« Назад

Абстрактное искусство света: генезис и формы световых объёмных инсталляций. Статья А.В. Лиховцева

 

«Абстрактное искусство света: генезис и формы световых объёмных инсталляций»

«Abstract light art: the Genesis and forms of multi-dimensional light installations»

\\ Сборник Международная научно-практическая конференция «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях» 2020.

 

Лиховцева Анастасия Владимировна  Likhovtseva Anastasia V.

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

Тhe member of the Association of historian of art and art critics (AIS)

 

Аннотация: Статья посвящена анализу искусства света – видов, типов световых объектов и объёмных инсталляций, световых шоу – изучены генезис абстрактного искусства света, параллели и связи искусства света с абстрактными формами изобразительного и пространственных искусств. Световые объёмные инсталляции, мультимедийные многомерные световые шоу, которые представляют самостоятельный вид искусства, новаторскую и инновационную форму произведения искусства, рассматриваются как этап эволюции абстрактного искусства в ХХI веке.Свет оказывает на человека не только эстетическое, но и сильное запоминающееся психоэмоциональное воздействие. Абстрактное искусство света это не только самостоятельный вид изобразительного искусства, но и форма художественного языка, которая представляет интерес для науки с точки зрения исследования его уникальных возможностей и достоинств.

Ключевые слова: абстрактное искусство света, искусство света, анимационно-лучевые лазерные шоу, пространственные представления, лазер, лазерные шоу, световые инсталляции, конструкции-иллюзии, интерактивные инсталляции, свето-цветовая среда, объект, артобъект, свет, цвет, пространство, абстракция, авангард, философия света, современное искусство, цветодинамика, психология восприятия света.

Essay: The essay is devoted to the analysis of types of light art-objects and multi-dimensional light installations, light shows – which allowed to trace the Genesis of abstract art of light, to consider the parallels and communication of art of light with visual abstract forms and art of space. Light multi-dimensional installations, multimedia multi-dimensional light shows, which represent an independent form of art, innovative and innovative form of art, are considered as a stage in the evolution of abstract art in the XXI century. Light make on a person not only as aesthetic impression, but also affect as a strong memorable psychoemotional effect. Abstract art of light (light art) is not only an independent form of visual art, but also a form of language, which is interest to science in terms of research of its unique features and advantages.

Key words: light art, animation-ray laser shows, space representations, laser, laser shows, light installations, constructions-illusions, interactive installations, light-color environment, object, artobject, fine art, light, color, space, abstraction, avantgarde, philosophy of light, contemporary art, color dynamics, psychology of light perception.

 

«Абстрактное искусство света: генезис и формы световых объёмных инсталляций».

 

         Искусство света абстрактно. Художники XXI века, используя широкий арсенал современных осветительных приборов и возможности проектирования с использованием программного обеспечения, создают световые объёмные инсталляции и мультимедийные световые шоу, динамичные арт-объекты, которые представляют самостоятельный вид искусства. На сегодняшний день это одна из новаторских и инновационных форм произведения искусства ещё недостаточно описанная и изученная специалистами. Изучение и анализ световых объёмных инсталляций позволяет проследить их генезис, предпосылки появления, определить качественные критерии этого экспрессивного и эфемерного произведения искусства, идентифицировать это художественное направление в общем контексте мировой истории искусства.

Свет в философии и теологии на протяжении веков трактовался и изучался как отдельная категория. Архитекторы, художники и скульпторы использовали возможности света при решении сложных идеологических и творческих задач в изобразительном искусстве.

В настоящее время абстрактное искусство света – это не только отдельное направление изобразительного искусства, но и форма художественного языка. Неразрывная связь света с архитектурой, скульптурой, живописью, театральным действом, кино стала сегодня необязательным условием. Искусственный свет в пространстве приобрёл самодостаточность, концепцию и сюжет. Световые арт-объекты имеют форму, структуру, пространственную геометрию, цветовое решение, они выстроены согласно сценарию и отвечают режиссуре, раскрывают определённую тему, решают художественную задачу, обладают эстетической ценностью и представляют результат осознанной творческой деятельности автора.

