« Назад

История Плаката "Родина-мать зовёт"

 

 

История одной картины.

Плакат «Родина-мать зовёт!» 1941

художник Ираклий Моисеевич Тоидзе

                                            Родина-мать зовёт!

 

Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!», созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года - один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный образ, точно найденный художником, лаконичный и ёмкий производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение, что сравниться с этим плакатом по уровню воздействия на людей могла только песня А.В.Александрова «Священная война».

В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов, но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза». Через тонкий нюанс мимики и настроения, выражение глаз – выразительность этого выражения – «говорящий взгляд» - передавался импульс. Примечательно, что и сам образ матери, будучи собирательным, одновременно был для каждого и глубоко личным - в нём каждый на фронте, безусловно, видел своё дорогое только ему одному лицо. Прообразом Родины-матери послужила жена художника - Тамара Теодоровна Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого художника, услышав первое сообщение Совинформбюро 22 июня 1941 г. о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком полным отчаяния: «Война!». Сын художника в последующем вспоминает что, услышав сообщение о нападении фашистов, мать страшно испугалась за детей. Это сообщение потрясло и сразу переключило и самого художника И. Тоидзе на создание плаката-призыва. Художник, поражённый выражением красивого лица жены - сочетанием испуга, тревожного смятения, силой эмоции, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» — и стал делать рисунок.

                                           Т.Т. Тоидзе

Тамаре Теодоровне на тот момент было всего 37 лет и выглядела она значительно моложе, но художник, сознательно изобразил её старше. Мгновенно, как вспышка, мелькнула в его творческом сознании мысль, что в образе его жены, матери его детей, воплощается всеобщий символ материнской любви, ужаса и отваги – это был символ Родины, символ жизни и родного дома – символ общей матери, которой так нужна была сейчас защита её сыновей и которая сама была полна решимости защитить своих детей. Самый ранний из сигнальных экземпляров плаката, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, датирован 4 июля 1941 г. - когда и был подписан в печать первый тираж этого плаката. К концу июля 1941 г. плакат, напечатанный огромными тиражами и на разных языках народов СССР, уже увидела вся страна.

«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…»

Известны случаи, когда, вынужденно отдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный тираж плаката «Родина-мать зовёт!» размером чуть меньше обычной почтовой открытки - они хранились в карманах гимнастёрок у многих фронтовиков рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. Плакат «Родина-мать зовет!» стал своего рода и оберегом, подобно тому, как в Первую мировую войну солдаты трепетно носили при себе изображение иконы с образом Божьей матери.

Оригинал рисунка для легендарного плаката хранится в настоящее время в Третьяковской галерее и выставлялся для публичного просмотра на выставке в год 70 – летия Великой Победы. После войны художник Ираклий Тоидзе сделал для разных музеев еще десять авторских повторений этого плаката.

В среде историков искусства, вплоть до сегодняшнего дня, не угасают споры о природе художественной композиции этого плаката и предыстории формирования образа Родины-матери. Если говорить о художественной композиции, то верно отметить, что сам жанр плаката уже предусматривает подобный формат подачи материала, открытый диалог со зрителем, ключевую композиционную доминанту, требует от художника ёмкой формулировки, лаконичности образа и подразумевает использование минимума художественных средств. Как проходил в сознании художника поиск именно этого символа и как была найдена и сформулирована настолько точная образная формулировка – более сложный вопрос. В среде искусствоведов часто проводят аналогии с французским шедевром мировой живописи - картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830), созданной по мотивам июльской революции 1830 года. Безусловно, художник Ираклий Тоидзе знал эту картину. И жест, и композиционный выход главной фигуры женщины - национального символа Франции – Марианны, символизирующей свободу в картине Э. Делакруа, действительно крайне удачен. Но принципиально и крайне важно заметить, что по своей сути Э. Делакруа, пусть легко и талантливо, но воплощена абсолютно другая идея. Образ свободы и образ матери изначально представляют собой разные символы, которые имеют разную семантику и природу, вызывают разные ассоциативные ряды и, естественно, имеют разный принцип воздействия. Кроме указанных аргументов, необходимо обратить внимание, что фигура «зовущая за собой» и фигура призывающая «глаза в глаза» - это две разных формы диалога со зрителем. Оставим споры учёным.

Образ матери, образ Родины, а если проводить иконографические параллели, то важно назвать и образ Богоматери - отчётливо прослеживаются как ключевые в русской философии и идеологии на протяжении всей истории культуры России. Эти образы всегда были и остаются базовыми для русской культуры и заложены изначально в русской ментальности.

После уникального точного попадания в художественный образ в плакате «Родина-мать зовёт!», художник Ираклий Тоидзе неоднократно пытался найти парафразы образа в своих последующих работах. Такими работами стали плакаты «За Родину-мать!» - агитационный советский плакат 1943 г. и плакат «Во имя мира» созданный в 1959 г. в ознаменование начала эры освоения космоса. Эти плакаты не уступают плакату «Родина-мать зовёт!» по своим художественным достоинствам, но уже не могут сравниться с ним по силе своей выразительности, исходящего импульса и пронзительности образа.

6caa24d9cf3a75ceed57ed2536d

 

В собрании Российской Государственной Библиотеки хранится ещё несколько чрезвычайно интересных и примечательных плакатов, выполненных художником Ираклием Тоидзе. Один из них - удивительный по красоте художественного языка - плакат, который не может не привлекать внимание исследователей, созданный уже после войны - «Тебе, Родина!».

Тоидзе IMG_5754

 

Этот плакат можно по праву признать одним из шедевров агитационного искусства, его отличает красота цветовых сочетаний, при их лаконичности, красота формулировки и подачи образа, заложенные в нём внутренняя сила и целеустремлённость, тонко переданное настроение счастья, гордости за свою страну и уверенности в завтрашнем дне. В этом сочетании человечности и героических качеств, умении почувствовать и передать это сочетание и заключается талант художника Ираклия Тоидзе.

Примечательно, что в советский период знаменитый плакатист Ираклий Тоидзе создаёт агитационные плакаты для Министерства внутренних дел СССР, при участии Главполиграфпрома Министерства культуры СССР – это плакаты «Будьте достойным гражданином СССР! Работники милиции! Повышайте культуру в работе паспортных столов!» (1956) и «Участковый уполномоченный! Постоянно опирайся в своей работе на помощь общественности!» (1957).

     

 Тоидзе IMG_5745              плакат

 

 

справка о художнике:

Ираклий Моисеевич Тоидзе - грузинский советский живописец и график. Народный художник Грузинской ССР (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951).

 

А.В. Лиховцева

искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС