русских поэтов М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, которые отличались вспыльчивостью характера и либеральностью своих политических взглядов. Открытая в настоящее время для исследователей переписка свидетельствует о весьма тёплых и корректных взаимоотношениях А.Х. Бенкендорфа с поэтами, которые в своё время были излишне драматизированы литературоведами. Например, 24 марта 1830 г. А.С. Пушкин пишет (по франц.) в своём письме А.Х. Бенкендорфу: «Несмотря на четыре года уравновешенного поведения, я не приобрёл доверия власти… Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанию своих прав и обязанностей, но единственно вашей личной ко мне благосклонности. Но если вы завтра не будете больше министром, меня упрячут». Специалистам также хорошо известно письмо, которое А.С. Пушкин направляет А.Х. Бенкендорфу перед своей дуэлью. К слову сказать, дуэли, будучи неотъемлемой частью русской дворянской культуры, были запрещены законом и рассматривались как уголовные преступления.

Сегодня, когда оказываешься в Государственном Эрмитаже, и проходишь через залы Военной галереи Зимнего дворца, понимаешь, что портреты действительно скрывают тайны - за каждым из них человеческая личность и историческая судьба.
А.Х. Бенкендорф это яркий представитель своего времени, профессионал высочайшего класса, человек
наделённый решительностью характера и сильной волей, которого отличала интеллигентность и эрудиция. Фигура А.Х. Бенкендорфа соединила качества блестящего военачальника, который принял участие в нескольких военных кампаниях и человека искренне преданного своему Отечеству и государственной службе, который внёс свой гражданский вклад, защищая свою страну и способствуя развитию своей страны - продвижению России на первую роль в международной жизни.

 

А.В. Лиховцева

искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС

  

Литература:

1. В подготовке исторической справки использованы материалы свободной энциклопедии Википедия.

2. Елена Дорошенко, старший научный сотрудник КРУ «АДПМЗ». К 230-летию со дня рождения А.Х. Бенкендорфа.