искусство вечно совершенно ценно
+7 (495) 925 36 87
+7 (903) 710 85 42
А.В. Лиховцева искусствовед Ассоциации искусствоведов
Нормативные правовые акты:
Введение
Государственная культурная политика играет важную роль в развитии Российской Федерации, укреплении её влияния и авторитета на международной арене и является неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Сфере культуры отведена важная роль в деле укрепления и развития страны – в этой области ставятся ответственные государственные задачи.
Культурная политика — это деятельность государства, связанная с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Диапазон направлений внутри этого сегмента очень широк и охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, сохранение культурного наследия, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и создание условий для самовоспитания граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства (Основы государственной культурной политики утв. Указом Президента РФ №808 от 24 декабря 2014 г.).
С одной стороны, культура отражает мировоззрения и мировосприятие общества, с другой стороны она транслирует идеи и воспитывает общество, оказывает существенное влияние на формирование взглядов и настроений. Культура на протяжении всей истории человечества тонко переплетается с историей и политикой, религией и философией, вбирает в себя ключевые идеалы и образы эпохи, отвечает настроениям своего времени.
В ряду субъектов культурной политики государство занимает особую роль, осуществляя управление обществом. На государство возлагается ответственность за развитие культуры и соответственно государство законодательно регулирует культурную жизнь.
Культурная политика оказывает непосредственное влияние на формирование национально-культурного самосознания народов России, является важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
1. Понятийный аппарат в сфере государственной политики в области культуры и искусства: основные понятия и области применения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Цели принципы, задачи государственной политики в области культуры и искусства.
В ст. 3 Федерального закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3612-1 от 09.10.1992 (ред. от 05.12.2017, действующая редакция 2019) определены основные понятия в сфере культуры:
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Статья 4 данного закона определяет области применения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»:
- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
- музейное дело и коллекционирование;
- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
-книгоиздание, библиотечное и архивное дело;
- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- эстетическое воспитание, художественное образование;
- научные исследования культуры;
- международные культурные обмены;
- самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Статья 6 данного закона закрепляет равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры:
«Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры».
Статья 7 определяет обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований:
«Органы государственной власти федерального и регионального уровней в обязательном порядке должны учитывать культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе осуществлённой группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней. Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований».
Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ №808 от 24 декабря 2014 г.) определяют цели, принципы, задачи и направления работы в этой сфере:
Цели государственной культурной политики:
- укрепление гражданской идентичности;
- создание условий для воспитания граждан;
- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
- передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Принципы государственной культурной политики:
- территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
- открытость и взаимодействие с другими народами и культурами,
представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;
- соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;
- свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;
- делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.
Задачи государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации подразумевают утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.
Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.
Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.
Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного, национального библиотечного фондов, которые представляют собой материальное подтверждение исторических фактов.
Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.
Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.
Поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.
Комплекс этих задач должен быть реализован по следующим направлениям:
- развитие гуманитарных наук;
- сохранение и популяризация русского языка;
- сохранение института семьи;
- просветительская деятельность;
- поддержка и развитие детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельности;
- формирование информационной среды, ориентированной согласно культурной политике государства;
- ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики;
- создание Российского фонда культурного развития.
Угрозы в сфере культурной политики:
К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям кризиса в этой сфере относятся:
- рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;
- атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других;
- снижение интеллектуального и культурного уровня общества;
- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;
- деформация исторической памяти,
- негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России.
2. Культурные ценности и культурное наследие. Виды и критерии объектов культурного наследия.
Базис культуры сформирован из её наследия, которое является не только материальным подтверждением фактов истории, но и определяет статус страны в мировом сообществе.
В Основах государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) закреплены ключевые понятия:
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
«Культурное наследие» - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность, которое включает материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров).
Вопросы «сохранения культурного наследия» подразумевают обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия и их защиту, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия (Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73 от 25 июня 2002 г.).
Существуют разные виды объектов культурного наследия и предметов искусства – см. Перечень культурных ценностей Приложение №1к Приказу Министерства культуры Российской Федерации №844 от 07 августа 2001г.).
Специфика и богатство русской культуры в полной мере проявляется в таких аутентичных её явлениях как русский язык, древнерусская архитектура, русская икона, народное искусство и народные традиции (которые подразумевают развитый комплекс и сложный синтез: пение, обряды, традиции, праздники, фольклор, сказки, традиционный быт, народные промыслы, кухня, костюм), живопись, литература, музыка, театр и балет, русский романс, искусство авангарда, советский конструктивизм в архитектуре и советская фотография как явления пролетарского искусства, достижения советских скульпторов и архитекторов.
