« Назад

Образ мира, ключевые законы мироздания и коды духовной культуры в произведениях мирового искусства. Статья Лиховцевой А.В.

 

 

Аннотация:

Статья посвящена вопросам выявления знаковых форм, выражающих универсальные законы существования Вселенной, концепций духовной культуры и алгоритмов личностного роста в произведениях мирового искусства. Анализ памятников и отдельных произведений разного времени позволил выделить общие характерные черты и закономерности системы в исторической ретроспективе, проследить всеобщую логику принципов знакообразования, выявить закономерности и общность черт, выделить набор ключевых идей, которые выступают отправными и приоритетными в системах духовной культуры на протяжении веков. Образы мира и концепции, заключённые в знаковую форму, позволяют постичь опыт познания мироздания разными культурами и консолидировать это знание. Зашифрованные в произведениях искусства знаки, выступая структурообразующими элементами, позволили создать уникальные системы координат, обладающие возможностями трансформации человеческого духа. Именно этот комплекс знаний исторически понимался как некий код мироздания и ключ мировоззрения, помогая приблизиться к постижению совершенства человеческой сущности.

Ключевые слова: образ мира, духовная культура, духовность, искусство, философия, культура, духовные ценности, идеология, культурный код, мироздание, построение личности, произведение искусства, иконология, культурные парадигмы, идеологическая модель, космологическая модель, герметизм, вселенная, универсум, дух.

Essay:

The essay is devoted to the identification of iconic forms expressing the universal laws of the existence of the Universe, concepts of spiritual culture and algorithms of personal growth in works of world art. The analysis of monuments and works of fine arts of different times made possible to identify common characteristic features and patterns of the system in historical retrospect, to trace the general logic of the principles of sign formation, to identify patterns and common features, to identify a set of key ideas that act as starting points and priorities in the systems of spiritual culture for centuries. Images of the world and concepts enclosed in a symbolic form allow us to comprehend the experience of cognition of the universe by different cultures and consolidate this knowledge. The signs encrypted in the works of art, acting as structure-forming elements, made it possible to create unique coordinate systems with the possibilities of transforming the human spirit. It is this complex of knowledge that has historically been understood as a kind of code of the Universe and the key of the worldview, helping to approach the comprehension of the perfection of human essence.

Key words: image of the world, spiritual culture, spirituality, art, philosophy, culture, spiritual values, ideology, cultural code, universe, personality building, work of art, iconology, cultural paradigms, ideological model, cosmological model, hermeticism, spirit.

       Вопросы интерпретации образа Мира, Вселенной, понимание её устройства и универсальных законов существования, поиск человеком места во вселенской иерархии и осознание своего предназначения нашли выражение и преломление в разных культурных традициях разного времени. Опыт представлений о Вселенной сохранялся и передавался в разных культурах от поколения к поколению. В «промежуточном итоге», можно констатировать, что образ Мира, законы существования Вселенной, ключи к самоопределению и построению человеческой личности нашли отражение в комплексе символов, знаковых и образных системах произведений мирового искусства. Анализ памятников и отдельных произведений искусства позволяет выделить общие характерные черты и закономерности системы в исторической ретроспективе. Образы мира и концепции, заключённые зачастую в символы и знаки, не только позволяют постичь опыт познания мироздания разными культурами, но и консолидировать это знание, вследствие чего увидеть общность черт и выявить закономерности развития, а также выделить некий набор ключевых идей, которые выступают отправными и приоритетными для человека при построении личности на протяжении веков. Именно этот комплекс знаний исторически понимался как некий код мироздания и ключ мировоззрения, помогая приблизиться к постижению совершенства человеческой сущности.

Каждая эпоха, цивилизация и культура, аккумулируя в некотором временном отрезке свой духовный и культурный опыт, оставили в истории мирового искусства своё видение Образа Мира и понимание универсальных законов существования. В целях изучения обозначенных закономерностей и выявления специфических характерных черт, а также структурных особенностей был проведён анализ группы произведений искусства изображающих Универсум и произведений искусства, которые представляют собой знаки, символы, схемы, заключающие универсальные принципы алгоритма жизни на макро и микроуровнях. Необходимо также отметить общее стремление разных культур найти формы выражения духовных идей через некие графемы, среди которых вполне очевидно выявляются структурные совпадения и аналогии. 

