« Назад

Фрактал - искусство нового времени

 

 

Анастасия Лиховцева

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

Выставка «Другое измерение. 3D-АРТ» представляет две секции Творческого союза художников России «Мультимедиа арт» / «Скульптура» и объединяет в одном выставочном пространстве работы двух художников - руководителя секции «Мультимедиа арт» Творческого союза художников России, доктора технических наук, профессора, президента Международного Мультимедийного Альянса (ММА), вице-президента Краснодарского регионального отделения ТСХР (г. Геленджик) Надежды Трубочкиной и скульптора секции «Скульптура» Творческого союза художников России Ирины Лагошиной. Выставка знакомит зрителя с фракталами - крайне необычной высокотехнологичной формой нового времени и скульптурой, которая в очередной раз подтвердила безграничность диапазона и вневременные возможности своего пластического языка.

Проект крайне необычен, он погружает зрителя в неожиданную среду вымысла и фантазии. Такая форма искусства приоткрывает для нас мир другого измерения, который благодаря прогрессу и новым современным технологиям, становится сегодня объективной реальностью. Фантастика, как художественный жанр и творческий метод, всегда нарушает привычные условности действительности, изменяет границы реальности, вносит такие неожиданные элементы и эффекты, которые не встречаются или невозможны в повседневной жизни реального мира. В какой-то мере, фантастический сюжет это гиперразвитие реального визуального образа - по своей природе он реален, но получает нереальное и нелогичное развитие для глаза человека и логики его мышления. Математическая природа наделила фрактал индивидуальностью и непредсказуемостью, он постоянно видоизменяется и развивается, автор задаёт его первоначальные параметры, которые можно пересчитывать и изменять.

«Развитие науки позволило создание красивых графических образов на основе комплексной динамики, путём раскрашивания точек плоскости в зависимости от поведения соответствующих динамических систем. Фракталы, построенные на основе комплексной динамики – «биоморфы» - напоминают живые организмы.» 

Фракталам свойственна мистификация и ощущение некой романтики другого измерения – мира, доступного человеку только в фантазиях.  

                                        2bashl_375-600                    3rise_375-600

Интересно узнать, что «в живой природе фрактальными свойствами обладают кораллы, морские звезды и ежи, морские раковины, цветы и растения (брокколи, капуста), плоды (ананас), кроны деревьев и листья растений, кровеносная система, бронхи людей и животных; в неживой природе: границы географических объектов (стран, областей, городов), береговые линии, горные хребты, снежинки, облака, молнии, образующиеся на стеклах узоры, кристаллы, сталактиты, сталагмиты, геликтиты».

«Фрактальная графика является на сегодняшний день одним из быстро развивающихся перспективных видов компьютерной графики. Математической основой фрактальной графики является фрактальная геометрия, когда в основу метода построения изображений положен принцип наследования от, так называемых, «родителей» геометрических свойств объектов-наследников. Понятие фрактал появилось в конце 1970-х гг. и сегодня прочно вошло в обиход математиков и компьютерных художников. Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает «состоящий из фрагментов». Термин был предложен математиком Бенуа Мандель-Бротом в 1975 г. для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур. Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому. Мелкие элементы фрактального объекта повторяют свойства всего объекта и, в простейшем случае, небольшая часть фрактала содержит информацию обо всем фрактале. Фрактальная графика, также как векторная и трёхмерная, является вычисляемой. Её главное отличие в том, что изображение строится по уравнению или системе уравнений. Поэтому в памяти компьютера для выполнения всех вычислений, ничего кроме формулы хранить не требуется. Изменив коэффициенты уравнения, можно получить совершенно другое изображение. Эта идея нашла использование в компьютерной графике благодаря компактности математического аппарата, необходимого для ее реализации. Так, с помощью нескольких математических коэффициентов можно задать линии и поверхности очень сложной формы. Фрактальная компьютерная графика, как вид компьютерной графики 21 века получила широкое распространение совсем недавно. Сегодня немногие компьютерщики в нашей стране и за рубежом знают фрактальную графику. Помимо фрактальной компьютерной графики существуют фрактальная анимация и фрактальная музыка. Создатель фракталов — это художник, скульптор, фотограф, изобретатель и ученый в одном лице. Он сам задаёт форму рисунка математической формулой, варьирует параметры, выбирает вид изображения и палитру цветов, то есть придумывает и создаёт рисунок. В этом отличие фрактальных графических редакторов от прочих графических программ.»     (Использованы материалы сайта http://www.esate.ru)

Надо сказать, что если бы математики и программисты, восхищённые природой фрактала, не стали бы искать пути как воплощать с его помощью концепции и умозрительные образы, и развивать эту идею, то, по всей видимости, фрактал, с большей вероятностью, остался бы категорий математических расчётов и не вышел бы за рамки компьютерной графики. Надежда Трубочкина - учёный-художник, которая перешагнула грань науки и подчинила её творчеству. Она оценила подвижность природы фрактала, красоту и масштаб его пространственных возможностей и перевела этот материал в сферу искусства - это пример как математическая величина, получив визуализацию, стала творчески преобразовываться и обрела художественную самостоятельность. Фракталы Н. Трубочкиной реализовывают и воплощают целые концепции, их отличает определённый стиль и художественная подача, им свойственна особая эстетика, они неординарны.

archi03                           town-2014                           2neboskreb

Форма презентации этого материала может быть разной. Самый зрелищный метод, с помощью которого зритель полностью погружается в вымышленную среду – это показ материала через проектор в формате non-stop video. Когда технические условия экспозиционного пространства не позволяют реализовать видео-презентацию и обеспечить широкоформатную демонстрацию, то возможен и статичный метод презентации этих арт-объектов, который, на самом деле, имеет свои преимущества. В качестве основы использован современный прозрачный пластик, на который на просвет нанесены изображения, в качестве подложки используется светодиодная подсветка.  В таком виде фрактал неподвижен и, казалось бы, теряет определённую зрелищность, но вместе с тем, он приобретает другие качества. Восприятие неподвижного двумерного изображения заставляет зрителя воспринимать визуальную информацию несколько по другому алгоритму, располагает к более глубокому осмыслению и анализу материала, выстраиванию ассоциативных рядов, тогда как в первом случае - основное впечатление формируется на основе сенсорных реакций человека и яркой первичной эмоции. Н. Трубочкина - это пример учёного, который виртуозен, переполнен идеями и ищёт самые неожиданные воплощения своего материала, она заставила математическую категорию служить неординарным творческим задачам. Н. Трубочкина – художник мультимедиа, которая учитывая свойства фрактала, нашла возможность использовать фрактальную графику в качестве художественного языка.

Скульптура тоже стала органичной частью этого проекта. Именно скульптура обладает свойствами пространственности, трёхмерности, цельности, динамичности, самостоятельности, фактурности. Скульптура это удивительный вид искусства, который вживляется в разную среду, развивает эту среду, способен сам создавать и домысливать её, пульсирует и принимает самые неожиданные осязаемые формы. Форма, сама по себе, обладает безграничными возможностями, а современные технологии позволяют скульпторам работать с разными материалами, сочетать их в разных комбинациях, открывают возможности обработки самых разных поверхностей.

Рождаются новые виды искусства, а традиционные находят новые ипостаси. Это искусство создаётся и существует ради самого искусства – так новые формы совершенства отвечают, пожалуй,  самой загадочной из теорем творчества.