« Назад

Статья. Произведения искусства в коллекциях. История одной английской гравюры

 

А.В. Лиховцева

искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

Произведения искусства, особенно когда речь заходит о старом искусстве, почти всегда соединяют в себе историю, культуру, признаки времени. Удивительно, что эти предметы, благодаря своей неординарности, красоте и совершенству, а иногда просто уникальности, обречены на долгую счастливую жизнь в коллекциях и собраниях. Они бережно сохраняются на протяжении веков восхищёнными коллекционерами и переходят из одного собрания в другое, продаются на аукционах, выставляются на выставках в музеях, публикуются в альбомах и каталогах, становятся частью музейных собраний.

Задумываетесь ли Вы, блуждая в роскошных музейных залах, рассматривая какой-нибудь таинственный портрет и встретившись взглядом с портретируемым: а сколько людей - зрителей увидел он - этот человек, изображённый на портрете за время существования картины, и какие истории и тайны он скрывает?!

                                  Томас Райдер «Отелло и Дездемона»

Я хочу рассказать историю одной гравюры из частной коллекции. Это прекрасная английская гравюра пунктиром «Отелло и Дездемона», выполненная талантливым английским гравером Томасом Райдером (1746 – 1810) в 1799 г. в Лондоне, с живописного оригинала английского художника и рисовальщика Томаса Стоттарда.

Гравюра была выполнена для так называемой «Шекспировской галереи» Джона Бойделла. Джон Бойделл - меценат, вышедший из среды делового среднего класса и сделавший состояние на продаже гравюр. Инициатива Дж. Бойделла была неожиданна и достаточно уникальна для Англии того времени. По его замыслу, приглашённые ведущие художники Англии должны были создать ряд картин, представляющих сюжеты шекспировских произведений, при этом, из каждой драмы выбиралось по три основных сцены, а из комедии – по одной. Основной целью этого проекта конца XVIII века было «основание английской школы исторической живописи». И это во многом объясняет, почему именно произведения У. Шекспира были избраны в качестве литературного источника. На самом деле, интерес к национальной традиции и к прошлому пронизывает всю европейскую культуру того времени. Нужно ли говорить отдельно о У. Шекспире и его популярности, о красоте и типичности его произведений в английской литературе, о той будоражащей остроте сюжетов и эффектах, выхваченных ярким светом рампы на театральных подмостках. Созданные полотна, по замыслу мецената, затем должны были быть награвированы в большом формате. И действительно, для гравюры наш лист на редкость большой: его размер составляет 52,3 х 68,3 см, размер оттиска 50 х 63,2 см. Гравюры такого размера – всегда были редкостью, исключение, пожалуй, составляют только географические карты. Созданные картины и гравюры серии должны были украсить специально обустроенные для этой экспозиции залы здания на улице Пэлл Мэлл, 52 в Лондоне, «призванной способствовать укреплению национальной гордости, возрождению интереса к национальной истории и литературе». «Шекспировская галерея» создавалась на протяжении нескольких лет, с 1797 по 1805 гг. В её создании участвовали такие прославленные английские мастера, как Д. Рейнолдс, Г. Фюсли, Р. Смирк, Дж. Райт, Дж. Ромни и пр. К сожалению, проект Джона Бойделла не был завершён. Вследствие возникших финансовых проблем, меценат и антиквар был вынужден продать большую часть картин. Часть из них пропала и хочется верить, что благополучно осела в частных коллекциях. Ряд работ вошёл в состав знаменитых европейских собраний: так, 30 картин из этой легендарной серии были куплены в 1837 г. галеристом и промышленником сэром Генри Тейтом. Та же участь постигла и многие гравюры, созданные для галереи. Однако, в случае гравюр, утраты были восполнимы. Благодаря тому, что доски, с которых они были напечатаны, были сохранены в целости, шекспировская серия неоднократно переиздавалась в XIX веке и эти издания пользовались большой популярностью. Монументальные листы в великолепном техническом исполнении впечатляли своим размером, эффектной декоративностью и величественностью трактовок сюжетов, в которых чувствуется влияние театральных постановок того времени. Все эти факторы и создали условия для неослабевающего интереса к листам как музеев, так и частных коллекционеров, которые по своей природе всегда находятся в конкурентном соревновательном азарте.