Генезис абстрактного искусства света логично прослеживается в мировой художественной культуре – изобразительном искусстве и философии, начиная с периода древних веков, когда источнику света придавалось сакральное значение, и до настоящего времени, когда свет приобрёл множество смыслов и возможностей. Свет в пространстве, возможности спектра и светотени – всегда интересовали художников при создании пространственных решений и художественных эффектов. В истории мирового искусства прослеживается множество концепций, выстроенных с помощью света, различные методы и подходы в работе с источником света и его интерпретации. Архитекторы, художники и скульпторы разных стран разного времени, используя возможности светового луча решали концептуальные, пространственные и художественные задачи, усиливали выразительность и создавали эмоционально окрашенную среду. В одних случаях это было использование локального света, в других – использование направленного и перекрёстного света, в-третьих – работа с проекциями, иллюзиями и отражениями.

История художественных опытов со светом в пространстве прослеживается начиная с искусства Вавилона и Ассирии, Древнего Египта и Античной Греции. Потребность постижения природы света и стремление объяснить принцип его разделения на составные цвета естественна и возникла ещё в древности с момента наблюдения человеком природных явлений – солнца и луны, звёзд, восхода и заката, лучей света, молнии, огня, радуги, росы, отражений и преломлений на поверхностях (воды, гор, снега и т.д.). Работа художника с светом в большей степени проявлялась через работу с направлением естественного света, которым управляли через архитектуру и геометрию пространства, создавая условия для драматургии и подачи художественного материала, расставляя акценты, задавая направление взгляда и движения, подчёркивая и нивелируя фактуры и рельефы поверхностей. Работа с лучом света и светотенью проявляла себя как в экстерьере архитектуры, усиливая её пластичность, так и в интерьере, выполняя концептуальные задачи в решении идеологически выстроенного пространства. Свет, как философская и теологическая категория, имел сакральное символическое значение. Свет играет в разных культурах (египетская, византийская, мавританская, индийская и т.д.) и традициях значимую роль при построении как двумерного (мозаика, рельеф), так и трёхмерного пространства (архитектура). Роль источника света, значение источаемого свечения, его интенсивность, игра световых эффектов и проекции, сила эмоционального, психологического воздействия света на зрителя осознавались, интерпретировались, были адаптированы согласно поставленной задаче.

В эпоху Средневековья свет благодаря волшебству витражей приобрёл цвет. Необходимо подчеркнуть значение этого этапа в истории искусства света, так как свет не просто стал подвластен художнику, управляющему его направлением и интенсивностью, но и приобрёл разноцветную окраску. Эксперименты и опыты с возможностями освещения продолжали интересовать художников, скульпторов, архитекторов и учёных. В эпоху барокко, при изменении философии, общей концепции образа в искусстве и способе интерпретации, архитекторы, художники и скульпторы внесли важный вклад в выстраивание пространства, образа и драматургии сцены с помощью освещения (Франческо Борромини, Микеланджело да Караваджо, Джованни Лоренцо Бернини и пр.). Представление о солнечном свете, как о сложном и составном, и принципе работы с ним изменились с момента открытия спектра И. Ньютоном в 1666 г.

Анализируя прогрессивные опыты художников с освещением уже в XIX веке (А. Куинджи, Н. Ге и пр.), невозможно, вместе с тем, не отметить роль постановочного света в «светописи», как называли изначально фотографию, с помощью которого создаётся психология и характер образа, богатство и рельеф фактуры поверхностей.

В ХХ веке, в 1910-1920 гг. футуристы, со свойственной им эмоциональностью выражения, уже будучи свидетелями опытов У. Тёрнера, экспериментов импрессионистов, фовистов и кубистов, создают произведения, в которых форма обретает подвижность, обнаруживая не только цветовые вибрации при движении, но и световые. В 1910 гг. Михаил Ларионов выступил основателем и теоретиком неординарной теории лучизма [4, 5], которая не теряет актуальности и сегодня. «Лучизм имеет ввиду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы выделенные волею художника» [4, с.3]. Примечательно, что ещё Дюрер, Рембрандт, Доре в своих офортах прочерчивали линиями исходящие и падающие лучи света. Как показало время, теория лучизма Михаила Ларионова спустя сто лет материализовалась в условиях новых технических возможностей в оригинальных концепциях и пространственных построениях современных лазерных шоу.

