« Назад

Иконология коллекций произведений искусства. Статья Лиховцевой А.В.

 

 

Лиховцева А.В. Иконология коллекций произведений искусства. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. 3/2020. Ч.1. С.218-231.

Статья посвящена вопросам методологии исследования коллекций произведений искусства, которые представляют цельный комплекс логично связанных между собой произведений и памятников. Использование метода иконологии при изучении коллекций и комплексов произведений искусства позволяет увидеть в выстроенном сочетании произведений уникальные культурные парадигмы, многоаспектность культурного явления, логику зашифрованных сложных философских концепций. Существуют разные виды коллекций разного времени, которые являются воплощением подобных систем.  Исторический анализ фактов позволяет со всей основательностью говорить об уникальности целей этих коллекций и выстроенных идеологических системах, которые были реализованы в рамках глобальных задач на государственном уровне. Коллекции не только определяют срез художественной жизни и вектор культурной жизни общества, но и интегрируют в ткань мировой художественной культуры нити идей и взглядов, которые протянуты из глубины веков. Коллекции в иносказательной форме сохраняют знание, хранят культурные и национальные коды, коды истории и мироздания, позволяют проследить способы взаимодействия видов искусств, синтез искусств с другими видами художественной деятельности, который  иллюстрирует разные аспекты духовной культуры в определенной исторической точке и позволяет реконструировать идеологические модели соответствующие той или иной общности.

Iconology of art collections. The essay is devoted to the methodology of research of art collections. Art collection is a whole complex of logically related works and monuments. Using the method of iconology, during the studying collections and complexes of works of art, allows to see in the built combination of works unique cultural paradigms, the multidimensional nature of the cultural phenomenon, the logic of encrypted complex philosophical concepts. Collections of different times are the embodiment of such systems. The historical analysis of the facts allows us to assert about the uniqueness of the goals of these collections and the built ideological systems that were implemented within as a part of global programs at the government level. Collections show the artistic life and the vector of cultural life of the society, integrate ideas and views that are stretched from the depths of centuries. Collections retain knowledge in allegorical form, preserve cultural and national codes, codes of the stages of history and the universe, illustrate the interaction of arts, art synthesis with other kinds of art work. That is illustrates different aspects of spiritual culture at a particular historical point and allows to reconstruct the ideological model correspond to a particular community.

Ключевые слова: коллекция, произведение искусства, иконология, иконология коллекции, методология, культурные парадигмы, идеология, идеологическая модель, национальный код, культурный код, мироздание, космологическая модель, герметизм, вселенная, универсум, философия, искусствознание.

Keywords: collection, fine art, iconology, iconology of the collection, methodology, cultural paradigms, ideology, ideological model, national code, cultural code, universe, cosmological model, hermeticism, universe, philosophy, art history.

 

Иконологический метод изучения художественного произведения искусства — один из классических в комплексе исследований искусствоведа. Следуя опыту Чезаре Рипа [1], а затем и ученых конца XIX — начала ХХ века А.Варбурга, Э.Панофского [2], Э.Гомбриха, Я. Буркхардта и др.,  изучение памятника и произведения искусства с применением расширенного метода интерпретации его смыслов (аллегорических, символических, религиозных и др.) и в контексте соответствующих систем представлений (исторических, политических, культурных, научных, социальных и др.) позволяет не только всесторонне изучить произведение и в полной мере постичь его фабулу и специфику образа, но и открывает невидимые прочные связи с определенной культурой и эпохой, раскрывает скрытые закономерности культурных процессов, предпосылки возникновения культурных явлений, делает возможным идентифицировать памятник как часть сложного единого культурного процесса в определенном историческом моменте.

Коллекция произведений искусства представляет цельный комплекс логично связанных между собой произведений и памятников — это неразрывный синтез, изучение которого в его целостности позволяет охватить культурную орбиту определенной концептуальной идеи. Использование метода иконологии при изучении коллекций и комплексов произведений искусства позволяет увидеть в выстроенном сочетании произведений уникальные культурные парадигмы, многоаспектность культурного явления, логику зашифрованных сложных философских концепций. Подобный подход при анализе сочетаний произведений искусства, при обязательном условии их прослеженной взаимосвязи, зачастую раскрывает уникальные космологические системы конкретной культуры, этноса, народа или сообщества в контексте определенной эпохи. Существуют разные виды коллекций разного времени, которые являются воплощением подобных систем. 