Материальные объекты культуры всегда являются проявленной формой духовной жизни – в них отражена философская концепция, ориентированная на установление диалога и связей с духовной сферой представлений зрителя через различные формы восприятия, посредством подтверждения или отрицания его личного духовного опыта. Отдельные произведения мирового искусства выступают концептуальными моделями таких представлений.

Небесный диск из Небры (Археологический музей, Галле), Галактический диск «Disco Colgante» (Музей Ларко, Лима), золотая сфера – цельный золотой циферблат и дисковые пластины с концентрическими кругами культуры чиму (Музей золота Перу, Лима), китайские диски би в сочетании с предметами цун возможно отнести к числу примеров наиболее ранних абстрактных и концептуальных артефактов, которые соотносятся с небосводом и выступали не только знаком, но и моделью, а также, что вполне возможно, и инструментом для духовной трансформации в ходе духовных практик и ритуалов. Круг, окружность зачастую становились неким порталом в пространство тонкого мира. Неслучайно, именно круг лёг в основу планов древних капищ и кромлехов. В данном контексте, в качестве одного из примеров, также необходимо отметить круглый план города Багдада, основанного халифом Мансуром в 762 г. Архаическое мировоззрение древнего мира было абстрактно и обладало важным свойством обобщённого цельного восприятия мира, было ориентировано на ритмы природных циклов и проявлено в ритуалах [4]. С помощью знаков и моделей человек меняет не только себя, но и пространство вокруг себя – подобная практика широко распространена в народном и сакральном искусстве и вплоть до настоящего времени подтверждена многими примерами, в частности в китайской культуре. Попытки анализа и интерпретации принципов глобальных процессов воплощены в загадочных артефактах – Пластина из Мальяно (Археологический музей, Флоренция), Фестский диск (Археологический музей, Ираклион) – подобные схемы коррелируются с рисунками одного из листов не менее загадочной рукописи Войнича более позднего времени. Поступательное развитие согласно определённым циклам, связанное с изменением расположения небесных тел и течением природных явлений, отмечено во всех древних культурах. Условное разделение мира на несколько умозрительных уровней характерно для разных традиций – зороастризма, буддизма, ислама, иудаизма и др. Мировая иерархия наглядно отражена в памятниках искусства Древнего Египта, Китая, античной культуры, культуре цивилизаций инков, майя, ацтеков и др. Важная символическая роль с древнейших времен традиционно отводилась знаку спирали, заключающему динамическую систему, который получил развитую сложную интерпретацию, интегрирован и зашифрован в произведениях разных видов искусства. Также, в произведениях искусства разных культур встречается не менее значимое изображение октаграммы – одного из древних знаков, символизирующего порядок, гармонию, равновесие, созидание.

Широкое распространение получили солнцепоклоннические культы в разных культурах – например, символ повелителя Вселенной – бога Солнца – Ашшура в Ассирии, египетский концепт солнца в трёх ипостасях – с образами Атума и Хепри-скарабея [2] (например, роспись гробницы Рамзеса V и VI, 12 в. до н.э., рельеф могилы Сети I, 13 в. до н.э.), Камень Солнца культуры ацтеков (1479 г. Национальный музей антропологии, Мехико). Среди наиболее выразительных примеров образных интерпретаций цельной картины мира с символами и изображениями астральных божеств необходимо привести знаменитые памятники Древней Месопотамии и Ассирии – стелла Мели-Шику (Мелишипаку) (12 в. до н.э. Лувр, Париж), оттиски цилиндрических печатей (в частности, оттиск с цилиндрической печати VA243 2350-2150 гг. до н.э. Переднеазиатский музей, Берлин), стелла с изображением Бога Солнца (Северный Ирак, Сиппар, 860-850 гг. до н.э., Британский музей, Лондон); карту Вселенной с богиней бескрайнего неба Нут (саркофаг жреца из Саккары, Древний Египет, XXX династия, IV в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк), многочисленные буддистские мандалы, Збручский идол (Х-ХIII вв. Археологический музей, Краков), скифскую пектораль из кургана Толстая Могила (IV в. до н.э. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев), календарь древних славян и др. Щепетильная наблюдательность и последовательность сбора эмпирических данных позволяли народам древности проследить связь земной жизни с астрологией и астрономией – в качестве примеров: древнеегипетский астрономический барельеф Дендерский зодиак храмового комплекса Хатхор в Дендере (Древний Египет, эпоха Птолемеев, 50 г. до н.э. Лувр, Париж), терракотовый астрологический диск (Древний Египет, эпоха Птолемеев, Музей искусств округа Лос-Анджелес), памятники славянской культуры – круг Сварога, Коляды дар.