Свет и цвет в искусстве авангарда ХХ века уже были неразрывно связаны друг с другом. Художники всесторонне изучали вопрос, что каждый цвет имеет определённую интенсивность источаемого света, которая отвечает его полярности. В работах О. Розановой, Л. Поповой и многих других в числе прочих художественных задач закодированы и теории света. Достаточно вспомнить эффект от работы Ольги Розановой «Зелёная полоса» (1917), описанный коллекционером Г.Д. Костаки [1]. Возможности и идеи художников по мере широкого внедрения и использования электрических источников света существенно изменились. Электрические праздничные иллюминации во многих случаях заменили фейерверки и салюты, а источник света стал ещё более управляемым. Проект Ольги Розановой оформления празднования первой годовщины революции в 1918 г. предполагал использование света военных прожекторов с фильтрами различного цвета. [9, с.181]

Важная роль в истории искусства света принадлежит ключевым произведениям кинетического искусства. Ласло Мохой-Надь – член движения Баухауз с 1922 г. ставит эксперименты с кинетическим произведением инсталляционного светового искусства «Световой Космический модулятор» (Light Space Modulator) [14] – «конструкцию, где три подвижные металлические и/или стеклянные конструкции расположенные на вращающемся диске при помощи двигателя меняют взаимное расположение, а специальная световая подсветка создает узоры из движущихся теней». [15] Созданию светового космического модулятора в свою очередь предшествовало «Оптофоническое пианино» В.Д. Баранова-Россине. [9, с.181] Необходимо подчеркнуть, что Ласло Мохой-Надь сотрудничал с берлинскими экспериментальными театрами – это даёт основание для вывода, что его модулятор логично развивает принципы театральной машинерии в модернизированных эстетических формах отвечающих прогрессу времени.

Изучая генезис абстрактного искусства света, нельзя не отметить творческий эксперимент А. Матисса, который реализован в интерьере Капеллы Чёток (1949) в г. Ванс и опыты В. Кандинского, воплощённые в произведениях, в которых цвет отбрасывает свет или цвет превращается в свет, а также в работах выполненных на стекле. Цветовые вибрации произведений М. Ротко в полной мере проявляют возможности выстраивать с помощью цвета пространства - цветные среды. Творческие опыты с цветом и светом проявились в серии работ цветодинамическое напряжение Александра Тышлера.

Тышлер в автобиографии следующим образом описывает свои опыты: «Я его (свет) всего в своём сознании и ощущении обнажил, лишив его определённой, случайной для него формы. У меня остался один спектр. В спектре есть два цветовых лагеря разной напряжённости, разного напряжения, ощущаемости и воздействия на глаз, нервную систему и другие виды восприятия. Я окружил себя соответствующей литературой. Особенно мне помогли труды Бехтерева… Красный цвет со всеми его оттенками отличается прежде всего своей напряжённостью, синий цвет – пассивностью. Если взять пространственное расположение любых линий, то можно заметить, что вертикали по отношению к горизонталям находятся в напряжённом состоянии. Горизонталь относительно вертикали – в более пассивном положении. Поскольку диагональ имеет склонность переходить то в вертикаль, то в горизонталь – в диагональ укладываются одновременно красный и синий цвет». [2, c.190]

Идеи свето-цветовой среды вывел на новый уровень художник Дэн Флавин в скульптурных объектах и инсталляциях из флуоресцентных ламп, создавая средствами минимализма в свойственной автору американской эстетике мягкие цветные электрические пространства, в которые он вовлекает зрителя. Среда, построенная через многократно усиленный искусственным светом цвет и проекции задаёт определённую траекторию движения зрителя и создаёт аутентичную атмосферу. И Дэн Флавин и Франциско Инфанте в своих произведениях исследуют свет как субстанцию, составленную из множества цветных рефлексов, которая принимает различные формы. Стивен Кнапп выработал свой художественный язык в экспериментах с цветом и светом – его осязаемая «светографика» выстраивает пространственные цвето-световые композиции с отчётливо читаемой структурой.

Французский художник Франсуа Морелле – сооснователь «группы исследования визуального искусства» Groupe de Recherche d’Art Visuel (члены которой занимались кинетическим искусством и пользовались научно-экспериментальными методами с использованием свойств света и оптических иллюзий) составил композиции из неоновых трубок. В его работах лампа – это одновременно и свет, и цвет, и формообразующий элемент. Работы Джеймса Таррелла, творчество которого посвящено также изучению света, иллюзии и пространства, из серии «Tall Glass» состоят из светодиодов, запрограммированных менять цвет с течением времени.