Многие из таких коллекций на сегодняшний день утратили свою целостность, отдельные  бережно сохраняются в тематических музеях. Некоторые комплексы памятников, связанные с историей цивилизаций, народов, а также коллекции выдающихся людей, коллекции сообществ приближались к разгадке и постижению тайны мироздания.

Опыт этнографии и этнологии показывает, что при анализе комплекса представлений некоего этноса и отдельных народов [3] для специалиста очевидна необходимость изучения материальной и духовной культуры [4] в синтезе. Изучение именно комплексов материального и духовного наследия позволяет выстроить систему и концепцию строения мира, характерную для каждого конкретного случая. Важно подчеркнуть, что каждый из этих элементов целостной системы представлений проявляется, в свою очередь, в разных формах произведений искусства. Древние народы сохраняли и передавали от поколения поколению знания о мире, об устройстве Вселенной, духовный и религиозный опыт, в том числе, через материальное наследие. Произведения архитектуры и изобразительного искусства, предметы культа и быта, знаки, символы, схемы, различные атрибуты, костюм и орнамент логично соединяются в цельные тематические этнографические коллекции.

Исследование различных сообществ [5] также предполагает всестороннее и согласованное изучение комплекса теоретических и философских концепций, произведений изобразительного и музыкального искусства — коллекций материального и духовного наследия, отражающих и выражающих идеалы и символы сообщества, специфику и системы построения предметно-пространственной среды — городов и культовых сооружений, изучение алгоритма личностного и профессионального становления, сфер и форм деятельности адептов и последователей сообщества. Символический и аллегорический смысл произведений этой группы проявляется в сложных сочетаниях и закодированных контекстах общей системы представлений, которая выражает модель Универсума и определяет как ценностную иерархию сообщества, так и иерархию ее участников.

Выдающиеся личности во все исторические времена видели укрепление своего могущества, статуса, возможность расширения ареала власти через обладание и постижение универсальных истин,  которые были обозначены как тайны Мироздания. Стремление к познанию устройства Вселенной и механизма ее жизнедеятельности способствовало поиску и концентрации универсальных научных знаний и реликвий в специально созданных для этих целей центрах, в которых постепенно формировались уникальные коллекции. Научные, религиозные и культурные центры, которые располагали теоретическим и наглядным материалом, выстроенным согласно определенной концепции, по мере своего развития, приобретали политическую и государственную силу.

Правители [6] разных стран разного времени ставили перед собой глобальные универсальные задачи, стремились сочетать энциклопедические научные знания, изучая объекты природы и духовный опыт, обнаруживая его проявление в произведениях искусства. Интерес к науке и искусствам давал преимущество знания, через сочетания и синтез  явлений, фактов, объектов, произведений человеческого гения, раскрывая единый принцип устройства микрокосма и макрокосма. Универсальные ценности и аспекты мировоззрения были зашифрованы в коллекциях-комплексах, которые изменяли представления. Теоретическая часть была представлена в собраниях библиотек, концептуальные принципы проявлялись в планах застройки городов, памятниках архитектуры, произведениях искусства, предметах культа, музыке и др. Произведения искусства заключали определенные — выбранные в соответствии с конкретной концепцией — истины, образы и символы, а также, что немаловажно, духовный и чувственный опыт — своего рода формулу мироощущения, которая прививалась и давала ключ к пониманию фабулы. Форма ученой беседы, которая носила иносказательный язык, была распространена в кругах просвещенных интеллектуалов во все времена в разных странах. Исследование подобного процесса построения идеологических моделей оказывается на стыке разных наук и закономерно требует комплексного подхода и применения метода контент-анализа.

