« Назад

Практика коллекционирования. Статья А.В. Лиховцевой (часть1) 03.2015

 

Анастасия Лиховцева 

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

//Журнал "Берега" №3-2015

 

март 2015

Практика коллекционирования

А.В. Лиховцевa. © Права защищены.

Поскольку я одновременно коллекционирую и оказываю консультации при продаже и приобретении предметов изобразительного искусства, мои суждения отражают точку зрения не только покупателя, но и продавца. Мои мнения основаны на личной практике и деятельности на рынке искусства в Москве, начиная с 2000 г., и по своей сути субъективны. Это мнения профессионала.

Что и как собирать

Коллекционирование предметов искусства имеет свою специфику. Желательно, чтобы коллекционер обладал синтезом специальных знаний, сочетающих владение историей искусства, практику работы и обращения с предметом искусства, умение читать, смотреть, видеть произведение искусства, определять качество его исполнения и сохранность, способность идентифицировать исторический и культурный контекст конкретной вещи.

Кроме профильных знаний в конкретной категории вещей, коллекционеру необходимо знание техники исполнения и технологических признаков; изучение как исторических признаков, так и технических параметров. Важно иметь представление и об экономической стороне приобретения (цене предмета на настоящий момент, ситуации спроса и предложения в этой категории предметов, перспективе дорожания) и наличие коммерческой склонности и навыков, чтобы искать, торговаться, покупать предмет, грамотно выстраивая экономическую систему коллекции.

Изначально, коллекция подразумевает систематизированное собрание. Она должна представлять некую концепцию. Этот фактор обеспечивает потенциал коллекции как одного из альтернативных активов инвестиционного портфеля и во многом способствует развитию коллекции как части культурной системы. При соблюдении этого условия, коллекция начнёт представлять интерес не только отдельными предметами, но и как цельный самостоятельный проект.

Что покупать

Предмет, приобретаемый для коллекции, должен удовлетворять нескольким требованиям: отвечать качественным критериям с точки зрения исполнения, быть интересным с точки зрения оценки его исторического и культурного контекста, иметь инвестиционный потенциал и, самое главное, быть редкостью, в идеале — раритетом, но в любом случае обладать качествами и характеристиками подчёркивающими его незаурядность.

Покупка предметов искусства относится к категории долгих инвестиций. Грамотно выбранные предметы искусства обычно сохраняют ценность и инвестиционную привлекательность. Цена на предметы искусства мало зависит от политических и экономических изменений. Кроме того, для артрынка свойственно такое качество как «непрозрачность». Эта «непрозрачность» артрынка является как его недостатком, так и во многом его достоинством. Вложение денег в произведения искусства, коллекционные эксклюзивные ювелирные украшения и драгоценные камни всегда было достаточно надёжным вложением средств благодаря стабильности и неизменности. Возникает закономерный вопрос: Стабильности и неизменности чего? Хотелось бы подчеркнуть, что речь идёт именно о стабильности и неизменности качества, уникальности, неповторимости и редкости самого предмета коллекции.

Произведения искусства различаются по категориям (живопись, графика, гравюра, принты, декоративно-прикладное искусство, фарфор, бронза, скульптура), по времени (от старых мастеров до современного искусства), по степени уникальности, по ценам, по рискам, и конечно по доходности. На доходности коллекции сказываются такие факторы как предпочтение, категория и число категорий, затраченная сумма, количество предметов коллекции, ликвидность и срок вложений в предмет искусства. Если рассматривать коллекционирование чисто в экономическом ключе, то важным фактором является ограниченное количество предметов каждой категории на рынке и неповторимость каждого уникального предмета. Необходимо учесть, что покупатель сам принимает участие в формировании рынка цены, поскольку, совершая покупку, он сам создаёт дефицит товара данной категории на рынке, ввиду ограниченного количества предметов. На растиражированные художником вещи, картины имеющие многочисленные копии и повторы, цена более низкая. Картины, выполненные с использованием технологии современной машинной печати, разные виды принтов и плакатов, широко распространённые среди современных художников, не представляют ценности и художественного интереса — их необходимо рассматривать и оценивать в рамках рисованного дизайна и в контексте полиграфической продукции.