Большинство памятников отражающих космогонические представления связаны с различными формами религиозных культов. В разное время разные культуры стремились выделить абсолютную суть Мира. Изобразительное искусство воплотило этот бесценный опыт представлений не только в образных, но, в том числе, и в пространственных решениях. Примечательно, что памятники искусства этой группы выражают сказанное и несказанное, моделируют и открывают возможности человека, показывают существование тонких миров, расширяют представления о пространстве, времени, формах жизни и коммуникации. Если произведения-объекты изобразительного искусства изменяют пространство вокруг себя, то архитектура создаёт уникальные пространства. Обе категории произведений формируют сложные системы пространственных координат, которые изменяют своего зрителя, представляя своего рода модели для духовного совершенствования. Именно религия открывает перед нами всеобъемлемость мира, потенциал материи и раскрывает понимание сущности представлений о ключевых событиях для человека – рождении, жизни, смерти, духовной жизни, аккумулируя духовный и мистический опыт. Сакральное искусство в разных традициях всегда ставило задачи организации уникального сложного пространства (храм, базилика, мечеть, дацан, синагога и др.), в котором реализованы определённые программы и задаются алгоритмы поведения человека. Система координат и геометрия пространства, смысловые доминанты, звуки, запахи, освещение играют значимую роль и оказывают определённое воздействие на сознание и общее состояние человека. Купол Пантеона в Риме и купол Святой Софии в Константинополе соединили гений архитектурной и духовной мысли, накрывая архитектурное пространство по сути небесным куполом и объединяя под ним оказавшихся в нём, таким образом, материлизуя идею всеобщего единения.

Концепции астрономического устройства мира развивали представления о сфере. Культура Древнего Египта подарила сокровищнице мирового искусства образы Анубиса со сферой в руках (например, рельеф одного из фиванских некрополей Дейр эль-Медины). Среди памятников культуры Античности необходимо выделить многочисленные интерпретации образа Зевса со сферой в руках и титана Атласа, с возложенной на его плечи непосильной ношей – небесной сферой. Прототип Атласа стоит отметить среди памятников Древнего Египта – в частности иконографическое совпадение с рельефом из собрания Берлинского государственного музея. В византийской традиции Вселенная, в её всеохватности, открывается перед прихожанином в фресках и мозаиках храма – например, мозаики собора Святого Марко в Венеции. В иконописной христианской традиции получил распространение вариант иконографии образа Архангела Михаила со сферой в руках. В XVI веке – в 1532 г. Лукас Кранах Старший создаёт философскую картину «Меланхолия» (Государственный музей искусств, Копенгаген), в которой художник изображает «игру» путти со сферой.

Держава, увенчанная крестом, как символ власти и владычества над миром, впервые была использована в 1191 г. при вступлении на престол императора Священной Римской империи Генриха IV. Примечательно, что в плане крестово-купольного христианского храма крест вписан в круг, а круг – в квадрат, держава же сочетает фигуры шар-сферу и крест. Одна из древнейших регалий и символ самодержавия в России – Шапка Мономаха конструктивно задумана как купол, вписанный в круг – «под крестом». Согласно точке зрения исследователя В.В. Пузанова, «на Руси полусферическая форма шапки с опушкой символизировала небо и солнце. Устремлённый ввысь наконечник «соединял» носившего с предками и легитимизировал его власть через связь с божественным». [11]