Произведения и памятники, которые имеют символический и аллегорический смысл всегда объединены в некую совокупность, которой часто выступает коллекция, выстраивающая уникальную космологическую модель и сложную систему универсальных знаний. Гармония, как единый закон мироздания, проявленный в совпадении целого и частей отличных от этого целого, прослеживалась ещё античной философией [9, с. 6].  Это качество, приближающее к постижению совершенства и абсолюта, верно не только для шедевров мирового искусства, но и для их комплексов. Произведения искусства в неразрывном сочетании, которые образуют ансамбли и комплексы, заключают философские, теологические концепции и реализуют идеологические задачи. Знания о Вселенной, ее структуре, свойствах и законах, ее эволюции, месте человека в мире, опыт взаимодействия человека с миром и, что немаловажно, духовный опыт передавались от поколения к поколению именно через комплексы произведений искусства, в которых каждый из элементов был наделен некой функцией и играл определенную роль.

Универсальные знания концентрировались в центрах [7], которые сочетали административные, политические, религиозные, философские, научные и культурные функции, обнаруживая единый структурный принцип организации, подразумевающий консолидацию государственных, научных, религиозных, образовательных и культурных институтов, предполагающий концентрацию накопленных знаний и достижений, святынь и реликвий, памятников и произведений искусства. Центры включали в свой состав комплексы, которые соединяли и кристаллизовали представления о Мире и человеке, выстраивая системы мировоззренческих, культурных и духовных аспектов, формируя идеологическую модель. В этой связи коллекции книг, естественнонаучные, археологические, этнографические коллекции, предметы культа и художественные коллекции приобретали особое значение, что возможно проследить на примерах различных центров и комплексов. «Первый известный нам автор, обративший внимание в своем историческом исследовании на вещественные памятники прошлого, был Геродот (484–425 гг. до н.э.), подробно описавший египетские пирамиды, в частности пирамиду Хеопса (Хуфу), которой во времена Геродота было уже около 2300 лет, не менее подробно сообщает он и о свайных поселениях на озере Празиас в Македонии, упоминает о древних могилах киммерийских царей в устье Днестра и т.д.» [8].

Идеологические концепции как комплекс космологических представлений реализовывались через синтез теории и предметно-пространственной среды, что наглядно прослеживается на примерах, начиная с периода Древности,  — зиккураты, Храм Соломона в Иерусалиме, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре с маршрутом церемониального путешествия солнечной барки Амона-Ра; город Ахетатон; Заупокойный храм Хатшепсут с прилегающей территорией в Дейр-эль-Бахри и др. Теоретическая часть концепций была представлена в трактатах и древних книгах, например, считалось, что жрецы и фараоны приобретали неограниченную власть посредством уникальных знаний «Изумрудной скрижали». Архитектурные комплексы, выстроенные по определенным схемам, с развитыми прилегающими территориями и интегрированными в эту систему произведениями искусства, определенный церемониал, который выступал неотъемлемой составляющей этого синтеза, способствовали укреплению представлений, внедрению и реализации идеологических концепций.

В состав знакового комплекса периода Античности  Афинского Акрополя входила богатая библиотека, в Эрехтейоне было размещено хранилище святынь и реликвий полиса, в левом крыле пропилей располагалась доступная для посещения гражданами полиса Пинакотека — собрание артефактов, принесенных в дар богине Афине. Знаменитые античные библиотеки — Александрийская библиотека и библиотека Цельса, а затем и римская библиотека также играли роль научных центров, на базе которых, в свою очередь,  возникали философские, теологические, культурные и учебные центры, со временем приобретавшие политический вес. Академии, мусейоны, пинакотеки, библиотеки соединяли высокообразованных творческих людей, которые, в свою очередь, создавали благодатную почву для кристаллизации взглядов определенной направленности, способствовали развитию знания. По мере развития общества,  подобные комплексы преобразовывались в институции. Вокруг научных и культурных центров формировались сообщества (например, сообщества пифагорейцев и неоплатоников). Необходимо подчеркнуть, что Эллада имела развитые культурные связи с восточными цивилизациями, что также нашло отражение как в концепциях, так и в коллекциях произведений искусства. Вместе с тем, считается, что «первыми засвидетельствованными письменными источниками коллекционерами древностей в эллинистическую эпоху были правители молодого Пергамского государства  Атталиды, наследники первого пергамского царя Аттала I (241–197 гг. до н.э.). У Атталидов оказалось много подражателей и последователей. В I в. до н.э. все слои античного общества были охвачены горячкой коллекционирования» [8]. Единый принцип устройства Мира и механизм законов его существования пытались изучать, в том числе посредством естественнонаучных коллекций — через тщательное исследование и наблюдение объектов природы; в качестве подобных примеров можно назвать коллекцию минералов Александра Македонского и коллекцию растений Аристотеля.