Выбор предмета

Главный принцип коллекционера — собирать редкие уникальные и непременно качественные предметы. Главный критерий выбора предмета это качество вещей и художественное достоинство. Поэтому, чтобы выгодно купить предмет коллекции, необходим высокий уровень профильных знаний покупателя об этом предмете. Не стоит стремиться за дешевизной вещей; иногда есть стратегический смысл купить дорого: если предмет редкий и уникальный — такой возможности его приобретения может просто больше не представится на отрезке времени, в котором Вы живёте. Возможность покупать хорошие предметы искусства есть всегда. Вопрос только в том, за какую цену Вы готовы приобрести предмет, какие у Вас инвестиционные ожидания от покупки и о какой категории предметов идёт речь. Покупателю требуется информационное погружение в рынок — чтобы отслеживать предметы, нужно иметь свободные средства для покупки, и быть готовым делать покупку достаточно быстро, при том, что охота за раритетом может длиться годами. Многие начинающие коллекционеры склонны считать, что поскольку коллекционирование это область их личных интересов и пристрастий, то предметом покупки может стать «то, что нравится» несмотря на качество и редкость предмета. Эта точка зрения спорна. Предмет искусства уникален, неповторим и редок, он сочетает в себе историческую и культурную принадлежность. Предмет, который Вы приобретаете, и в который вкладываете достаточно большие деньги, должен отвечать целому кругу задач: он не должен подешеветь со временем и потерять в цене по отношению к цене покупки, он должен иметь смысл как составляющая коллекции и представлять интерес и для других коллекционеров. В идеале, предмет коллекции должен только дорожать (или, во всяком случае, не терять со временем в цене) и аккумулировать вокруг себя типологическую группу предметов. К слову сказать, художественная ценность и стоимость предметов часто не совпадают. И это обусловлено целым рядом причин, среди которых может быть неверная оценка, потеря владельца, возникшая у владельца потребность в деньгах или быстрая продажа наследником, не разделяющим страсть родственника.

Только в случае соединения всех этих аспектов, коллекционирование имеет смысл, подобные коллекции имеют шанс стать основой небольшого музея или войти в состав крупного собрания. Они сохраняют память о своём владельце — коллекционере, который распознал, идентифицировал раритет, сумел обратить на него внимание — вычленить его из ряда аналогичных предметов, установить его культурный контекст, — обосновал ценность этого предмета, а часто и изменил знание и представление о предмете, благодаря своим узкоспециализированным знаниям, и, что немаловажно, сохранил ценное произведение искусства для последующих поколений.

Коллекционер должен находиться в контакте с музеями и профильными специалистами. Это обеспечивает среду и контекст предмету среди предметов его типологической группы, а сам предмет принимает участие в формировании и развитии вполне конкретного тематического культурного поля. Общение с сотрудниками музеев обеспечивает обмен информацией и даёт возможность научного взаимодействия. Таким образом, предмет коллекции должен публиковаться, выставляться и принимать участие в научно-исследовательской жизни.  

Сохранение произведений искусства

Сохранение культурного наследия в частных собраниях — это отдельная обширная тема. Многие частные коллекции хранят уникальные экспонаты, которым, в отдельных случаях, могут позавидовать музейные собрания. В вопросе сохранения культурного наследия в частных собраниях стоит заметить и тот момент, что раритеты бывают достаточно дорогими и их сложно приобрести государственным музеям, тем более, сделать это быстро и оперативно, тогда как момент скорости оформления покупки на редкий, интересный предмет имеет значение, поскольку он может быть объектом желания сразу нескольких организаций и коллекционеров. Надо сказать, что в вопросе сохранения культурного наследия в глобальном масштабе мотив собирательства того или иного конкретного лица не имеет ровно никакого значения.

Как правило, у каждой отдельно взятой картины интересная судьба: история её создания, затем смена владельцев и коллекций. Но неизменно раритеты и уникальные произведения искусства оказываются в руках истинного ценителя. Каждая работа каждого художника, статья и выставка, посвящённая творчеству этих художников, это безусловный вклад в обогащение и изучение культурного наследия. Именно благодаря частным русским коллекционерам, их личному стремлению, участию, их частным капиталам сохранены многие произведения русского искусства, многие из предметов возвращены сегодня в Россию. Частные коллекции это значительный вклад в сохранении культурного наследия нашей страны. Благодаря частным собраниям, мы обязаны сохранению значительной части культурного наследия, восстановлению многих страниц истории искусства, стимуляцией к более подробному изучению и реконструкции биографий многих художников. Тем не менее, случаи утраты редких произведений искусства, уникальных памятников культуры встречаются в истории и носят необратимый характер.

За этими и другими ответами на сложные вопросы, которые важны для коллекционера и собирателя предметов искусства мы обратились к человеку, который проявил необыкновенный талант в области коллекционирования, прошёл интереснейший жизненный путь и стал настоящей легендой среди коллекционеров. Во второй части статьи "Практика коллекционирования" - моя беседа о принципах коллекционирования и методах выбора предмета для коллекции, которая состоялась в марте 2015 г. с выдающимся коллекционером, собирателем театрально-декорационного русского искусства первой трети ХХ века князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским.

Скоро на нашем сайте www.avroraart.ru