В настоящее время художники сочетают разные виды светового оборудования, получая разные формы светового искусства. Тоннели Чул Хён Ан (Chul-Hyun Ahn) продолжают идеи Флавина, Морелле и Кнаппа. Лео Вильяреал (Leo Villareal) развил идеи работ Ротко, в своих произведениях, созданных при помощи цветных светодиодов, которые меняют цвет и интенсивность свечения. Константин Худяков использует при создании своих произведений световые стереолайт-панели с диджитал-арт изображением, широкое распространение получила современная интерпретация фотосъёмки световых объектов с долгой выдержкойсветовые граффити или фризлайт, которые ставят задачей запечатлеть зрелищность световых эффектов (например работы Light Art Performance Photography «LAPP»).

Световые интерактивные инсталляции – это материал, который при всей своей зрелищности, выразительности, мягкой подвижности и отзывчивости по отношению к зрителю, неразрывно связан с поверхностью и проекцией изображения на поверхность. В данном контексте необходимо отметить проекты Центра современного искусства М`АРС, который с середины 2000-х годов специализируется на искусстве с использованием новых технологий. Ярким примером является пространство Музея цифрового искусства Мори (Mori Building) на острове Одайба в Токио, созданное японской командой teamLab в 2018 г., в котором представлены интерактивные работы, 50 цифровых инсталляций и интерактивные аттракционы на площади 10 тысяч квадратных метров.

Световые инсталляции разорвали связь света с поверхностью и органично вошли в экспозиционное пространство. Масштабные зрелищные инсталляции Брюса Мунро (Bruce Munro) из оптического волокна – это объекты и средовой дизайн, которые имеют оригинальные формы и концепции. Объект «Chindi» представляет парящую изящную конструкцию, прообразы для которой в действительности многочисленны в истории искусства – светильники А. Родченко [9], объекты кинетического искусства начала ХХ века, в искусстве настоящего времени очевидные параллели можно провести с работами художников современников Мунро – Кари Хухтамо (Kari Huhtamo) и Джанет Эчельман (Janet Echelman). Вместе с тем, объект «Chindi» это новая ступень в истории искусства – произведение оригинально своей светоносностью, материалом, техникой исполнения, имеет очень индивидуальную лёгкую элегантную форму и неординарную концепцию. Инсталляция «Light Shower» в Соборе Солсбери (2010) оказалась более новаторской с точки зрения светодизайна. Произведение «Light Shower» Брюса Мунро стало органичной составляющей пространства собора, усилило и обогатило сакральное пространство, позволила прихожанину фактически увидеть невидимое – автор материализует свет и проявляет теологическую формулу: нисходящий божественный свет есть радость и озарение.  

Похожих световых эффектов стремится достичь художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson). Инсталляция «The Weather Project» была представлена им в 2003 году в Турбинном зале Tate Modern в Лондоне – под потолком зала был натянут отражающий экран и установлено 200 высокочастотных ламп, имитирующих закатное солнце и рассеивающих по наполненному туманом пространству желтый свет. В том числе художник создал серии дизайнерских модульных светильников и световых объектов, которые рассеивают свет по принципу калейдоскопа.

Световые конструкции-иллюзии. Архитекторы настоящего времени также используют свет не только для эффектов-иллюзий в оформлении интерьера, но и при создании пространственных конструкций-иллюзий, выполненных с помощью различных видов источников света и лазерного освещения.

Статичные световые инсталляции или так называемые световые скульптуры – как например, световая пирамида Криса Клавио (Chris Clavio), создают визуально осязаемую трёхмерную пространственную форму.

Инсталляцию художника Ли Хиуэй (Li Hui) для UCCA space, представленную Сингапурским художественным музеем (Singapore Art Museum), отличает выразительность, эстетика и лаконичность образа, активность подачи материала, концептуальность замысла. В данной инсталляции автор, который выстроил не только пространственный образ, но и концептуальный контент, достиг органичной цельности эстетического, интеллектуального и сакрального: произведение вызывает устойчивые ассоциативные связи у зрителя, апеллируя к вопросам вечности. Вместе с тем, мы наблюдаем трансформацию сакральной концепции, история которой прослеживается со времён Древнего Египта и Ассирии. Таким образом, через эстетику подачи, цвет и световой концепт, смоделированную среду и пространственную форму, выстроен отчётливо читаемый образ, который вызывает эмоциональный и интеллектуальный отклик у зрителя и оставляет сложное комплексное впечатление.