В период поздней Античности и Средневековья ключевую роль в обществе играют духовные поиски и обретения, которые выступают консолидирующим фактором. Византия, с одной стороны, выступила преемником Античности и сконцентрировала универсальные знания в наиболее значительных византийских коллекциях, с другой стороны,  создала и реализовала уникальную космологическую программу в своих комплексах, которая кардинально изменила сознание, мироощущение и мировоззрение человека. Императорская библиотека в Константинополе аккумулировала античное знание и считалась одной из крупнейших средневековых библиотек (после гибели Александрийской библиотеки и библиотеки Цельса). В 473 г. н.э. Императорская библиотека в Константинополе пострадала от пожара, а после раскола христианской церкви в 1054 г. была подвержена разграблению участниками Четвертого крестового похода в 1204 г. Католическая церковь приобретала в этот период доминирующее влияние и также укрепляла свою власть сосредотачивая вековые знания человечества, централизовано формируя свои коллекции. С середины VIII века происходит становление образовавшейся, так называемой, Папской области (современная территория Ватикана). В период Средневековья вопросы перемещения и циркуляции многих культурных ценностей тесно связаны с укреплением и развитием религиозных центров католической церкви, деятельностью духовных орденов, историей крестовых походов. На сегодняшний день Ватиканская апостольская библиотека обладает богатейшим собранием, историю формирования которого прослеживают с IV в. Появление многих культурных центров и создание комплексов, включающих шедевры мирового искусства, было инициировано католической церковью, в рамках конкретной идеологической программы. 

Карл Великий, который стремился утвердить преемственность власти Каролингов от римских императоров, культивируя образование, организовал Палатинскую академию с обширной библиотекой (основная часть которой также в последующем войдет в состав библиотеки Ватикана); основал комплекс в Аахене —  Аахенский дворец, который включал Аахенскую капеллу, где хранились святыни и реликвии — пояс Христа и священное копье с гвоздем, и располагалась сокровищница с богатыми дарами посольств и др. В комплексе Аахена Карлом Великим была реализована идеологическая программа, утверждающая роль императора, провозглашенного первым слугой и наместником Бога на земле.

В 1242–1248 гг. Людовик Святой строит Святую капеллу (Сент-Шапель) для хранения священных реликвий — Тернового венца, частицы Креста Господня, копья Лонгина и других священных реликвий, вывезенных крестоносцами из Константинополя. Значение и уникальность приобретенных святынь, обрамленных в изысканный архитектурный «реликварий» Святой Капеллы, способствовало не только появлению нового символа власти, но и изменило государственный, политический, религиозный и культурный статус Парижа, укрепило влияние французского королевства в христианском мире.

Орден тамплиеров, активно принимавший участие в строительстве готических соборов, имел Устав, сформированный комплекс символов, атрибутов, реликвий, посредством которых была выстроена определенная идеологическая модель и концепция, со временем преобразованная в развитую систему, до настоящего времени представляющую предмет научных исследований и споров. С деятельностью ордена тамплиеров связана версия местонахождения Святого Грааля. В данном контексте принципиален вопрос наличия у сообщества Устава, философской концепции, концентрации обработанного духовного и мистического опыта, сформированного комплекса теорий и атрибутов, набора реликвий, потенциальные возможности этих реликвий, их универсальное значение и статус в духовной системе ценностей человека. Согласно отдельным версиям,  одно только созерцание Святого Грааля дает бессмертие, а испивший из чаши получает прощение грехов и вечную жизнь. Тамплиеры выступали приверженцами идеи установления созидательного единства всех кровей, рас и религий, таким образом,  будучи приверженцами теории создания государства нового типа с религией, сочетавшей мудрость разных учений — христианства, ислама и иудаизма.

