« Назад

Статья. Искусство как инструмент диалога государства и общества. 01.02.2014

 

 

Автор: А.В. Лиховцева

искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

      Общество подчиняется единой политической власти и доминирующей культуре. Безусловно, внутри самого общества существуют неполитические отношения, которые развиваются вне рамок властно-государственных структур, но, заметим, не вне рамок государства. И всё же, гражданское общество это социальная сфера, в которой государство имеет свои интересы. Однако, оно обеспечено правами, свободой человека и имеет такое достаточно неудобное свойство как самоуправляемость.

      Учитывая все эти факторы, интереснее понять как создаются и развиваются механизмы общественного управления. В формировании общественного мнения большие возможности имеют независимые средства массовой информации и коммуникаций. Роль и значение средств массовой информации нельзя недооценивать и необходимо их грамотное целевое использование в соответствии с задачами  государства.

      Средства массовой информации, способы и возможности передачи информации всё время развиваются, появляются  все более совершенные технологии, увеличивается скорость обмена информацией. Появляются и новые возможности воздействия на людей с помощью различных образов и видов предоставления информации. Цели такого влияния могут быть очень разными. Подобные средства и инструменты способствуют, в том числе,  расставлению приоритетов, формированию сфер интересов и уровня культуры в социальной среде. Мысль, что общественное мнение свободно формируется в социуме - достаточно спорна. Бесспорно то, что общественное мнение, это одна из предоставленных форм свободы гражданину. Но не стоит забывать, что с другой стороны - это один из факторов, формирующих мировоззрение человека.

      Связи, отношения и взаимодействие государства с обществом предполагают продуманный механизм создания и внедрения образа или идеи в его ценностный ряд, с целью закрепления этого образа, как идеального и необходимого. У человека непрерывно идёт процесс выстраивания визуальных рядов и формируется некая модель поведения. В широком смысле, речь идёт об управлении общественным мнением и о взаимоотношениях общества и государства. Формирование общественного мнения, разработанные информационные и образовательные программы, ориентированные на достижение определённых результатов, сегодня в основном относят к сфере социального пиара, которая включает программы по продвижению и популяризации, социальные и выставочные проекты, презентации, пресс-конференции, праздники, юбилеи, широко сопровождающиеся различного рода рекламой и рекламной продукцией.

      В отдельных случаях, целесообразно продуманное создание событий, которые сами по себе интересны средствам массовой информации, и внедрение которых было бы не очевидно для целевых аудиторий. Позиционирование в этой сфере возможно как событийное, то есть связанное с какой-либо новостью, так из разряда сенсаций, когда новость настолько значима, что автоматически привлекает к себе широкое внимание общественности. В этой связи, хотелось бы привести знаменитую цитату профессоров Лоуренса В. Лонги и Винсента Хазелтона, которые описывают связи с общественностью как «коммуникативную функцию управления, посредством которой организации адаптируются к окружающей их среде, меняют (или же сохраняют) её во имя достижения своих организационных целей»*. Пиар, действительно правильно рассматривать, как функцию управления коммуникациями с гражданским обществом, с целью выстраивания устойчивых связей, вызова доверия и взаимопонимания. Один из действенных методов в этом механизме - это развитие представления о том, что деятельность ведётся в интересах самого общества и каждого отдельного его гражданина.

      Изобразительное искусство может быть одним из инструментов в диалоге с обществом. Оно способно выполнять функцию пропаганды и воспитательную функцию, но, прежде всего, это импульс, который вызывает дополнительное внимание. Импульс достаточно сильный и почти всегда внезапный для восприятия человека, который внедряется в его сознание и становится звеном в системе визуальных рядов человека. В отдельных случаях, этот импульс может играть роль манипулятора и инструмента специально продуманной программы. Искусство может быть доступным ненавязчивым языком в таком диалоге и нейтральной контактной платформой, в тоже время, являясь знаковым, достаточно активным и запоминающимся. Картины, как отражение самого общества, вызывают у него интерес и необходимость. Чтобы сохранить этот интерес и вступить в подобный диалог, необходим современный понятный доступный язык визуальных образов, искусство должно иметь современные естественные формы и современную актуальную тематику, отражающую реальные события. Закономерно, что общество будет так или иначе реагировать на эти картины. В этой связи, важно учитывать фактор подсознательного воздействия искусства на человека и его нервную систему на уровне психоэмоциональных реакций. Органы чувств человека фиксируют и реагируют на визуальную информацию, имеют первичную эмоциональную реакцию, которая во многих случаях становится превалирующей и основной в оценке той или иной персоны, события, действия. Безусловно, общество как таковое имеет право на некую свободу выбора и свою интерпретацию полученной информации. Другой вопрос, что методом расставления визуальных акцентов и выстраивания некой повествовательной концепции из визуальных рядов, мы имеем прямую возможность задавать первичные импульсы и формировать блок этой информации.

      Искусство может иметь самые разные формы от архитектуры и скульптурных ансамблей до изобразительного искусства, искусства театра, кино и дизайна. Оно развивает и формирует человека.

      Продуманная выстроенная идеологическая концепция искусства, направленная на популяризацию необходимых идей, не единожды выступает в истории мирового искусства как один из инструментов диалога государства и общества.

 

* Аги У., Кэмерон Г. и др. Самое главное в PR / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004. С. 27-28.

©AVRORAart.ru