искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
Анастасия Лиховцева
искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)
//журнал "Полиция России" №3 2017
История картины А.М. Васнецова
«Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925.
(Собрание Музея истории и реконструкции г. Москвы)
В собрании Музея истории и реконструкции Москвы хранится уникальная работа Аполлинария Михайловича Васнецова «Красная площадь во 2-й половине XVII века» из цикла «историко-археологических» пейзажей художника, исполненных в 1920-е годы для Коммунального музея (в настоящее время - Музей истории и реконструкции Москвы). Появление этой картины связывает между собой множество интересных фактов.
Любуясь открывающимся видом от Государственного исторического музея на Красную площадь и Собор Василия Блаженного, сегодня мало кто задумывается над тем, что когда-то на месте Исторического музея - одного из знаковых символов Москвы, располагалось здание Старого Земского приказа.
Земский приказ - центральный орган государственного управления, центральное государственное учреждение XVI - XVII веков, ведавшее управлением Москвы, в функции которого помимо судебных дел входил сбор городских налогов и управление городским отрядом полиции того времени – «ярыжных». Земский приказ был образован в ходе административных реформ середины XVI века, как преемник бывшего органа управления Москвой — Ямского двора. Старый Земский приказ занимал Северную сторону Красной площади с 1597 года, где ранее предположительно и располагался Ямской двор, тогда как Новый Земский приказ находился «за рекой Неглинной - рядом с Кутафьей предмостной башней, против Никитской улицы», на месте здания современного Манежа.
Каменная застройка на Красной площади постепенно вытесняла деревянную и в 1700 г., на противоположной стороне Воскресенского проезда, на месте существовавшего здесь ранее деревянного Земского приказа, было возведено новое каменное здание. Центральная часть здания Земского приказа с главным входом и Ворота Монетного (Денежного) двора, воздвигнутого чуть ранее в 1697 г., завершались одинаковыми башнеобразными композициями. Здание Земского приказа представляло собой памятник архитектуры, прекрасный образец постройки XVII века в стиле московского барокко и являлось частью ансамбля гражданских зданий петровской Москвы. Главный фасад был богато украшен изразцами - панно для украшения тумб колонок фасада и композиции с двуглавыми орлами.
«По одной из версий, зодчим Земского приказа стал выдающийся мастер XVII века Осип Дмитриевич Старцев, состоявший под непосредственным руководством боярина Тихона Никитича Стрешнева в приказе Каменных дел. Стрешнев, умевший выбирать и ценить людей, поручал ведению зодчего важнейшие градостроительные дела, требовавшие большого мастерства и опыта. Ведущий зодчий приказа Каменных дел Старцев хорошо известен москвичам по изящным главам, венчающим Верхоспасский собор Кремля, и дивному Крутицкому теремку. К услугам Старцева охотно прибегало высшее духовенство: его опыт в создании не только храмов, но и монастырских ансамблей был поистине уникальным. На художественный вкус Осипа Дмитриевича можно было полагаться вполне. Подмастерья каменных дел не владели искусством составления чертежей, "даже и Осип Старцев" (Сперанский А.Н. Очерки... С. 133; Выголов В.П. Творчество... С. 358-360). Очень точно и образно характеризует процесс возведения здания в конце XVII в. Е.В. Михайловский: "Творческий замысел выполнялся русским зодчим XVII в. при обычном отсутствии чертежей или моделей прямо в натуре. Здание зиждилось так, как скульптор высекает статую - его художественный образ принимал окончательную форму в процессе самой постройки.»
Земский приказ был упразднён (реорганизован) в ноябре 1699 года. Петр I упразднил Земские приказы, повелев временно ведать их делами Судному и Стрелецкому приказу, на базе которого в июне 1701 года был образован Приказ земских дел - управление землями (городами) России.
В здании бывшего Земского приказа была оставлена Главная аптека, которой в 1700 году было выделено несколько помещений на втором этаже. Здание просуществовало около двух столетий, неоднократно меняя свое назначение. Во время одного из самых опустошительных пожаров, в 1737 году, оно сгорело. После реконструкции 1744 года здание было передано Берг-коллегии — департаменту горных дел или Бурмистрской палате (также именовалась Московской Земской канцелярией). В 1755 году благодаря инициативе Михаила Васильевича Ломоносова в здании был открыт первый в России Московский университет. Императрица Елизавета Петровна подписала «Проект об учреждении Московского университета» и «соизволила для учреждающегося вновь в Москве университета дом, в коем прежде была аптека, починкою исправить и в состояние привести». Церемония торжественного открытия занятий была приурочена к празднованию годовщины коронации императрицы Елизаветы Петровны. Но вскоре после открытия, университету стало недостаточно отведенных помещений. И в 1782 — 1793 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова неподалеку от Красной площади — на Моховой улице — было выстроено новое здание Московского университета. После перевода университета на Моховую улицу в историческом здании на Красной площади помещались разного рода административные учреждения: магистрат, городская дума, губернские присутственные места.
В 1864 году происходит очередное знаковое событие - при активном участии графа А.С. Уварова, в Москве было основано Московское археологическое общество, которое инициировало появление Исторического музея. В 1874 году старинное здание Старого Земского приказа было разобрано в связи со строительством Исторического музея по проекту архитектора Владимира Шервуда.