Богатство и опыт Византии, заключенный в библиотеках и коллекциях византийских императоров, в эпоху Средних веков оказался рассредоточен между разными странами. Италия, возрождая Античность, в условиях жесткой борьбы за власть и преимущество среди других стран, консолидировала опыт предшествующих поколений и генерировала новые формы изобразительного искусства. Коллекции эпохи Возрождения (семейств Медичи, Эсте, Сфорца и др.) соединяли универсальные знания о Мире и человеке, раскрывали принципы единства устройства Мира, ставили  задачу — поиск гармонии внешнего и духовного, отразили энциклопедическую эрудицию владельцев и их консультантов, развивая отдельные направления знаний, реализованные в комплексах. Античная мудрость в слиянии с духовным и теологическим опытом Византии позволили изменить представление о духовных возможностях человека. Необходимо подчеркнуть, что данный период также характеризуется зарождением исторического мышления, что получило наглядное отражение в ключевых коллекциях и комплексах этого времени.

Представитель династического семейства Медичи  Козимо Медичи старший, оказавшись под сильным впечатлением выступлений греческих философов и теологов на церковном соборе 1439 г., принял стратегическое решение о создании Платоновской академии. Исследователи особо выделяют фигуру философа, мистика и писателя Гемистия Плетона (Gemisth Plethon) — приверженца универсальной «Filosofia Perennis» (Нетленной Философии), к которой относились все великие учения и все великие учителя — философы Древнего мира [10].

В 1444 г. Козимо Медичи старший основывает библиотеку Медичи Лауренциана, начало которой положило его обширное собрание рукописей (приобретенная часть библиотеки византийских императоров и четыреста манускриптов из коллекции друга Козимо Медичи старшего  Никколо Никколи, также увлекавшегося древними рукописями, скончавшегося в 1437 г.). Изучению обширных богатейших художественных коллекций семейства Медичи посвящены специальные исследования ученых. Вместе с тем, в контексте изучения синтеза коллекции, процесса коллекционирования и его влияния на формирование мировоззрения необходимо обозначить определенные специфические особенности.

Острая конкуренция и борьба за власть требовала радикальных и действенных средств для достижения преимущества. Изучение законов природы и опыта мироощущения, постижение природы творческого процесса и развитие вариативности человеческой мысли, эстетизация через изучение естественнонаучных и художественных коллекций позволяли измениться их владельцам и приблизиться к постижению Тайны единства Мира, что давало шанс органично соединить накопленные знания и интегрировать их в определенную систему, создавая модель уже своего Универсума (например, Вилла д’Эсте в Тиволи). Коллекции на тот момент были закрытыми и недоступными для широкого круга лиц — они носили приватный характер и были предназначены для интеллектуальных опытов в познании совершенства Мира их владельцами, которые стремились изучать произведение искусства, растворяться в нем и преображаться через него, преобразуя опыт философов прошлого (например, Плотина). Я.Буркхардт обращает внимание, что в «Божественной комедии» Данте античный и христианский мир выступают как параллельные [11, с. 181], что очень важно при формировании представления о мышлении и психологии человека этого времени и оценке его деятельности, в том числе, и при составлении коллекций и комплексов. Таким образом, яркие представители эпохи Возрождения изменяли себя с помощью коллекций и использовали комплексы произведений искусства как эффективную идеологическую модель, что позволяло им талантливо и виртуозно менять мир вокруг себя.