Готическая оконная роза, украшающая величественные соборы, заключала глубокий религиозный смысл, интерпретируя образ Вселенной. Выдающимися примерами отображения иерархии божественного устройства Вселенной стали сюжеты мозаик базилики Сан-Витале в Равенне, знаменитый Гентский алтарь братьев ван Эйков в Соборе Святого Бавона в Генте, фреска «Диспута» Рафаэля Санти, выполненная для апартаментов папского дворца в Ватикане и др. Примечательно, что один из медальонов купола Станцы делла Сеньятура украсила фреска «Перводвигатель», изображающая музу в окружении амуров, вращающую небесную сферу. В эпоху Возрождения творчество понималось в том числе как создание духовных ценностей. Размышления, зашифрованные в символы, об устройстве мироздания и его универсальных законах заключает в себе философское произведение Альбрехта Дюрера «Меланхолия» – многие из подобных идей, интерпретированных в герметических схемах, получили продолжение в масонских символических схемах устройства мира. Философию ключевых событий жизни человека и их взаимосвязь раскрывает Ян ван Эйк в «Портрете четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон).

Понимание, что духовный потенциал открывает новые сверхвозможности человека, а духовная сила может изменить материю, послужило стимулом в поиске совершенства человеческих качеств и их сочетаний. Традиционно, произведение искусства, выступая считываемым знаком, вступает во внутренний диалог со зрителем, также оно изменяет пространство вокруг, структурируя и организуя его согласно геометрии этого знака. Преемственность культур и непрерывность процесса познания позволили проследить закономерность подобного взаимодействия. Теоретические обоснования, раскрывающие принципы первоосновы бытия, ключевые формы, поведенческие алгоритмы, ценностные категории, характеристики и свойства личности отражены в священных книгах Библии, Коране, Трипитаке (Типитаке), Торе, которые обрели вневременное значение и общекультурную значимость. Книги Нового и Ветхого Завета, Ганджура и Данджура, Сунна и Суры Корана, Танах и Талмуд представляют непоколебимый базис представлений духовной культуры. Алгоритм духовного взросления и личностного роста определяют 12 пунктов Символа Веры, 10 Заповедей, 7 Таинств и 7 Грехов – в христианстве; Суры Корана и 5 Столпов ислама; 4 благородные истины, 3 и 8 драгоценностей буддизма; 8 основных положений и 7 законов «Ноевых Сынов» в иудаизме. Теоретические трактаты Древнего Египта, Ирана и Индии, философские поиски эпохи Античности, богословские откровения Средневековья и открытия эпохи Возрождения развили и дополнили комплекс представлений. Отдельный блок формируют комплексы духовных практик, изложенные, в том числе, в военных кодексах разных культур.

Понимание Абсолюта, как первоосновы всего Сущего, вечного и неизменного, всеобщего и единого, возможно через принятие целостности бытия. Понимание же универсальных законов устройства мира связано с идеей единства, доступного лишь немногим, проявленного в разных формах, начиная от единства божественных ипостасей, до единства природных стихий и единства тела, духа и души – в человеке. Стремление к поиску различных проявлений абсолюта – абсолютного знания, красоты, силы, сочетания качеств человеческой личности, свойственно человечеству и подтверждено историей. Возможно, такая потребность объяснима разумностью и совершенством всеобщей системы Универсума, которая и требует от несовершенного человека, с заложенным в нём потенциалом мирового разума и божественной природы, искать подобные формы и подсознательно стремиться к ним в целях достижения всеобщей мировой гармонии.

Стремление к поиску и определению абсолютных универсальных истин прослеживается задолго до появления идеалистической философской концепции Платона и всегда оказывалось подкреплённым эмпирическим опытом познания и некими духовными практиками. Для египтян бог Атум воплощал первоначальное и вечное единство всего сущего, соединяя в себе и женское и мужское начало. Постепенно, абстрактная идея, достигнув чистоты концепта, отделилась от образа и уже для Пифагора абсолют представляет число - «единица», для Платона это Единое или Благо, для Аристотеля – «Перводвигатель», Конфуций понимает под абсолютом Поднебесную, Лао Цзы – дао (естественный порядок всех вещейчистое небытие), Шанкара – «Душу мира» - Брахмана, И. Фихте – абсолютное «Я», Гегель – абсолютную идею и т.д.