Творческий путь Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933) - выдающегося русского художника, брата художника Виктора Васнецова, ученика признанных мастеров в истории русской живописи И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.М. Максимова – это самобытное национальное явление. Имя Аполлинария Михайловича Васнецова неразрывно связано с историей старой Москвы. Васнецов вошёл в историю культуры как редкое явление, блестящее сочетание качеств художника, учёного и пытливого историка. Старую постройку здания Земского приказа на Красной площади А.М. Васнецов, скорее всего, уже не увидел, поскольку известно, что в Москву он прибыл впервые в 1878 г. Затем последовали долгие годы путешествий по России и Европе и только в начале ХХ века А. Васнецов приезжает и обосновывается в Москве, в Кокоревском подворье, напротив Кремля. Образ Москвы ещё с момента первого знакомства покорил воображение художника, о чём он пишет в своих литературных заметках. Но именно теперь Васнецов приступил к серии работ посвящённых старой Москве прошлых веков. Как отмечает художник К.Ф. Юон: «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой». Надо сказать, что Аполлинарий Васнецов с юности тяготел к изучению древней истории.
С 1901 г. А.М. Васнецов стал членом-корреспондентом Императорского московского археологического общества, при котором с 14 декабря 1909 г. была основана Комиссия «Старая Москва». Основными задачами Комиссии являлись изучение памятников старины и сохранение их в первозданном виде. К 1917 г. Комиссия превратилась в крупное научно-популярное краеведческое общество. С 1918 г. А.М. Васнецов возглавляет Комиссию по изучению старой Москвы и проводит археологические исследования при работах в центральной части города. Работа Комиссии продолжилась до 1938 г., когда она была расформирована, и многие его члены были репрессированы. Интерес к облику старой Москвы и желание как можно точнее передать его в своих произведениях способствовал изучению А.М. Васнецовым старинных книг, древних карт, воспоминаний, археологических трудов, отчетов о раскопках. Интерес перерос в серьёзную научную работу. А.М. Васнецов выступает с докладами, рассказывающими об особенностях архитектуры, градостроительства и жизни Москвы, пишет научные статьи, участвует в археологических экспедициях. На основании своих исследований он воспроизводит в своих картинах облик Москвы времен Ивана Калиты и Ивана Грозного, бытовые сцены и народные праздники прошлых веков. «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлёкся ею? На это трудно ответить. Быть может, потому что я люблю всё родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что очутившись в Москве в 1878 г. после деревенской жизни в селе Быстрице – месте моей учительской деятельности, я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлём… Моими любимыми прогулками было «кружение около Кремля»; я любовался его башнями, стенами и соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материалы, классифицировать факты, изучать их и т.д.». Сын А. Васнецова пишет в своих воспоминаниях: «Я любил наблюдать, как работает отец: он то заглянет в старинную толстую книгу в пергаментном переплёте, то посмотрит в лупу на древний план, то развернёт какой-то свиток. И на бумаге постепенно появляются причудливой архитектуры терема, высокие кремлёвские башни, деревянные крепостные стены, окружённые рвами». Помимо достоверной передачи архитектурного облика, для А.М. Васнецова было важным вдохнуть в свои картины жизнь того времени – наполнить свои картины живыми историческими персонажами.
Картина художника А.М. Васнецова «Красная площадь во 2-й половине XVII века» действительно переносит нас и погружает в другую эпоху. Мы восхищаемся исторической архитектурой, окунаемся в жизнь площади того времени, охваченные шумной суетой многочисленного люда, как будто бы слышим, как громогласно зачитывают указ со ступеней здания Старого Земского приказа. Здесь же, на первом плане картины, конвой, в сопровождении ярыжного, ведёт в Земский приказ арестанта. Как говорил сам Васнецов: «История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении, складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории». Художник легко и органично, очень естественно передаёт поэтичное впечатление исторической среды – во многом этому способствуют навыки, приобретённые при оформлении А.М. Васнецовым театральных постановок - оформление опер «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова.
А.М. Васнецов яркий пример художника-учёного, который внёс существенный вклад в историю сохранения и развития знания об историческом и культурном наследии своей страны. В его творчестве отчётливо и ярко проявились глубинные генетические связи со своей Родиной, её национальной традицией, чётко прослеживается интуитивная связь художника с природой и культурой, заложенные и привитые семьёй ещё в раннем детстве.
Работы А.М. Васнецова дают нам уникальную возможность прикоснуться к безвозвратно ушедшему времени.
Список литературы:
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. Москва. Искусство. 1983.
Е.К. Васнецова, И.М. Шмидт Аполлинарий Васнецов. Москва. Изобразительное искусство. 1980.
Аполлинарий Васнецов. Труды Музея истории и реконструкции г. Москвы. Вып.7. Москва. Московский рабочий. 1957.
Интернет ресурс http://arhiv-palat.livejournal.com/85788.html
дата обращения 15.01.2017
Интернет ресурс http://arhiv-palat.livejournal.com/85788.html
дата обращения 15.01.2017
История Московского университета: вторая половина XVIII - начало XIX века. Сборник документов. Т.1. 1754-1755 // сост. Д.Н. Костышин.2006. С.30.
Г.Вольф Аполлинарий Васнецов. Москва. Белый город.