Гуманистическая модель космоса эпохи Возрождения, отражение сфер деятельности человека, представления об античной мифологии, идеология и социальная структура также отражены в специфичной категории памятников этого времени, связанных с астрологическими и мистическими представлениями (Тарокки Мантеньи, Таро Висконти-Сфорца, зодиакальный цикл фресок Зала Месяцев палаццо княжеской фамилии д’Эсте — Скифанойя в Ферраре). Сложно составленные комплексы  представляют интереснейшие примеры синтеза представлений и образов, являясь своего рода коллекциями на тему космологии, астрономии и астрологии, мистической символики Ренессанса, которая содержала языческие, неоплатонические, геpметические идеи. К этому же периоду относится появление трактатов Генриха Корнелия Агриппы «Оккультная философия» (1533) и Джакомо делла Порта «Естественная магия» (1558), в которых выкристаллизовываются ключевые философские понятия и идеалы времени. Произведения искусства — «документы, являющиеся носителями визуальной информации об истории образования человечества»: такого подхода придерживался А.Варбург [12] при исследовании палаццо Скифанойя в Ферраре, будучи последователем методов К.Лампрехта.

Опыту Италии последовали и монархи других стран, в частности, в качестве примера возможно привести деятельность императора Рудольфа II — основателя одной из знаменитых кунсткамер [13], включавших коллекцию книг, рукописей, картин, монет, редкостей, драгоценных камней и минералов различных регионов. Будучи меценатом, он привлек к своему двору ученых и деятелей искусств из разных стран. Резиденция Рудольфа II стала центром алхимической науки того времени, в котором его подданные искали ключи к познанию Универсума и философский камень. Эта деятельность послужила фундаментом и создала предпосылки для появления пражского сообщества рудольфинцев [14].

Большинство коллекций Древнего мира, Античности, Средних веков, эпохи Возрождения не дошли до настоящего времени в целостности и неизменном виде. Вместе с тем, сохранены произведения этих коллекций, а также существуют коллекции и комплексы произведений искусства отдельных сообществ, представленные в тематических собраниях и музеях. Исторический анализ фактов позволяет со всей основательностью говорить об уникальности целей этих коллекций и выстроенных идеологических системах, которые были реализованы в рамках глобальных задач на государственном уровне. Подобные коллекции раскрывают и иллюстрируют уникальный контекст, который позволяет провести всесторонний анализ того или иного культурного и художественного явления.

Коллекции произведений искусства представляют собой сложно выстроенные уникальные парадигмы культуры, концепции и модели мира. Они не только определяют срез художественной жизни и вектор культурной жизни общества, но и, что очень важно, вплетают в ткань мировой художественной культуры нити идей и взглядов, которые протянуты из глубины веков. Коллекция объединяет в определенной точке философского, исторического и художественного процесса систему знаний, представлений и образов, преломленных через исторический, религиозный, духовный и чувственный опыт человечества. На протяжении всей истории мировой культуры человек стремится к органичному сосуществованию со Вселенной через познание ее законов, что отражено в текстах и образном воплощении произведений искусства. Опыт и знания человечества заключены в фундаментальных и малых коллекциях, научным аппаратом которых выступали философские трактаты, идеологические и религиозные концепции. Коллекции в иносказательной форме сохраняют знание, хранят культурные и национальные коды, коды истории и мироздания. Через сакральные тексты зороастризма, Изумрудной скрижали, философских концепций пифагорейцев и неоплатоников, эдикты Ашоки, пятикнижие Моисея, священные книги Библии, Корана, Трипитаки человечество пришло к уникальной системе взглядов.

«Искусствоведу необходимо сверять то, что он считает внутренним значением исследуемого произведения или группы произведений, с тем, что он считает внутренним значением как можно большего числа документов цивилизации, исторически связанных с этим произведением или группой произведений, которые он может освоить, — документов, свидетельствующих о политических, поэтических, религиозных, философских и социальных тенденциях, характеризующих изучаемую личность, эпоху или страну. И наоборот, специалисту, изучающему политическую жизнь, поэзию, религию, философию и социальные процессы, необходимо аналогичным образом использовать произведения искусства. Именно в поиске внутреннего значения, или содержания, различные гуманитарные дисциплины встречаются на равных, вместо того чтобы оставаться друг у друга на подхвате» [2, с. 42].