Безусловно, богатый опыт работы с светом в пространстве накоплен художниками по свету театра и кино – этому сегменту посвящена специальная литература. Художники по свету выстраивают не только общее настроение и стиль действа, но и создают характер, психологию повествования, отвечая сюжету, подчёркивают фактуру образов персонажей. С появлением и развитием электротеатра, который в свою очередь с начала ХХ века также претерпел прогрессивные изменения, театр, оборудованный в том числе светодиодными LED экранами, стал технологичным сценическим пространством с возможностями создания визуальных сред.

Анимационно-лучевые лазерные шоу вышли на новый уровень создания световых инсталляций. С 2011 г. в Москве ежегодно проводится Московский Международный фестиваль «Круг Света», в рамках которого дизайнеры по свету воплощают мультимедийные и световые инсталляции в архитектурном пространстве города. Подобные мероприятия проводятся в разных странах мира. Один из наиболее известных фестивалей – «Праздник света» («Фестиваль Огней» с 2002 г.) проводится в г. Лион во Франции. Вместе с тем, необходимо отметить, что этот вид инсталляций также продолжает оставаться связанным с плоскостью, рельефом и проекцией: зачастую функцию такой фактуры выполняет поверхность стены, а формообразующей выступает экстерьер или интерьер здания.

Анимационно-лучевые лазерные шоу в формате пространственных представлений синтезировали все перечисленные виды и формы искусства света. Данный вид произведений создан при комбинированном сочетании разных типов и видов светового оборудования (лампы, прожекторы, споты, светодиоды, лазерные приборы и т.д.), эффектов световых объёмных инсталляций (созданных посредством линзовых механизмов, стробоскопов, генераторов дыма и т.д.), звука и различного контента программного обеспечения. При создании таких шоу необходимо учитывать технические характеристики пространства (зала, площади). Свет становится динамичным и живым посредством управления группой осветительных приборов согласно спрограммированному сценарию. Анимационно-лучевые лазерные шоу создают подвижный пространственный объект искусства, который парит и движется в пространстве, полностью его заполняя. Искусство анимационно-лучевых лазерных шоу в большинстве примеров на сегодняшний день абстрактно. Абстракция во многом представляет связи и отношения геометрических первоэлементов – объектов в пространстве – именно в таком виде искусства цвет, свет, форма, ритм сочетаются как абсолютные категории, которые волшебным образом генерируют на глазах у зрителя художественный объект в некой системе координат.

Дополненная реальность для света перестала быть иллюзией. Свет, который всегда являлся естественной составляющей среды-пространства приобрёл в настоящее время художественную форму. Абстрактное искусство света анимационно-лучевых лазерных шоу в формате пространственных представлений создаёт самодостаточное виртуальное пространство, трансформированное согласно творческой задаче автора, которое не имеет зримо определённых границ и ограничено только силой излучения источника и пространством площадки презентации (зала, площади города). Анимационно-лучевые лазерные шоу имеют сценарий, постановочные задачи, режиссуру, сочетают разные виды и формы искусства, динамическое и графическое световое оформление. Этот сложный вид искусства синтезировал многовековой опыт разных видов, жанров изобразительного искусства, опыт художников по свету театра и кино, став инновационным. Свето-цветовой динамический объект – это динамичное абстрактное искусство в свободном пространстве, которое сегодня отвечает требованиям высокого качества технического и художественного исполнения.

Заключение:

Анализ принципов искусства света, видов, типов световых объектов и объёмных инсталляций, созданных посредством разного рода светильников и проектирования на основе специализированного программного обеспечения, позволил проследить генезис абстрактного искусства света, рассмотреть параллели и связи искусства света с абстрактными формами изобразительного и пространственных искусств. Абстрактное искусство света представляет не только самостоятельный вид изобразительного искусства, но и форму художественного языка.

Свет так же как и цвет, звук, форма выстраивает пространство, а интенсивность и ритмичность изображения усиливают эффекты и зрелищность подачи материала, оказывая не только эстетическое, но и сильное запоминающееся психоэмоциональное воздействие на человека.