Перед нами лист прекрасного качества первого тиража 1799 г. Сюжет - сцена из драмы «Отелло, венецианский мавр» акт II, сцена 1: Одержав победу над турками, Отелло прибывает на Кипр, где его встречает Дездемона. В подписи приведены строки, которым соответствует композиция:

Отелло:        Моя воительница!

Дездемона:    Мой Отелло!

Отелло:        Я верить не могу своим глазам.

                      Ты здесь? Как ты меня опередила?

                      Всегда за бурями такой бы штиль!

                      Кто бы мечтал тогда о непогоде!

                     О, если б мог сейчас я умереть!

                    Счастливее я никогда не буду.

 (Перевод Б.Л. Пастернака)

Автор живописного оригинала, с которого делалась гравюра, Томас Стоттард окончил Королевскую Академию Художеств в Лондоне, в 1794 г. был удостоен звания академика, а в 1812 г. возглавил библиотеку Королевской Академии. Свидетельство о руководстве Стоттардом библиотекой, а тем более, библиотекой Королевской Академии в этом контексте неслучайно и требует особого внимания. Богатые библиотеки представляли собой центры образования, собирали ценные образцы мысли и знаний, славились своими собраниями красивейших редких гравюр, которые всегда соединяли в себе достижения высшей науки и великолепного точного вида искусства. Подобные крупные книжные собрания хранили ценные коллекции книг и поистине уникальные экспонаты, среди которых были средневековые манускрипты, рукописи и партитуры. Итак, помимо значительного количества живописных полотен, за всю творческую биографию, Томасом Стоттардом было создано ещё около 5 000 графических листов. Что касается его картин для «Шекспировской галереи», то часть из них сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Картина «Отелло, венецианский мавр» 1798 г. (холст, масло), с которой делалась эта гравюра, хранится в коллекции Королевской Шекспировской компании, Статфорд-на-Эйвоне (The Royal Shakespeare Company, Stratford-upon-Avon), а эскиз к ней, в настоящее время находится в собрании Йельского центра по изучению британского искусства.

Картина «Отелло, венецианский мавр» представляет собой сложную многофигурную композицию, где каждый из персонажей наделён своей мимикой и имеет свой характер. Как правило, гравированная картина приобретает в гравюре индивидуальные черты и тогда многое зависит от таланта гравера: это и выразительность взглядов героев, острота и патетика движений, виртуозная передача фактуры и богатство тканей сложных костюмов персонажей - парча и бархат, тафта, кружева и шёлк, блеск лат и роскошь перьев. Гравюра - особый вид искусства, в котором очень тонко чувствуется искусство передачи полутонов. И надо отметить, что в этом листе гравер Т. Райдер виртуозно справился со своей задачей и достиг технического совершенства.

Подобный нашему гравированному листу, правда, выполненный в несколько другой технике - цветной пунктир, офорт, акварель, находится в собрании Отдела графики ГМИИ им.А.С.Пушкина (Инв. Г–79460), куда он поступил ещё в 1918 г. из знаменитой коллекции гравюр Н.В.Баснина (Москва) - сначала в Румянцевский музей (Москва), а затем в ГМИИ с 1924 г.

Хотелось порадовать читателя удивительным рассказом об одном из прекрасных предметов старины и окунуть его в мир истории, литературы, искусства и культуры, которыми пропитаны подобные вещи. Это уникальное свойство предметов, которые заслуженно составляют коллекции и собрания. Коллекционирование произведений искусства - одно из изысканных удовольствий, которое наполняет повседневную жизнь образованного современного человека.

 

1. Thieme-Becker, XXIX, 1935, p. 256.

2. В подготовке статьи были использованы материалы электронного каталога собрания Британской гравюры XVIII—XIX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также материалы исследований искусствоведа Н.О. Веденеевой, научного сотрудника Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.