  Иконология коллекций делает возможным идентифицировать коллекции как часть сложного единого культурного, художественного и идеологического процесса в определённом историческом моменте. Особую ценность представляют реконструкции коллекций, которые позволяют проанализировать культурный симбиоз в его концептуальной целостности, определяют доминанты процесса духовного развития и законы формирования универсальных ценностных стандартов. Коллекция позволяет проследить способы взаимодействия видов искусств, синтез искусств с другими видами художественной деятельности, который  иллюстрирует разные аспекты духовной культуры в данной исторической точке и позволяет реконструировать идеологические модели соответствующие той или иной общности. Соединение уникальных памятников  позволяет воссоздать магическую связь, которая служит разгадкой тайны Мира.

 

Примечания:

  1.  Чамина Н.Ю. Чезаре Рипа. «Иконология». В поисках универсального языка культур // Науки о языке и тексте в Европе XIV–XVI веков. — М.: Издательский дом «Дело». РАНХиГС, 2015. — С. 524–543.
  2.  Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.
  3. Инков, майя, ацтеков, шумеров, хеттов, египтян, скифов, сарматов, ариев, греков и др.
  4.   Изучение образа жизни и производства, бытового уклада, промыслов, всех видов и типов построек, комплекса систем культов и обрядов, мифологии и системы верований, обычаев, предметов культа и быта, схем, знаков, произведений искусства; для сохранившихся народов исследование предполагает более тщательное изучение обрядов, устной традиции, фольклора, языка.
  5.   Зороастрийцев, пифагорейцев, неоплатоников, тамплиеров, розенкрейцев, рудольфинов, масонов, религиозных сообществ и сообществ военных организаций.
  6. Правители Вавилона, Иудеи, Египта, Китая, Греции и др. Отдельно необходимо назвать имена  Перикла, Александра Македонского, Константина I Великого, Карла Великого, представителей династий Медичи, Эсте, Сфорца; Рудольфа II, Августа Сильного, Петра I, Екатерину II и др.
  7. Города Пергам, Нимруд, Хараппа, Мохенджо-Даро, Вавилон, Фивы, Гелиополь, Ахетаатон, Карнак и Луксор, Иерусалим, Лхаса, Дельфы, Афины, Рим, Костантинополь, Аахен, Гранада и др.
  8. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. — М.: Академия наук СССР, 1959.
  9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. М.: «Искусство», 1994.
  10.  Сикирич Е. Платоновская академия и дух возрождения //   Гении эпохи Возрождения. Сборник статей. М.: «Новый Акрополь», 2012.
  11.  Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт. — М.,  1996.
  12.  Доклад А.Варбурга «Итальянское искусство и международная астрология в палаццо Скифанойя в Ферраре» на Десятом Международном конгрессе историков искусства в Риме 1912 г.
  13.   Впоследствии кунсткамера Рудольфа II пострадала от грабежей во время Тридцатилетней войны.
  14.  Белега Е. Рудольф II и рудольфинцы // Личности в истории. Сборник статей. М.: «Новый Акрополь», 2015.

Список литературы:

  1. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. — М.: Академия наук СССР, 1959.
  2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт. — Москва,   1996.
  3. Древние цивилизации / под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина. —   Москва: Мысль, 1989.
  4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. М.: «Искусство», 1994.
  5. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. — Санкт-Петербург: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.
  6. Сокровищница Медичи. Каталог выставки. Музеи Московского Кремля. 20 мая  — 1 августа 2011 года. — Москва,  2011.
  7. Чамина Н.Ю. Чезаре Рипа. «Иконология». В поисках универсального языка культур  //  Науки о языке и тексте в Европе XIV–XVI веков. — Москва: Издательский дом «Дело». РАНХиГС, 2015. — С. 524–543.

 

Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet):

  1. Белега Е. Рудольф II и рудольфинцы // Личности в истории. Сборник статей. М.: «Новый Акрополь», 2015. — URLhttps://www.bez-granic.ru/index.php/contacts/236-rudolf-ii (дата обращения:  30.04.2020).
  2. Сикирич Е.  Платоновская академия и дух возрождения // Гении эпохи Возрождения. Сборник статей. М.: «Новый Акрополь», 2012. — URL https://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/istoriya/1102-platonovskaya-akademiya-i-dukh-vozrozhdeniya.html (дата обращения: 30.04.2020).

 

Права защищены        © А.В. Лиховцева.    © AVRORAart