           Трансформация и возможности преображения через самосовершенствование человеческой природы получили развитие и отражение в разных образах и концепциях изобразительного искусства, начиная со времён глубокой древности. Пентаграмма, вписанная в круг, означавшая совершенного преображённого человека и звезда зороастризма, центром которой является человек, получили переосмысление спустя века во вселенском человеке миниатюры «Liber Divinorum Operum» Хильдегарды Бингенской 1165 г. и в пентаграмме «Оккультной философии» Корнелия Агриппы – в эпоху Возрождения эта идея достигла своего максимума в Витрувианском человеке Леонардо да Винчи (1492 г.). Египетский джед символизировал внутреннюю ось человека, выступал «колонной стабильности», позволяющей соединить в гармонии в человеке два противоборствующих начала – земное и небесное, аналогично даосскому знаку равновесия противоположностей «инь-ян». Нравственные идеалы во всех религиозных концепциях – Боги и Святые – наделены сверхспособностями и несут в мир добро, благо и свет. Все религиозные концепции указывают на необходимость воспитания и сохранения человеком духовности – «духовной тверди», которая определяет духовную силу и возможности человека. Духовность основана на традиционных нравственных ценностях, которые неслучайно стали традиционными – их благотворное влияние на развитие и самосохранение общества подтверждены тысячелетним опытом многих поколений людей. Вместе с тем, бесспорно, несгибаемой и неизменной константой – истинной твердью является и остаётся «небо», Универсум, Вселенная – в её цельности и незыблемости универсальных законов.  

Варианты жизненного пути человека получили переосмысление в круговоротах Сансары, в концепциях духовных лабиринтов Античности, Средневековья, китайской культуры, воплотились в русской иконе (например, икона «Лабиринт духовный» XVIII в. из собрания Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим»). Крест – символ ключа жизни – таинства победы над смертью и преображения души, обозначая вертикалью связь человека с небом и с вечной жизнью, а в горизонтали земную жизнь от рождения до смерти – показывает, что соединяя божественное и человеческое, человеку дано достигнуть совершенства. В языческих традициях посох, жезл прорицателя или шамана связывал небо и землю. В китайской традиции функцию связующей вертикали, трансформирующуюся в духовный стержень, выполняет цун. Античность понимала культуру как следование за космической упорядоченностью. Традиция иудаизма, во время празднования Хануки, вкладывает в руки ребёнка четырёхгранный волчок дрейдл – «Чудо великое было там», который через магию вращения соединяет душу, тело, разум и целое. Масоны разработали сложную систему символов соответствующих человеческим качествам, постигая которые человек изменял себя. Тема преображения, имеющая глубокий философский подтекст, преображение природы и духа, преображение личности и знания, получила интерпретацию в разных культурных традициях разного времени. Примечательно, что в китайской традиции нефрит, в богатстве его качеств и характеристик, как и небесные диски би, соответствовал высоким моральным качествам владельца. Согласно богословскому толкованию христианской традиции Преображение есть откровение всех Лиц Святой Троицы – высшего божественного проявления идеи единости и единения. Иконография Иисуса Христа имеет глубокий богословский подтекст, трактуя изображение Спасителя в круге света – сюжеты «Преображение Господне», «Ангел Великого света», «Спас в силах», «Всевидящее око», «Сотворение мира», «Вознесение Христово». Изображения божеств источающих свет прослеживаются в разных религиозных концепциях. Религиозные учения дают человеку знание, что именно через духовное и личностное преображение возможно «источать свет» и возвыситься – «вознестись».

Неслучайно гуманисты эпохи Возрождения Генрих Корнелий Агриппа (Агриппа Неттесгеймский), Марсилио Фичино, переосмысливший трактаты Гермеса Трисмегиста (14 трактатов, объединённых под общим названием «Пэмандр», переведены на латинский язык Марсилио Фичино изд. 1471 г.), указывают на три вида магии – небесная или астральная, естественная, основанная на законах и силах природы, и церемониальная. Задачу поиска понимания принципа управления внутренними энергиями и объединения их с космическими токами ставили перед собой многие культуры.

Преклонение перед богосозданной красотой высшего порядка и стремление к ней, как изменение человеческой природы в соответствии с гармонией и упорядоченностью универсального порядка, дало понимание культуры как культа (лат. Cultus – культ) света-огня (аккад. Uru – свет, огонь) – культа божественного света [12], энергии, структурно преображающей и изменяющей человека.