Россия – страна великой культуры, богатого культурного наследия, многовековых культурных традиций. В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия обладает уникальной культурой, которая представляет такое же ее достояние, как и природные богатства. Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография – достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и во всём мире.
Именно культура составляет сложный национальный код страны.
«Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» Юнеско от 16 ноября 1972 г. ставит своей задачей сделать известными объекты, которые являются уникальными в своём роде.
Резолюция совета безопасности ООН по культурным ценностям: Конвенция Интерпола United Nations Security Council Resolution 2347\2017 от 24.03.2017. определяет порядок защиты культурного наследия.
Существуют разные категории объектов культурного наследия:
Критерии объектов культурного наследия:
(I) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
(II) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
(III) Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
(IV) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
(V) Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
(VI) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность.
Согласно Федеральному закону №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. под объектами культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации понимают объекты, которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа России.
3. Виды угроз культурному наследию.
Существующие угрозы культурному наследию:
1. Преступления против собственности. Кража произведений искусства.
2. Нарушение прав собственности и оспаривание государствами прав наследования произведений искусства.
3. Нелегальные археологические раскопки, а также разграбление подводных археологических объектов.
(см. Федеральный закон от 23.07.2013 N 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» редакция от 28.12.2017).
(см. Конвенция Юнеско об охране подводного культурного наследия
от 2 января 2009 г.)
4. Фальсификации произведений искусства и документов экспертизы предметов искусства.
5. Вопросы международного перемещения предметов искусства и стратегического перемещения культурных ценностей в интересах других государств и частных лиц.
Эти вопросы регламентированы Законом Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 (редакция от 28.12.2017) «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 30.03.2018).
6. Случаи умышленного занижения оценки статуса предмета, в целях беспрепятственного оформления разрешающих документов на вывоз из страны.
7. Стратегическое уничтожение предметов искусства, посредством которого не только бесследно уничтожаются – стираются отдельные страницы духовной культуры, истории, но происходит также смещение культурных приоритетов в общей системе мировых культурных ценностей, изменяется статус государств. Из истории известны факты стратегического перемещения и уничтожения культурных ценностей. Артефакты выступают материальными свидетельствами истории и культурных явлений. Утрата культурных ценностей невосполнима. Зачастую культурные ценности и артефакты целенаправленно уничтожаются в целях уничтожения отдельных культур, наций, государств и их истории.
8. Уничтожение документов, архивов и библиотек.
9. Подрыв культурного авторитета – посредством популяризации сомнительных поддельных предметов искусства на выставках профессиональных музейных площадок и издание каталогов, в которые наряду с всемирно известными хрестоматийными произведениями включают подделки.
10. Уничтожение информации о факте совершённого преступления. Как правило, через некоторое время после уничтожения памятника, разорения архива или музея уничтожается и информация о факте совершённого преступления
Заключение
Культура выступает инструментом передачи новым поколениям комплекса моральных, этических и эстетических ценностей, которые и составляет основу национальной самобытности страны. В свою очередь, знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов.
Культурная политика оказывает непосредственное влияние на формирование национально-культурного самосознания народов России, является важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации. На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.
Важно обратить внимание, что благодаря грамотно выстроенной культурной политике не только сохраняются традиционные ценности, прививаются ценностные взгляды – культура и искусство – сферы которые объединяют народы и отражают позитивные связи между странами, и благодаря им могут выстраиваются диалоги абсолютно разных культур, что подтверждено мировой многовековой практикой.
Благодаря грамотно выстроенной культурной политике сохраняются традиционные ценности, прививаются ценностные взгляды.
При работе и взаимодействии с этой областью необходимо понимание значения культуры и гражданское неравнодушие, внимательность и подозрительность в работе с этим материалом, скорость реакции и чёткое следование ведомственным инструкциям.
Народ без искусства и культуры лишён исторической памяти, а без исторической памяти он теряет национальную целостность. Состояние культуры определяет уровень цивилизованности общества. Культурная политика играет важную роль в укреплении и развитии страны.
Права защищены. Ссылка обязательна /novosti/news_post/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-kultury-iskusstva-i-okhrany-istoriko-kulturnogo-naslediya-statya-a-v-likhovtseva