« Назад

9 Мая - День Победы

 

 

Анастасия Лиховцева

искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС)

 

Проект «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ», посвящён победе Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Великая Отечественная война это знаковое событие в мировой истории и одно из самых трагических и героических событий в истории нашей страны. Победа в этой войне была одержана народами Советского Союза над фашистской Германией ценой жизни огромного количества людей, которые сознательно шли на самопожертвование во благо общества. Это Героический пример поколения, совершившего самоотверженный подвиг во имя мира на земле и личной свободы каждого отдельно взятого человека. Они проявили непоколебимую силу человеческого духа, стойкость, мужество, сплочённость, которые сегодня являются для всех нас примером. Мы чтим их память и гордимся тем, что являемся потомками такого великого народа. Победа 1945 г. должна навсегда оставаться в нашей памяти и память об этом событии передаваться от поколения к поколению.

Ключевыми событиями Великой Отечественной Войны стали оборона Москвы и оборона Севастополя, Сталинградская битва, Курская битва, Битва за Днепр, оборона и блокада Ленинграда, оборона Кавказа. Только затем последовали водружение Знамени Победы над поверженным Рейхстагом, подписание «Акта о военной капитуляции» германских вооружённых сил в Карлсхорсте и наконец – Парад Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве. Легендарный Парад Победы 1945 г. вошёл в мировую историю как символ триумфа Советского Союза, его народа и армии в борьбе с угрозой всемирного порабощения и уничтожения.

Великая Отечественная Война нашла отражение в работах художников разных поколений, которые вошли в историю советского изобразительного искусства. Все мы прекрасно знаем шедевр советского агитационного плаката времен Великой Отечественной войны – знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!», созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 г. Среди картин, посвящённых событиям Великой Отечественной Войны, нельзя не вспомнить знакомые нам с школьных лет работы художников: А. Дейнеки - «Оборона Севастополя» 1942 г., А. Пластова - «Фашист пролетел» 1942 г., картину С. Герасимова «Мать партизана» 1943 г. и др.

Мы предлагаем Вашему вниманию редкий интересный материал из частного собрания - это военная серия рисунков художницы русского авангарда Надежды Удальцовой 40-х годов и работы советских художников на тему Великой Отечественной Войны.

        Н. Удальцова Военный лётчик                           Н. Удальцова Военный аэродром

Серия рисунков Надежды Удальцовой относится к циклу графических и живописных работ, выполненных художницей во время творческой поездки по военным частям Подмосковья в 1942 г. Особо хочется выделить три рисунка выполненных чёрной тушью: «Собрание перед боевым вылетом» (бумага, тушь, 31х24 см.), «В кабине самолёта» (бумага, тушь, 16,2х26,8 см.) и «Портрет военного» (бумага, тушь, 18,3х12,5 см.). В этих рисунках, выполненных «быстрой» кистью, соединились её талант и личные впечатления от увиденного. Рисунки Н. Удальцовой эмоциональные, сильные, эффектные, экспрессивные. Художник всегда необыкновенно ярко проявляет себя в рисунке. Характер рисунка податлив и изменчив - может быть вдумчивым или стремительным, нежным или твёрдым. Манера, подача и выбор материала безусловно являются составляющей в интерпретации образа. Н. Удальцова остро схватывает основные черты, сохраняет некоторую условность, которая придаёт ещё большую характерность образам. Рисунки выполнены кистью и одним только чёрным цветом, который придаёт некую грубость, усиливает яркость и резкость. Экспрессивная манера живописного почерка художницы, своеобразное кадрирование материала - все эти характерные черты составляют определённый стиль, выделяют и выгодно отличают эти работы в экспозиции.

     Н. Удальцова Портрет военного                  Н. Удальцова Собрание перед боевым вылетом                 Н. Удальцова В кабине самолёта 

Особого внимания заслуживает акварель Н. Удальцовой 1930-х гг. «Эскиз декоративного орнамента для детского одеяла и полотенца» на военную тему (бумага, акварель 26х37 см.). В качестве декоративного мотива художница выбирает изображение танков и самолётов. Данный эскиз относится к её редчайшим произведениям. Следует напомнить, что после Октябрьской революции Н. Удальцова преподавала во ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских).

ВХУТЕМАС был создан в 1920 г. постановлением Советского правительства как «...специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540). Одновременно, перед производственными факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах пластических искусств, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников, тканей и др. 1 \\ По материалам Л.В. Марц. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

                                 Н. Удальцова Эскиз декоративного орнамента для детского одеяла и полотенца

«Эскиз декоративного орнамента для детского одеяла и полотенца» Н. Удальцовой представляет исключительный коллекционный интерес, как пример работы художницы для текстильной промышленности отвечающий своему времени.  

Из работ советских художников, хотелось бы обратить внимание на два эскиза плафонов народного художника РСФСР Я. Скрипкова выполненных в 1947 г. «Салют в День Победы на Красной площади» и «9 Мая - День Победы. Красная площадь». Яков Скрипков - профессиональный художник-монументалист, будучи ветераном Великой Отечественной войны и очевидцем Парада Победы 1945 г., соединил в своих работах красоту советского монументального стиля, лаконичность, торжественность, неординарность композиционного решения.

     Я.Скрипков Плафон №2 1947 г         Я.Скрипков Плафон №1 1947 г

Современные художники уже относятся к другим поколениям, но и они продолжают создавать произведения искусства, посвящённые Великой Отечественной Войне и её героям. Они изучают историю Великой Отечественной войны, её события, документы, архивы, героические биографии защитников Отечества, военное обмундирование, оружие, личные вещи, телеграммы, фотографии, открытки, личные документы членов семей, состоящих в переписке в период войны, письма – вошедшие в историю «солдатские треугольники». Изученные материалы, воспоминания ветеранов позволяют раскрывать историю Великой Отечественной Войны в новых интерпретациях. Для каждого советского гражданина Великая Отечественная Война это часть его семейной истории. В картинах современных художников это история их отцов и дедов, их семей – это наша общая история. Это и есть свидетельство исторической памяти, пример гордости и патриотизма, искренний отклик сердца, восхищение мужеством, героизмом. На сегодняшний день, создан целый пласт картин по истории Великой Отечественной войны – историческая летопись. 

Мы благодарны своим предкам, чтим память Героев и хотим пронести эти лучшие чувства в сердца зрителей.

Мы хотим, чтобы память поколений никогда не прерывалась. "Никто не забыт, ничто не забыто".

©AVRORAart.ru