Культура, в широком смысле термина (материальная и нематериальная) и культурное наследие, является проекцией, историческим свидетельством и аргументом, овеществленным отражением духовной жизни конкретной общности. Система духовной культуры на микро и на макроуровне влияет на все сферы жизни человека и государства и является показателем здоровья и потенциала общества, нации. Неизменно, этот набор образов, символов и смыслов связан с вопросами духовной культуры человека. Во все времена человек задаётся вечными вопросами, что есть истина и что истинно, вопросами логики устройства мира, своего предназначения и места в нём, смысла человеческой жизни и поиска секрета бессмертия. Вопросы духовности включают этот многогранный и очень широкий спектр проблем. Ответы на многие из этих вопросов сохраняют концепции религиозных знаний. Базовые нравственные принципы и нравственные идеалы, комплексы духовных качеств составили духовную силу разных народов и показали свою витальность, сохраняясь как духовный иммунитет при самых сложных исторических событиях. Духовность является основой личности, семьи, общества, государства. Именно духовность определяет пути нации. Попытки исказить духовные ценности, деформировать и подменить нравственные идеалы, изменяют иерархию приоритетов и вектор пути развития государства.    

         Духовно-нравственное и культурное наследие отражает разные формы духовного опыта разных культур, который показывает необходимость действовать в согласии с основами материи. Язык древних символов скрыт знаком, в котором сокрыты истины – первоосновы и универсальные законы. Образ Мира заключает мудрость Мира, показывает устройство Мира, единство элементов Мира. Универсум представляет единую целостную систему, элементы которой не только взаимосвязаны, но и имеют общий принцип строения. Существует Мир материальный и Мир духовный, которые соотносятся друг с другом. Знания, красота (пропорция и гармония), энергия (стремление и созидание), любовь (доброта и единение) остаются навечно – в этом преломляется Вечность и заключается секрет бессмертия. Достигнуть совершенства и единства знания – красоты – энергии – любви помогает развитие – совершенствование личности и духа. Духовная культура способствует укреплению как отдельного человека, так и общества в целом и открывает возможность длительного поступательного развития по невидимой спирали времени, обеспечивая витальность. Совершенство знания (разум) и чувствования (познание) позволяет приблизиться к пониманию универсальных Законов Мира. Идея блага всегда выступала высшим ориентиром и объектом познания. Произведения искусства, заключающие мудрость веков, ценностные стандарты и законы существования Вселенной составили сокровищницу мировой духовной культуры.

 

Список литературы:

1. Барле Оккультизм /пер. Д.И. Карабановича, под ред. А.В. Трояновского СПб., 1911. Л. 1991.

2. Герман Те Велде, «Некоторые замечания о структуре египетских божественных триад»,  Журнал египетской археологии, том. 57 (август 1971 г.). С. 81.

3. Дворжак М. История искусства как история духа. Мюнхен, 1924. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001.

4. Древние цивилизации /под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Мысль». 1989.

5. Житие Сергия Радонежского. Подготовка текста Д.М. Буланина, перевод М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, комментарии Д.М. Буланина. Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. ХV в. М., 1981. С. 256–429.

6. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для вузов (бакалавриат). Изд. 2-е. М.:Владос. 2021.            

7. Кошаев В.Б. Типология искусства // Теория и история искусства: Выпуски 3/4. / Гл. ред. А.П. Лободанов. М.: Издательство «БОС», 2020. С. 42-73.

8. Лиховцева А.В. Иконология коллекций произведений искусства. //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. 3/2020. Часть 1. С. 210-223.

9. Лободанов А.П. Семиотика искусства. Лондон: МАНВО. 2016.

10. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М: Искусство. 1995.

11. Пузанов В.В. Княжеские инсигнии в средневековой Руси и «Батыево знамение» //Учёные записки Казанского университета. 2011. Т. 153, вып. 3. С. 102-111.

12. Рерих Н.К. Избранное / Сост. В.М. Сидоров. М.: Сов. Россия, 1979.

13. Бояк Т.Н. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности». \\Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып.14А. С.42-45.

https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-duhovno-nravstvennye-tsennosti/viewer (дата обращения 01.09.2021).

 

права защищены ©AVRORAart    ©Лиховцева А.В.