В современных световых инсталляциях художники используют для реализации замыслов инновационные технологии проектирования на основе программного обеспечения. Сочетание различных видов, типов источников света, программных средств позволили создавать современным художникам многомерные инсталляции. Свет оживляет цвет, разные цвета смешиваются и пересекаются в этих многомерных произведениях в пространстве. Художники работают светом с цветом и объёмом, решают оптические задачи, прибегают к различного рода художественным эффектам, находят сложные композиционные и пространственные решения.

         Абстрактное искусство света представляет интерес для науки с позиции анализа его развития и с точки зрения исследования его уникальных художественных возможностей и достоинств. Это форма пространственного многомерного вида искусства отражает мироощущение, умозрительные концепции художников, выражает глубоко личные внутренние состояния, чувства и вызывает, в свою очередь, эмоциональный отклик у зрителя – чувственный ассоциативный ряд.

Искусство света точно отвечает современным достижениям научно-технического прогресса и эстетике настоящего времени. Прослеженный путь становления искусства света показывает, что световая объёмная инсталляция – важный этап эволюции абстрактного искусства в ХХI веке.

 

Литература:

  1. Георгий Костаки. Каталог выставки «Выезд из СССР разрешить...». К 100-летию коллекционера. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. 428 с.
  2. Игра и лицедейство. Наследие Александра Тышлера в Отделе личных коллекций / А.Ю. Чудецкая // Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. ГМИИ им. А.С. Пушкина. – М: Кучково поле, 2017. С.185-208.
  3. Искусство света: наука, техника, образование и проектно-художественное творчество / С.В. Курасов, В.П. Будак, Н.И. Щепетков // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество. Международная научно-практическая конференция 18 октября 2019. М. 2019. С. 9-12.
  4. Ларионов М.Ф. Лучизм. Москва: К и К, 1913. 21 с., 6 л. ил.
  5. Манифест лучистов и будущников / Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Зданевич и др. // Ослиный хвост и Мишень, Москва, 1913.
  6. О первой в истории праздничной электрической иллюминации / А.В. Сазиков // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество. Международная научно-практическая конференция 18 октября 2019. М. 2019. С.149-153.
  7. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. Михаил Ларионов. М.: Галарт, «RA» (Русский авангард), 2005. 407 с.
  8. Работа со светом, применение мультимедийных компьютерных технологий на периодических международных выставочных арт-проектах ХХ-ХХI веков / О.Б. Павлова // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество. Международная научно-практическая конференция 18 октября 2019. М. 2019. С.65-69.
  9. Свет дизайн-авангарда / А.Н. Лаврентьев, Вьери Квиличи // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество. Международная научно-практическая конференция 18 октября 2019. М. 2019. С.179-189.
  10.  Световые пространственные иллюзии в интерьере / В.Е. Барышева, Л.В. Желондиевская // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество. Международная научно-практическая конференция 18 октября 2019. М. 2019. С.70-77.
  11.  Chapelle du Rosaire of the Dominican nuns of Vence by Henri Matisse. Vence. 1996.
  12.  Gualdoni Flaminio Futurism. Skira. 2009. P.95.
  13.  Olga Rozanova Ольга Розанова 1886-1918. Helsinki: Helsingin Kaupungin Taidemuseo. 1992. Р.125.

Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet):

  1.  László Moholy-Nagy’s “Light Prop for an Electric Stage (Light-Space Modulator)” in Motion. Harvard Art Museums. Режим доступа URL : https://vimeo.com/111474831 (дата обращения 30.04.2020).
  2.  Art Dictionary Light Art. Режим доступа URL : https://www.hatjecantz.de/light-art-5048-1.html?article_id=5048&clang=1 (дата обращения 30.04.2020).

Глоссарий по художникам Light Art:

  1.  https://www.wikiart.org/ru/den-flavin
  2.  http://www.stephenknapp.com/
  3.  https://www.centrepompidou.fr/cpv/rechercher.action
  4.  http://jamesturrell.com/
  5.  https://www.laprairie.com/en-us/edition?editionId=hong-kong-2019
  6.  https://www.lightart-photography.de/
  7.  https://www.clavionline.com/
  8.  https://www.singaporeartmuseum.sg/
  9.  https://centermars.ru/
  10.  https://borderless.teamlab.art/
  11.  https://www.brucemunro.co.uk/
  12.  http://lightfest.ru/
  13.  https://www.fetedeslumieres.lyon.fr/
  14.  http://villareal.net/
  15.  https://olafureliasson.net/

Права защищены AVRORAart 2020